Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 18 февраля

Танцевально–двигательная терапия (ТДТ), как путь к счастью.
Тело никогда не врет!

Разговор о методе, сложностях и возможностях ТДТ, а также о простом счастье проживать жизнь с педагогом-хореографом, танцевально-двигательным терапевтом Елизаветой Дружининой.
Елизавета Дружинина
Педагог-хореограф, танцевально-двигательный терапевт,
руководитель школы танцев «Свободная пластика»
— Елизавета, расскажите, как начались и развивались ваши отношения с танцевально-двигательной терапией (ТДТ)?
— Еще много лет назад я поняла, что танец не должен ограничивать человека, а наоборот — может исцелять и раскрепощать. Изначально отношения у меня развивались со сценическим и спортивным танцем. Семнадцать лет я профессионально занималась спортивными бальными танцами, получила разряд «кандидат в мастера спорта», окончила хореграфический факультет МГУКИ, позже принимала участие в проекте «Танцы на ТНТ». В какой-то момент я стала больше заниматься собой, саморазвитием и исследованием движения. Начала изучать анатомию, поступила на психолога, стала заниматься йогой, прошла свой первый обучающий курс по «телеске» и попала на танцевально-двигательный тренинг у Александра Гиршона, позже прошла вводный курс Московской Ассоциации танцевально-двигательных терапевтов.
После проекта «Танцы на ТНТ» я открыла школу танцев «Свободная пластика» и создала одноименное направление, в котором соединила методики танцевально-двигательной терапии и техники современного танца. Полгода назад я окончила курс по танцевально-двигательной терапии у Татьяны Юрьевны Оганесян в Санкт-Петербурге, она является единственным специалистом в России, которая практикует практикует методы ТДТ в клинической сфере и является профессиональной балетной танцовщицей в прошлом.
— Скажите, а какие особенности характеризуют метод ТДТ, в чем его отличие от танца и связь с терапией?
«Танцевально-двигательная терапия помогает человеку интегрировать эмоциональный и физический опыт. Этот метод позволяет научиться разбираться в своих эмоциях, понять как они проявляются телесно»
Это прекрасный инструмент для исследования тем связанных с коммуникацией, самооценкой, детско-родительскими отношениями, эмоциональной чувствительностью, психосоматикой и т. д. Кроме того, ТДТ позволяет глубже соединиться с телом, приобрести более тонкую телесную чувствительность и развивать эмоциональный интеллект.
Танец выступает здесь не как сценический вид искусства, а как инструмент, с помощью которого проявляется какое-либо движение. Поэтому танцевально-двигательному терапевту важно иметь богатый двигательный опыт, быть знакомым с различными танцевальными стилями (важно не столько знать их в совершенстве, сколько понимать, такие эмоции способен передать стиль танца и какие группы мышц задействуются в том или ином движении). У танцевально-двигательного терапевта должна быть богатая медиатека, реквизит, канцелярия и, конечно, желание танцевать и воспринимать жизнь через структуру движений!

Танцевально-двигательная терапия берет от танца и некую ритуальность, то что нельзя ощутить физически, ведь танец, точнее движение, для многих связано с молитвой (например, суфийские кружения). Так же терапия становится танцевальной, когда мы выбираем какое-либо направление в танце и обучаем клиента новому двигательному опыту, который в дальнейшем обязательно должен способствовать его телесному раскрепощению. Работаем ли мы с психосоматическими симптомами, с травмой, учим ли человека танцевать — танцевально-двигательному терапевту интересно, в первую очередь, качество движения клиента и его самоощущение.
Московская школа ТДТ говорит о том, что танцевально-двигательный терапевт в первую очередь психолог, а Питерская школа, что важнее иметь изначальный опыт в танце. Я считаю, что танцевально-двигательный терапевт — это человек, который владеет своим телом и может дать клиенту тот набор движений, который будет обогащать телесный опыт клиента. В этом смысле, реальнее танцовщику получить дополнительное профессиональное образование по психологии, такое, как, например, дают программы ДПО Факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», чем психологу приобрести танцевальный опыт за 2 года.
— Может ли танцевально-двигательный терапевт работать индивидуально или это исключительно групповой метод?
Танцевально-двигательный терапевт может работать и с группой и индивидуально. Я больше люблю работать с группой, потому что в групповом процессе можно получить более многогранный опыт. В группе можно не только «себя показать», но и «на других посмотреть».
«Танец сам по себе терапевтичен, во время движения у человека включается множество физических, эмоциональных и мыслительных процессов»
Как говорит один из моих педагогов, А. Гиршон, — движение, мышление и дыхание — это единый процесс. И групповой процесс дает больше возможностей чему-то научиться друг у друга.
— Для чего танцевально-двигательному терапевту необходимо иметь психологическое образование?
Психологическое образование нужно для того, чтобы уметь анализировать движения и дать клиенту грамотную обратную связь.
«Помимо психологии, танцевально-двигательному терапевту необходимо разбираться в функциональной анатомии, физиологии, биомеханике, уметь слышать и слушать свое тело и тело клиента, тело группы»
Поскольку основным инструментом работы такого специалиста является кинестетическая эмпатия (умение через свое тело понимать и воспроизводить состояния, чувства и двигательные качества клиента), работа может привести к быстрому профессиональному выгоранию.
Поэтому профессиональные навыки в психологической сфере, такие, как умение разделять свой и клиентский опыт, соблюдение этики и психологической гигиены, необходимы танцевально-двигательному терапевту и способствуют укреплению его личности.
— Что вас вдохновляет в работе танцевально-двигательным терапевтом?
Во-первых, возможность соединить приятное с полезным. В ТДТ очень гармонично соединяются два моих любимых направления: танец и психология; во-вторых, постоянное получение нового телесного и двигательного опыта через рабочую практику, общение с разными людьми, возможность построить глубокие и близкие отношения с собой и миром, что бывает сложно в нашу технократическую эпоху.
«Общаясь со своим телом, наблюдая тело другого, его движения, глаза мы прикасаемся к настоящему моменту. Тело никогда не врет. Для меня это как путь к счастью, свободе, гармоничным отношениям с собой и миром, позволению себе полно проживать жизнь»
— Елизавета, что вы можете пожелать нашим студентам и тем, кто только начинает свою психологическую практику?
— Мне кажется важным не забывать работать с телом, задействовать его каким-то образом, вне зависимости от вашего подхода.

Не бойтесь идти в практику и совершать ошибки! Мой опыт показывает, что какова бы ни была ваша практическая база (богатая или не очень), к вам придет клиент, которому вы будете полезны.

Учитесь и развивайтесь. В этом случае танцевально-двигательная терапия хороша тем, что танец — это движение, а движение — это жизнь! И действительно, можно понять жизнь через танец, получая опыт здесь и сейчас, развиваться в настоящем моменте. Прошлого уже не вернуть, а будущее ежесекундно рождается из настоящего, поэтому жизнь так схожа с танцем! Тело живет здесь и сейчас, к сожалению, оно не вечно и, мне кажется, нужно пользоваться этим ресурсом. Только благодаря нашему телу мы можем чувствовать жизнь и это дороже многих благ.

Обращайте больше внимания вовнутрь и меньше — во вне!
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ