Согласно рекомендациям известного исследователя развития дошкольников О. М. Дьяченко, при диагностике необходимо учитывать три фактора: количество правильных ответов — это актуально только при решении задач; вариативность и оригинальность ответов конкретного ребенка — это лучше всего оценивать в группе, поскольку есть возможность сравнить. Для диагностики воображения дошкольников психологи используют простые «дорисуйки»: геометрические фигуры или линии, которые ребенок должен превратить в новый объект.
Хорошая новость в том, что высшие психические функции развиваются на протяжении всей жизни, а в дошкольном возрасте у некоторых из них сензитивный период, то есть они формируются лучше всего. Разумеется, с ребенком надо заниматься, но не стоит паниковать, если он научился что-либо делать в 4 года и 2 месяца, а все дети вокруг уже освоили это в 3 и 11. Учитывая закономерности возрастного диапазона, стоит понимать, что разброс все же индивидуален, и подгонять ребенка под выдуманную норму с мамских форумов не надо. Когда родители занимаются с ребенком, не забывая получать от этого удовольствие, а он развивается с доступной для него скоростью — вот это действительно нормально.
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт