Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 6 февраля

Как выбрать книгу по психологии

Рекомендации специалиста по диалектическому мышлению и развитию, преподавателя «Среды обучения» Евгения Крашенинникова

Перед полкой в книжном

Если мы приходим в книжный магазин, там всегда есть большой шкаф или раздел, на котором написано «Эзотерика. Психология», через точечку. А у нас, предположим, есть своя проблема, сформулированная или не очень. Например, как охмурить начальника, выйти за него замуж за две недели и стать миллионершей. Мы думаем: «Мировая психология поможет, кто-нибудь наверняка про это рассказывал», — и подходим к шкафу. Перед нами две книги одинаковой толщины (450 страниц), у них одинаковая цена (450 рублей), они одинаково красиво оформлены, обе в твердых обложках. У одной на корешке написано: «Иванов. Как охмурить начальника, выйти за него замуж и стать миллионершей за две недели», на второй написано: «Лев Семенович Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте». Какую из этих книг нужно купить для решения своей проблемы? Разумеется, на уровне здравого смысла понятно, что надо покупать Льва Семеновича Выготского. Почему? Потому что кто такой Иванов, мы не знаем. Вдруг все, что написано в этой книге, — ложь?

Сейчас мы хорошо понимаем, что нас могут обманывать даже в форме изданной книги. Но и раньше были психологи, которые писали толстые труды с графиками и схемами, а потом оказывалось, что ничего этого не существовало. Пример — знаменитые исследования Сирила Берта, которые «доказали», что все близнецы одинаковые, даже если живут в разных семьях, а потом выяснилось, что автор сочинил этих близнецов, схемы и корреляции.

Когда мы читаем книгу, есть риск не уловить легких подмен, логических ошибок и проскоков, особенно если не разбираться в предмете. Приходится — по крайней мере сначала — верить автору на слово. Если неизвестно, кто такой Иванов, понимает ли он, о чем пишет, — оснований ему доверять нет. Про Льва Семеновича Выготского мы можем ничего не знать, кроме одного: принято считать, что он великий психолог. Это автоматически говорит нам: о чем бы он ни писал, это будет умно. Он не напишет просто: «Я считаю, психика людей устроена так», а предъявит доказательство.
Научная книга — это книга, в которой есть доказательства. В ней нельзя прочитать только выводы, пропустив описание пути, которым автор к ним пришел. В этом отношении показателен знаменитый в свое время Дейл Карнеги. Его книги были супербестселлерами в конце XX века, хотя их вовсе не обязательно читать целиком. Открываешь в конце выводы, читаешь и говоришь: «Да, так оно и есть на самом деле». Тогда неизвестно, зачем читать. Если заглянуть в выводы Выготского, Пиаже или другого научного психолога, то возникает мысль: «Стоп, это на самом деле так? А с чего вдруг?» Изложенное в книге вызывает небольшое внутреннее отторжение, поскольку не совпадает с нашим опытом. Правда в том, что и должно не совпадать, потому что автор открыл что-то новое.
Итак, книгу всегда выбирают по автору, а не по названию. Если прочитать про воображение в детском возрасте и приложить усилия, чтобы понять, то потом либо выйдешь замуж через две недели за начальника, либо скажешь: «Мне это не надо, можно сделать что-то другое, а в этом нет большой радости». То есть поймешь что-то про жизнь.

Я ничего не понимаю

Читать надо о глобальном. Допустим, мы прочитали десять книжечек о мелких проблемах, и они все показались нам прекрасными и замечательными. А через несколько лет мы обнаружили, что у авторов в самом начале были существенные ошибки или недостаточно доказательств, и поэтому все хорошее, что они писали, не нужно ни читать, ни воплощать в жизнь. Поэтому надо начинать с серьезных книжек, мучиться и при этом удерживать в голове такую простую мысль: «Я читаю и ничего не понимаю — это нормально». Мы и не должны понимать сразу. Можно плеваться, кидать книжку под стол, через три дня доставать и читать снова… Однако мы точно знаем, что на основе работ тех, кого нам не удается сразу понять, другие люди выстроили практики и обучили третьих работать по их программам. Значит, это точно кто-то понимает, поэтому и у нас есть шанс. Для того, кто хочет быть психологом, гораздо полезнее понять источник, чем наблюдать, как кто-то делает что-то классное, и пытаться это механически повторить.
Когда мы берем книгу, то, конечно, хорошо ее читать от начала до конца. Но это бывает трудно, поэтому не ставьте себе сверхзадач. Если вы взяли научную монографию психолога с известной фамилией, откройте оглавление и посмотрите тот параграф, который привлекает. Прочитали его, что-то поняли, что-то нет. Потом опять открыли оглавление: а теперь какой параграф интересен? Прочитали, что-то поняли, «прыгаем» дальше. Да, такой способ хуже, чем понять книгу сразу от начала и до конца. Однако есть книги, особенно психологические, на глубокое прочтение которых может уйти целая жизнь. Поэтому, если вы хотите все-таки попробовать научить себя понимать книги по психологии, стоит выстраивать свой путь чтения постепенно.

Спор в голове

В начале серьезного увлечения психологией стоит читать монографии великих психологов и соотносить их между собой. Даже если их сто раз критиковали, все равно нужно читать, чтобы увидеть, как движется мысль.

К примеру, мы прочитали несколько книг Фрейда, оценили его вклад в психологию и думаем, что понимаем его. И тут нам попадается статья Юнга на 10 страниц, где по пунктам разложены все ошибки Фрейда. Мы знаем, что Фрейд читал или слышал об этой критике и точно мог ее понять. По какой же причине он не стал юнгианцем? Какой содержательный ответ возник в его голове, когда он сказал Юнгу: «Пошел вон!»? Если мы поняли Фрейда, то сможем достроить его аргументацию самостоятельно.
Великие психологи обычно довольно убедительны. Читая их, соглашаешься с первым, вторым, третьим, а на четвертом думаешь: «Стоп, я не могу согласиться со всеми, потому что они противоречат друг другу». Именно тогда возникает спор в нашей голове: а кто же все-таки прав? Ответы приходится искать не только в том, что напрямую написано в книгах, но и в собственном умении мыслить.

Слишком просто / слишком сложно

Есть великие психологи, которых легко читать даже с минимальной подготовкой, а есть такие, которых и с двумя высшими образованиями будешь читать с трудом. Например, чтобы понять «Логику и психологию» Пиаже, в которой чуть больше тридцати страниц, придется потратить жизнь. А Адлера можно читать с наслаждением. Текст создается для читателя, и если написанное нельзя понять — кажется, что это плохо. Но значит ли это, что чем понятнее, тем лучше? Здесь есть одна хитрость.
Понимание — это когда ты понял то, что хотел сказать автор, а не когда ты вложил туда свои смыслы. Если автор пишет понятно с бытовой точки зрения, то есть все слова, которые он употребляет, берутся из обыденной речи, есть большая опасность подставить вместо его слов свои значения. Например, Фрейд пишет: «Мальчик любит маму», и мы можем увидеть здесь любовь как мы ее понимаем, хотя Фрейд имел в виду совершенно иное.

Вместо научных понятий ничего подставить нельзя. Пиаже пишет: «горизонтальный декаляж», «вертикальный декаляж», «познавательная центрация». За этими словами нельзя увидеть ничего своего, поэтому мы обязаны понять. Сложность в том, что не только за специфическими терминами, но и за простыми словами порой скрываются неочевидные смыслы.
Зачем нужно понимать тексты психологов так, как они писались? Допустим, на практику приходит человек, который прочитал многих психологов и подставил в их слова свои смыслы. Его спрашивают: «Ребенок кидается манной кашей, что делать?» Несмотря на начитанность, он не сможет увидеть проблему так, как видел бы ее Фрейд, или Адлер, или Маслоу, а значит, к их результату тоже не придет. А тот, кто прочитал книгу и понял, в незнакомой ситуации начинает мыслить так, как мыслил автор, на некоторое время становится им.

Современники

Сейчас интернет предоставляет огромные возможности, и об авторе интересной нам книги можно узнать буквально все. Чтобы читать «живого автора», лучше всего познакомиться с ним «лично»: присоединиться к вебинару или зайти на фейсбук и посмотреть, насколько то, что он говорит, не противоречит правилам логики, которую ты, как нормальный человек, все-таки понимаешь, предъявляет ли он доказательства, а не просто пытается шаманить и увлечь тебя в глубинные сферы неизвестно чего. Только после этого можно взяться за его книгу.
Если вам интересна психология, начните вариться в среде единомышленников. Там будут всплывать фамилии и экспертные оценки, на которые стоит обратить внимание.

Тем, кто не собирается становиться психологами

Читать книги по психологии можно и людям, которые не получают психологического образования. Только они должны понимать, что, прочитав книгу и начав воплощать приведенные в ней рекомендации в реальности, они могут нанести себе вред, увы. Почему? Потому что они возьмут оттуда кусочки и не увидят целостной картины, рассказанной в других книгах. Если взять только часть и начать воплощать, могут появиться проблемы, о которых в книге написано не было. Тот, кто дальше мыслит не так, как мыслил бы психолог, а исходит из своего предыдущего опыта, проблему не решит.

Еще стоит иметь в виду вот что: психология действует иначе, чем медицина. Если у нас болит зуб, мы идем к зубному врачу, но если у нас «болит душа», мы, в идеале, стараемся разобраться с проблемой самостоятельно, потому что лучше нас ее никто не решит. Помощь психолога — это не исцеление, а вооружение средствами, чтобы человек мог помочь самому себе.
Решить проблему способен только тот, кто развивает мышление, и консультация психолога — только один из способов увидеть и осмыслить то, чего раньше не понимал. Другой способ — читать и анализировать книги: не только психологические, но и сложные философские труды, а также хорошую художественную литературу, из которой видно, насколько все люди разные.

В итоге:

1
Выбирать психологическую книгу нужно не по названию, а по автору.
2
В хорошей психологической книге бесполезно читать только выводы: упустишь доказательства, а вместе с ними и суть.
3
Читать и ничего не понимать — это нормально. Опаснее, если вместо понятных слов подставляешь свои смыслы.
4
 Концепции великих психологов должны вызывать спор в голове читателя. Для этого придется понять их аргументацию. А вот современников лучше воспринимать вживую и не додумывать за них.
5
Чтобы помогать себе решать проблемы, не стоит искать в книгах конкретные ответы. Эффективнее развивать мышление.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ