Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 9 января

Архетипы в помощь современной женщине

В погоне за новыми концепциями нам важно не забывать наследия, оставшегося от предыдущих поколений. В искусстве, философии и религии скрыто множество подсказок, помогающих лучше понять человеческую природу. Тема женских архетипов соединяет прошлое и настоящее, подчеркивая неизменность тех или иных женских проявлений, того, что не зависит от культурных и социальных условий жизни.


Кроме того, осознав опору через набор архетипов, мы, будучи сами женщинами, родителями девочек, спутниками, друзьями и коллегами женщин, можем, наконец, глубже понять и принять многогранность женской натуры и научиться бережно к ней относиться.

Елена Фарба
Статья составлена по материалам беседы с преподавателем Факультета психологии Среды обучения, кандидатом психологических наук, международным тренером тренеров, коучем PCC ICF, Еленой Фарба.
Начнем погружение в тему женских проявлений с термина «архетип». У него несколько трактовок: психологическая, лингвистическая и даже биологическая. Например, во времена до теории Дарвина ученые предлагали так называть прообраз организма.
С точки зрения психологии, архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного. У людей всех народов, независимо от национальной и культурной принадлежности, присутствует единый набор понятий: солнце и небо, отец и мать, любовь и вера, гнев и прощение.

Теория женских архетипов, автор которой Джин Шинода Болен, ученица К. Г. Юнга, исходит из этого же принципа. В качестве основы для определения женских архетипов взят набор из семи ролей, свойственных любой женщине, независимо от того, где и когда она родилась. А именно: дочь, сестра, жена, любовница (и творческое начало), мать, советчица и соединенная со своим внутренним миром (медитативная, уединенная, потоковая часть).

Таким образом, было выделено семь женских архетипов через символические образы греческих богинь, каждая из которых содержит комплекс проявлений той или иной роли.

Сила архетипов заключается в том, что они не нуждаются в адаптации и применимы к каждой женщине современного мира. Достаточно осознать и признать тот или иной архетип, как он раскроется в нас и откроет доступ к скрытому в нем ресурсу.
«Замечательно, что потенциально женщина внутри себя имеет все архетипы. А значит, в течение жизни каждая может получить весь комплекс ресурсов, позволяющих реализовывать себя максимально полно, с наибольшей удовлетворенностью. Причем включение определенного архетипа в гармоничном варианте развития женщины происходит в тот период, когда активируется та или иная ее роль»
Однако, в силу ограничений в воспитании, культурных особенностей, влияния окружения, чаще всего складывается так, что часть архетипов в женщине остается неактивными на протяжении всей жизни, а с каким-то она гипертрофированно сливается, пожиная теневые проявления этого архетипа.
Поэтому в развитии девочки очень важно, чтобы родители позволяли ей проявляться по-разному, поддерживали раскрытие ее индивидуальности, обучая тем самым чувствовать себя, понимать внутренние импульсы к изменениям.
Это не просто и интуитивно непонятно. Например, у малоэмоциональной и рассудительной мамы (архетип Афины) может родиться «маленькая принцесса» (архетип Афродиты), чувствительная, заботящаяся о своей внешности. Мама «Афина» может быть весьма разочарована такой дочкой, считая ее глупой и поверхностной, не ценя ее творческое, интуитивное начало.
Именно поэтому мамам очень полезно знать о существующих архетипах, чтобы не ломать своего ребенка в случае непохожести, а знать, какие преимущества то или иное проявление дает.
«Весь набор женских архетипов Джин Шинода Болен подразделяет на три типа: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня»

1
Богини–девственницы
Данный тип олицетворяет женскую часть, которая не связана с отношениями. Говоря о девственности, мы имеем в виду не отсутствие сексуальных отношений, а девственность психики, свободу от влияния отношений разного рода.

Всего таких архетипов выделяется три: Артемида, Афина и Гестия.
Артемида

Любимая дочь Зевса, рожденная вне брака. Ревнивая жена царя богов, Гера, наслала на Лето, мать Артемиды и Аполлона, родовое проклятие. Артемида родилась первой и помогала матери родить Аполлона. Поэтому эта богиня еще почитается как защитница рожениц.

Несмотря на гнев Геры, Зевс был так очарован маленькой Артемидой, что захотел выполнять любые прихоти дочери. Артемида попросила лишь короткую тунику, свору собак, лук со стрелами и нимф для сопровождения, чтобы мчаться по просторам, охотиться и наслаждаться свободой.
Эта богиня в каждой из нас символизирует независимое, любознательное, исследовательское начало. Артемида олицетворяет роли сестры и соперницы, она «сорванец» и подруга по азартным играм. Она черпает ресурс в контакте с природой, охоте и физической активности. Это девушка-бойскаут, борец за добро и справедливость! Вы найдете Артемиду в борьбе за права незащищенных слоев населения и охране животных, благотворительных фондах, путешествиях и активных вида спорта. Соперничает Артемида легко и азартно, без зависти и злобы, состязаясь в честной борьбе.

В отношения Артемида вступает с мечтательными и творческими мужчинами, возможно немного незрелыми, как и она сама. Таким парам свойственно стремление к прекрасному и справедливому. Это те супруги, которые смотрят не друг на друга, а в одну сторону.

Оборотная сторона этого архетипа в том, что при сильном контакте с ним, женщинам свойственен максимализм и идеализм, они категорично судят, не видя полутонов, желая сделать весь мир подконтрольным своим идеалам. Артемида гневлива, так она защищает справедливость. Артемида строго судит и себя, поэтому может разочаровываться в жизни. Когда она смиряется с тем, что реальность далека от идеалов (часто это происходит с возрастом, либо с включением других архетипов), женщина становится мягче и мудрее.
Афина

Дочь Зевса, родившаяся из его головы. Афина родилась сразу взрослой женщиной в доспехах, издав боевой клич. Эта богиня проявляется в женщине во время обучения, интеллектуальной работы, создания стратегий и планирования.

Афина в отличие от Артемиды, соратницы женщин, на стороне мужчин как партнер и помощник. К женщинам она относится снисходительно, их эмоциональность ее раздражает. Афина — это «ходячий мозг», стратег и логик, вы узнаете ее в главном редакторе журнала из фильма «Дьявол носит Prada» и в «суровой мамаше» из родительского комитета, которая всем напоминает, сколько нужно сдать на новые шторы.
Сила энергии Афины может помочь женщине не только в построении успешной карьеры в молодости, но и дать «второе дыхание» в зрелости. Например, овдовевшие женщины могут начать новую жизнь, например, открыть бизнес. Афина хорошо балансирует в женщине энергии других богинь, она помогает женщинам в работе, планировании, возможности быть рассудительной и осознании собственных интересов и целей.

Сложность этой богини, родившейся только от мужчины, в слабой соединенности со своей женской частью. В реальности девочки, сильно соединенные с архетипом Афины, с ранних лет серьезны, рассудительны, это «маленькие взрослые». Такой ребенок сосредоточен больше на отце и имеет с ним более качественный контакт, чем с матерью. Афина отрицает в себе все женское — по сути все живое, не рациональное, а эмоциональное. И от этого в ее жизни недостает теплоты и близости человеческих отношений, включая любовь.

Афине свойственен «Эффект Медузы Горгоны». От взгляда холодного разума, лишенного сострадания, тепла, сопровождающегося острыми фразами, на которые способна эта богиня, и правда можно окаменеть. И это часто становится причиной разрушения отношений. Однако из мифа мы помним, что Афина могла как носить медальон Медузы, так и снимать его. Это внутренний выбор женщины.

В отношениях Афина будет образцовой женой и матерью, как героиня Бри из сериала «Отчаянные домохозяйки». Но в отношениях с ней партнеру и детям будет не хватать теплоты и близости. Далеко не сразу женщина-Афина поймет, что суть жизни составляют значимые глубокие связи, а не логика и достижения.
Гестия

Богиня уединения, медитации, служения. Женщины, сильно соединенные с этим архетипом, могут посвятить свою жизнь монашеству, различного рода духовным практикам, служению. У каждой женщины есть моменты жизни, в которых активна Гестия. Это, например, уборка или украшение дома, телесные практики, приготовление пищи, рукоделье — все то, что втягивает в процесс и погружает в медитативное состояние.

Отношения

Женщина-Гестия может не сочетаться браком и чувствовать себя при этом комфортно. Но если она вступает в отношения с мужчиной, то ей, как ни странно, подходит активный деятельный мужчина (архетип Гермес), экстравертированный и предприимчивый.
Сильная сторона
Джин Шинода Болен говорит о том, что проявления всех архетипов должны быть урегулированы в женщине, только энергии Гестии не может быть много. Через это состояние женщина наполняется ресурсом.

2
Уязвимые богини
Данный тип уязвимых богинь олицетворяет те женские части в нас, которые проявляются через отношения того или иного рода. В отличие от богинь-девственниц, уязвимые богини не просто зависят от отношений, они не мыслят себя без них, страдая и обретая себя в сложносочиненном рисунке взаимоотношения со значимыми людьми.
Персефона (Кора)

Эта богиня, рожденная Деметрой от Зевса, представляет собой роль дочери. Персефона была любима и чрезмерно опекаема матерью, а в девичестве похищена царем подземного мира — Аидом. По последующему договору с Зевсом, Персефона (или Кора — царица подземного царства) должна была проводить полгода в подземном царстве и полгода на земле.

Женщины, находящиеся в сильном контакте с данным архетипом выглядят очень моложаво. Наверное, каждый когда-либо видел зрелую женщину, от которой есть ощущение ребенка. Персефона — это женщина, которая говорит, что не знает, кто она, для чего родилась, чем хочет заниматься, куда идти.
В отношениях женщина-Персефона добровольно выбирает мужчину, который ее полюбил и хочет быть с ней, но тем не менее она, как и мифологическая богиня, похищенная Аидом, ощущает себя жертвой. Такое поведение — следствие незрелости, и в результате оно приводит к тому, что в отношениях страдают обе стороны. Зрелость приходит к такой женщине через кризисные моменты (отчаяние партнера или расставание, например) и осознание того, что мужчина рядом любит ее и желает ей счастья. Иногда на такое «прозревание» уходят года или даже десятилетия, когда в итоге у женщины просыпается взрослое ответное чувство. Выход из круга страданий для Персефоны — это принятие ответственности на себя за свою жизнь и свой выбор.

Слабая сторона Персефоны, как и ее матери Деметры — это склонность впадать в депрессивные состояния в сложных жизненных ситуациях.

Надо сказать, что Персефона — это естественный этап девичества или важные периоды перезагрузки, переосмысления происходящего во взрослой жизни — «земля под паром». Но если эти периоды затягиваются и женщина постоянно находится как будто в тумане и непонимании, «куда жить», то это в действительности означает, что свой выбор женщина сделала. И ее выбор — это не выбирать ничего, находиться на перепутье и психологически быть жертвой. Только осознание этого, смелость взять ответственность на себя за свою жизнь, дает Персефоне шанс выйти из «кроличьей норы» к солнечному свету и реальному счастью в реальных обстоятельствах (и с реальным мужчиной, а не мифическим принцем).

Сильная сторона Персефоны — это чувствительность, развитый контакт с внешним миром и интуиция. Персефона-девочка — это часто интровертированный ребенок, имеющий свой внутренний ритм. Однако активная экстравертированная мать такой девочки часто не дает ей времени на то, чтобы Персефона могла почувствовать внутренний отклик и принять собственное решение. Мама трактует паузы, которые делает дочь, как неуверенность, а не как потребность переработать внешнюю информацию. Она начинает торопить Персефону, а та, в свою очередь, вынуждена действовать быстрее понимания, что она делает и зачем. Отсюда возникает подчинение воли матери, поскольку это единственный способ для Персефоны адаптироваться к слишком высокой скорости происходящего.

Когда подросшая Персефона перестает жить в состоянии внешней или внутренней гонки, она обретает уверенность. Вследствие того, что Персефоне долгое время приходилось опираться не на внутренние стимулы, а считывать знаки окружающей среды, она развивает в себе хорошую эмпатию и может стать прекрасной актрисой, психологом или педагогом.
Деметра

Богиня плодородия, мать Персефоны, олицетворяет архетип материнства. С самого раннего возраста такие девочки играют с куклами «в детей».

Особенность и сильная сторона Деметры — это энергия «давания», в семье — это любящие, заботливые мамы, а в работе такие женщины становятся успешными психологами, социальными работниками, врачами и педагогами. Самоотверженность этих женщин не знает границ. Рядом с ними тепло и уютно, они — обнимающие. Физически и эмоционально. Вспомните маму-волшебницу семейства Уизли из истории про Гарри Поттера. Рядом с такими женщинами дети чувствуют себя безопасно, а сотрудники — что они одна большая семья с «мамой-начальницей».
Зоны развития и риски Деметры
К сожалению, именно энергия Деметры в ее переизбытке приводит к профессиональному выгоранию, когда процесс отдавания идет даже тогда, когда ресурсы самой женщины истощены. Это люди, которые всегда на связи, готовы на переработки и готовы отдать себя семье, детям и другим «нуждающимся» без остатка. При этом женщине-Деметре сложно брать адекватный гонорар за свою работу, хотя часто именно на ней и ее самоотверженном труде все держится.

Таким женщинам стоит развивать в себе энергию Афины, чтобы дозировать свою страсть к отдаванию, и вступать в отношения со зрелым мужчиной. Партнер Деметры должен ограждать ее от желания «служить всему миру». Неудачный вариант замужества для такой женщины, когда партнер становится в позицию ребенка, опекаемого «женой-мамой».

Кроме того, женщина-Деметра тяжело переживает взросление детей, ей свойственен так называемый синдром «опустевшего гнезда». В этом случае женщине пора соединяться с другими богинями, например, подключать активную творческую энергию Афродиты или медитативную энергию Гестии.
Гера

«За великим мужчиной всегда есть великая женщина».

Один из самых сильных архетипов и самый недооцененный в настоящее время — это архетип Геры или жены.

Традиционный брак сейчас переживает большие трансформации, качественных и гармоничных супружеских отношений очень мало. К слову, можно почувствовать здоровую полнокровную Геру в фильме «Темные времена» (Darkest Hour, 2017) о паре Уинстона Черчилля и его жены, баронессы Спенсер-Черчилль.
Энергия Геры заряжает женщину надежностью, верностью, ответственностью в отношениях и уважением к партнеру. На первом месте у такой женщины стоит муж, в детстве такая девочка играет в супружеские отношения. Мужчина при такой женщине расцветает и проявляет лучшие свои качества.

Слабая сторона
Геры — это ее жгучее желание выйти замуж и создать семью, это может как отпугивать мужчин, так и привести к ней незрелого партнера. Такой мужчина не будет ценить женщину-Геру по-достоинству, может предавать и изменять ей, чем будет вызывать ее ревность и разрушительный гнев. Психологическая ловушка обманутой Геры такова, что ее гнев всегда направлен на других женщин, даже если они не отвечают взаимностью на настойчивые ухаживания ее мужа.

Надо сказать, что лучший муж для женщины-Геры — это зрелый и великодушный мужчина, который, в случае ревности жены, будет слушать ее, вступать с ней в открытый диалог и стремиться создать для жены психологическое спокойствие.

Влияние архетипа Геры, а с ним и желание быть замужем, велико, но женщине важно не бросаться на первого встречного, подойти к выбору спутника разумно, судить не по словам мужчины, а по его поступкам. Для баланса женщине-Гере необходимо подключать творческую энергию Афродиты, здравый смысл Афины и искать разнообразные способы самопроявления, не только как мужнина жена.
Вы освоите направления современной психотерапии, овладеете теоретическими знаниями и практическими навыками психологического консультирования.
Психологическое консультирование и диагностика личности

3
Алхимическая богиня
В третий тип по классификации Джин Шинода Болен попал лишь один женский архетип — Афродита. Дело в том, что этот архетип занимает промежуточное положение. С одной стороны, Афродита, как мы знаем из мифологии, охотно вступала в отношения с мужчинами, но, в отличие от уязвимых богинь, делала это всегда по собственной воле. Внутренняя свобода и творческий порыв, с одной стороны, и стремление к любви — с другой, делает Афродиты уникальным архетипом.
Афродита

Богиня любви и красоты, по одной версии — созданная сразу взрослой из морской пены, а по другой — рожденная обычным способом дочь Зевса и морской нимфы.

Как и рождение богини, страстные чувства в женщине могут пробуждаться двумя способами: захватывать, подобно морской волне, или развиваться постепенно в отношениях, подобно тому, как росла маленькая Афродита.

Эта богиня никогда не подвергалась унижениям или подавлению со стороны родителей или мужчин.
Для Афродиты главным в жизни выступают отношения с мужчинами, удовольствие, творчество и страсть. Тем не менее, в мужья она выбрала в мужья хромого, несовершенного телом бога ремесленничества Гефеста. Афродита выбирает его за умелость, талант и трудолюбие. Женщина-Афродита в нас влюбляется в мужчину, владеющего своим делом, истинного профессионала.

В современном мире этот архетип дает женщине такую сильную сторону, как творческая проявленность. Это самый «кинестетический тип», что означает, что для женщины-Афродиты очень важны тактильные ощущения: нежные ткани, расслабляющие ванны, массажи, объятия, секс. Энергия этой богини позволяет женщине расцвести: удовольствие от своего тела, чувственность в отношениях, наполненность идеями и силами для их реализации.

Слабая сторона Афродиты — одержимость страстью и удовольствиями, она может выглядеть непостоянной и поверхностной. Когда женщина захвачена Афродитой, ей сложно устанавливать крепкие глубокие связи. Поэтому так важно помнить о всех архетипах и активировать другие архетипы, когда достойный спутник жизни найден.

Кроме того, именно этот архетип так боится стареть, всеми силами пытаясь удержать ускользающую свежесть тела, иногда теряя контроль над этим стремлением. Обилие молодящихся «звезд» эстрады тому пример.

Для того, чтобы принять новый этап своей жизни в зрелом возрасте, Афродите важно осознать себя не просто как тело, пусть и привлекательное, но как творческую личность, способную рождать новые идеи, создавать прекрасное и вдохновлять на творчество других. И тогда, даже в самом преклонном возрасте, женщина-Афродита сохраняет свое очарование и магнетизм.
«В заключение, хочу напомнить, что в каждой женщине заложены зерна всех семи архетипов. Осознавая их, принимая в себе те или иные проявления, давая себе возможность быть разной в разных ситуациях и на разных жизненных этапах, женщина проживает глубокую, насыщенную жизнь»
Причем каждому архетипу — свое время. Независимость Артемиды и невинность Персефоны в юной девушке, перемежаясь с логикой Афины в учебе, сменяется цветением Афродиты, а потом и Гериной ответственностью и преданностью своему мужу.
Затем может наступить время служения в любви от Деметры, чтобы время от времени накапливать энергию с помощью Гестии. А там, глядишь, дети подросли, и снова воспряла Афродита в стремлении сиять и творить, сопровождаемая рассудительной Афиной…
«Принятие своей женской природы, многогранной и цельной одновременно это именно та опора, которая помогает современной женщине чувствовать себя счастливой!»
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ