Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 3 сентября

Зачем нужен блог
и стоит ли его заводить

Практикующий психолог-психотерапевт Анна Лебедева расскажет с какими психологическими трудностями сталкивается начинающий блогер, а также зачем люди заводят блог и какая от него может быть польза.
— Стать блогером сейчас может абсолютно каждый! Анна, как вы думаете, почему не все блогеры становятся звездами Instagram, которые зарабатывают на рекламе?
Каждый, кто становится на путь блогера, публичной самопрезентации, лидера мнений, сталкивается, в первую очередь, с внутренним сопротивлением. Страх стать «белой вороной», страх оценки и отверженности — все это стоит преодолеть тому, кто решил стать блогером.
Самая большая сложность — это страх отверженности. Мы боимся, что узнав нас настоящих, люди осудят и отвернутся.
Страх выделяться — это наше наследие постсоветского периода. Именно он стоит на пути новых начинаний, открытого выражения мыслей, следования нестандартным идеям, смелости говорить правду и принимать конструктивную критику. Именно он не свойственен так называемым «миллениалам», встретившим новое тысячилетие в юном возрасте.

Мы жили в мире, где проявляться, быть непохожим на других — это дурной тон. «Куда ты лезешь», «в каждой бочке — затычка», «выскочка», — знакомо? Сейчас наше общество переживает падение очередного «железного занавеса».

Появляется возможность заявлять о себе, более того, это становится социально одобряемым. Посмотрите на тех, кому сейчас 16−25 лет! Они легко и смело презентуют себя, в их головах все меньше звучит слово «нельзя». Новое поколение более уверено в себе и открыто новому.
— Если карьера блогера встречает сильнейшее внутреннее сопротивление, почему же люди все-таки идут туда?
Во-первых — это мода и современный тренд.

Во-вторых — это наше будущее и возможность проявиться, говорить и быть услышанными.

В-третьих, именно в этой сфере мы можем реализовать свою потребность во внимании. У многих из нас не закрыта эта детская потребность, а реализовать ее в через блогинг — это один из выходов и вполне неплохой. Почему нет?
Четвертый повод идти в блогеры — это то, что сейчас называют «личным брендом». Люди, которым есть что сказать, мастера своего дела, у которых есть потребность делиться.
Для специалистов интернет — это еще одна новая площадка, где можно удобно и качественно презентовать свой продукт.

Часто несколько из этих поводов сочетаются и взаимодополняют друг друга. Например, вам может быть важно как получать порцию внимания в сети, так и делиться своим мастерством.
В интернете мы можем найти совершенно разные блоги: от естественных, где автор выходит в эфир без тонн косметики, делится своими сложностями и использует нецензурную лексику, до бьюти-богинь, которые имеют очень далекое отношение к реальности.
— Анна, что вы думаете по этому поводу?
Здесь мы касаемся мотивации или того, для чего человек выходит на аудиторию «быть или казаться»?

У каждого из нас есть внутренний образ «Я-реальный» (тот человек, которым мы являемся по жизни: с параметрами тела, тоном кожи, привычками и выборами) и «Я-идеальный» (предпочитаемый нами образ, тот, кем мы хотим быть «когда вырастем» и искореним все качества и параметры, которые не любим в себе).
Мы можем сказать, что в самовыражении (в реальном общении и, особенно, в блогинге) есть люди «быть», а есть люди «казаться».
У каждого из нас есть образ идеального себя. Мы можем идти в желаемое будущее только принимая себя. Если человек не принимает себя и свою реальность, тогда образ «Я-идеальный» будет всегда лучше и болезненно недосягаем. Тогда мы начинаем играть в лучшую версию себя из ощущения, что реально дойти до желаемого будущего из точки «сейчас» невозможно.

В этом случае мы не можем посмотреть на себя и свою жизнь «без фильтров», мысленно обнять, принять и начать двигаться.

Это уже вопрос психологии и проработки детских травм: как так вышло, что человека не научили любить и принимать себя?

Если блогер «хорошо стоит на ногах», у него стабильная самооценка, он будет общаться с аудиторий с позиции «я есть». Вы будете видеть живого, смешного, красивого в своей простоте и мастерстве, иногда странного, но очень человечного и близкого к аудитории блогера.
Человек, который заводит блог, чтобы «казаться», — это зачастую контент про идеальную жизнь, ванильно-розовую или гламурно-стильную, но не без политики, болезней, эмоций негативного спектра и неровностей кожи. Если вы не умеете отделять реальность от картинки, такой блог принесет вам только боль сравнения, зависть и разочарование.

Откуда такое обилие блогов на тему идеальной жизни?

Ответ — страх быть отвергнутым: «я не нужен такой, какой я есть, меня не полюбят», «я настоящий не достоин быть замеченным и услышанным».

Вы замечали, что на страницах аккаунтов встречается разная степень «идеальности»? Уязвимость — это присущее всем чувство, мы не готовы показаться полностью даже близким людям, тем более перед аудиторией.

Чтобы получить принятие со стороны общества, мы начинаем подстраиваться под моду и тенденции времени, чтобы с уверенностью получить одобрение. Все любят красивых людей, дорогую жизнь и котиков, но главный вопрос в том, кто остается там, за идеальной картинкой?
— Поговорим о второй стороне: почему люди нон-стоп зависают в социальных сетях, в чем причина интереса к жизням других?
Кроме того, что мы следим за людьми, которыми вдохновляемся, у которых учимся или имеем схожие интересы, серфинг в социальных сетях — это уход от реальности, проблем, непринятия себя и своей жизни. Социальные сети — это способ сбежать, как и просмотр фильмов, чтение книг, переедание, игромания и другие занятия, если они переходят в степень зависимости.
Часто наедине с собой нам становится очень больно и невыносимо.
Нам хочется отвлечься, переключить внимание.
Жажда смотреть странички гламурных див — это или сублимация собственных желаний или откровенное «хейтерство», хотя оба эти явления имеют одни и те же корни.
Это не хорошо и не плохо. Это факт. Иногда отвлечься от боли необходимо — это как выпить таблетку и не терпеть мигрень. Но стоит помнить, что сильную и регулярную боль нельзя постоянно глушить или лечить самостоятельно. Не нужно винить блогеров, а лучше задуматься о том, что именно вы делаете в интернете и не стоит ли вам обратиться за помощью к психологу.
— В таком случае, есть ли польза от ведения блога? Стоит ли этим заниматься и если да, то кому?
Я думаю, есть смысл делать то, что вам нравится, в чем лично вы ощущаете пользу.
Если в процессе ведения блога возникает ощущение реализации, самоценности, азарта, удовольствия, или любые другие чувства и ощущения, которых вам не хватает — делайте это!

Главный вопрос, который можно задать себе относительно любой сферы жизни: «мне это нужно»?

Можно подстраиваться под чью-то картинку и «казаться» или создавать то, от чего лично вы получаете удовольствие и вдохновлять других, ведь истинный интерес и увлеченность так притягательны!

Интернет — это прекрасная площадка для творчества. Некоторые блоги вызывают настоящее эстетическое удовольствие, это полноценная ветвь современного искусства. Попробуйте и вы, если чувствуете желание!

Социальные сети, феномен блогерства — это не хорошо и не плохо, это явление, новое пространство, которое вы можете использовать так, как считаете нужным, с пользой для себя.
Свобода говорить и выражать себя, которую мы видим сейчас среди блогеров — это ветер перемен и только вам решать, как к этому относиться.
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ