ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 7 августа
Преподаватели Факультета:
Юлия Соколовская
Говорим о методе транзактного анализа, его особенностях и о связи детской психологии и работы со взрослыми.
Юлия Соколовская
Практикующий психолог и психотерапевт в сфере семейного, детского и индивидуального консультирования, преподаватель Факультета психологии Среды обучения
— Юлия, расскажите, как вы пришли в психологию?
— По первому образованию я программист-экономист. Двенадцать лет назад я пошла на личную терапию, многое в жизни поменялось, все больше стала интересоваться психологией, получала много обратной связи от друзей и знакомых, когда мой психотерапевт посоветовала начать обучение в этой сфере, поняла, что пора.

Последовав этому совету, пошла учиться сразу в два института РГСУ (понимание психологии в целом, разных подходов и точек зрения) и на Европейскую программу в Институт Интегративной Психотерапии и Коучинга — там получила потрясающую практическую подготовку, освоила опыт европейских коллег, получила диплом, с которым могу работать в Европе.
— Какой метод вы выбрали основой для вашей практики?
— Транзактный анализ. В этот метод по необходимости я интегрирую другие техники, например, гештальт-терапию. Этот метод очень понятен для клиента. На доступном языке, применимом к повседневной жизни, можно дать человеку инструмент, который он сможет эффективно использовать.
— Расскажите немного о том, как вы понимаете суть транзактного анализа.
— Этот метод очень легкий на первый взгляд. Он говорит о трех состояниях личности:
Родитель (опыт, правила, долженствования, социальные нормы);
Взрослый (реальность, в которой мы просчитываем необходимые действия для достижения желаемого результата);
Ребенок (эмоциональная часть).
Эрик Берн, основатель данного метода, говорит о том, что в какой-то момент времени у человека активна одна из этих частей.

Рассматривая взаимодействие частей личности, мы можем понять, в чем сейчас нуждается клиент, какие потребности он реализует. Диалоги разворачиваются не только с внешним миром, но и внутри человека: каждый из нас сам себе Родитель, Ребенок и Взрослый.
— В чем вы видите плюсы транзактного анализа?
— Наглядность. Мы имеем дело с четким и ясным для клиента механизмом работы. Транзактный анализ позволяет рассмотреть игры, сценарии и установки. Данная база помогает психологу понять, что происходит с клиентом. Этот метод помогает на практике показать клиенту, в какие ситуации и почему он попадает.
— Какие сложности, подводные камни может обнаружить начинающий психолог при использовании транзактного анализа?
— Метод изначально может напугать, потому что кроме кажущейся легкости он достаточно глубок. Но стоит помнить, что в каждый момент времени мы работаем с той частью личности, которая доминирует в ситуации. Если у психолога есть практика личной терапии (она необходима!), то он хорошо знает в себе эти части личности: Ребенка, Родителя и Взрослого. В этом случае специалист может дать искренний отклик, контакт и свободу проявления клиенту. Важно знать теорию, но не гнаться за ней. Не менее важно учиться чувствовать себя и клиента.
— Вы работаете и с детьми, и со взрослыми. Наши студенты часто сомневаются, выбрать им детскую психологию или учиться работать со взрослыми?
— Изначально я изучала область работы с детьми, чтобы лучше работать со взрослыми. Потом втянулась, поняла, что проще и эффективнее скорректировать на подходе проблему, а не разгребать ее во взрослом и подростковом возрасте.

Пока ребенок маленький, бывает достаточно обратить внимание родителя на определенные моменты, чтобы оказать ребенку поддержку.

Психолог может во многом помочь малышу, но все же поддержки психолога для ребенка недостаточно, если в эту работу не включается родитель. Поэтому работа со взрослым в данном случае обязательна.

Детская и взрослая психология очень тесно пересекаются. То, о чем мы говорим с ребенком, может подойти и для работы со взрослым. Ведь в работе со взрослым мы часто имеем дело с его ранимой детской частью, говорим о проблемах, корни которых лежат в детстве.
— Что выбрать: детскую или взрослую психологию?
— В любом случае в работе с детьми вы будете контактировать со взрослыми, приглашать на встречи родителей. В работе со взрослыми вы будете говорить о детском опыте клиентов, знания детской психологии вам пригодятся. Если вы не можете определиться — начните с себя.

Если вы хорошо понимаете себя, тогда из своей «родительской» части вы сможете дать разрешение ребенку на какое-либо проявление. Также вы поймете внутреннего Ребенка того взрослого, который пришел к вам на прием.

Учитесь и начинайте практику, в процессе вы сможете определиться с направлением!
— Ваши пожелания, напутствия начинающим психологам!
— Личная терапия — это важно. Мне близка европейская система, где для получения разрешения работать психологом необходимо пройти определенное число часов супервизии и личной терапии.

Второй момент — это не бояться начать работать! Не придет тот день, когда вы поймете, что готовы к работе, учатся психологи всю жизнь. Никакие книги и курсы не помогут вам во время консультации, только личный опыт. Вы можете быть всего на несколько шагов впереди своего клиента, при поддержке супервизора и опыта личной терапии этого достаточно.

Развивайте себя на личной терапии, берите опытного супервизора и начинайте практику!
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности