Пообщались с Александрой Зеленковской — выпускницей программы «Практическая психология: основы диагностики и психологического консультирования личности». Александра рассказала, как знания психолога помогают в жизни и почему осознанность в мыслях, словах и действиях важна для каждого.
Начало путешествия к себе
С раннего детства я любила слушать других: родителей, родных, друзей. Мне рассказывали свои истории практически все, кто меня окружал. И тогда я начала понимать, что хочу работу, связанную с общением с людьми. Но что это за работа, я долго не понимала.
После рождения сына я прошла обучение мягкому гипнозу в родах у психолога. И когда я слушала ее, как и что она говорит, начала осознавать, что мое главное желание — получить психологическое образование. Но на тот момент в моей семье был уже затянувшийся кризис, я совсем не понимала, куда я иду и двигаюсь, поэтому решение приняла только через год — в день подачи заявления на развод.
Так началось мое новое путешествие к себе.
После рождения сына я прошла обучение мягкому гипнозу в родах у психолога. И когда я слушала ее, как и что она говорит, начала осознавать, что мое главное желание — получить психологическое образование. Но на тот момент в моей семье был уже затянувшийся кризис, я совсем не понимала, куда я иду и двигаюсь, поэтому решение приняла только через год — в день подачи заявления на развод.
Так началось мое новое путешествие к себе.
Обучение в Среде — практика и задания, которые запомнились
Среду обучения я выбрала потому, что для меня был важен дистанционный формат — с работой и маленьким ребенком я не могла уезжать на сессии или ходить на вечерние занятия. Программу выбирала исходя из наполненности и длительности, мне хотелось уложиться в кратчайшие сроки. Особенно меня привлекло слово «практическая» в названии курса — я поняла, что смогу использовать все, что буду изучать, чтобы помочь самой себе разобраться со своей жизнью.
Почти все занятия оказались интерактивными, преподаватели вовлекали в процесс обучения интересными заданиями. Например, в итоговой работе на курсе о детско-родительских отношениях нужно было провести диагностику семьи, используя рисуночные тесты и другие методики, отдельно у родителя и отдельно у ребенка, а потом проанализировать результаты. Это было сложно, но любопытно.
Почти все занятия оказались интерактивными, преподаватели вовлекали в процесс обучения интересными заданиями. Например, в итоговой работе на курсе о детско-родительских отношениях нужно было провести диагностику семьи, используя рисуночные тесты и другие методики, отдельно у родителя и отдельно у ребенка, а потом проанализировать результаты. Это было сложно, но любопытно.

Еще мне запомнились задания на курсе по индивидуальному и групповому консультированию: мы смотрели и анализировали психологические сериалы, ТВ-программы, проводили групповые и индивидуальные встречи и писали отчеты по каждой домашней работе. Все это помогло глубоко закрепить материал и тщательно зафиксировать для себя каждый нюанс и каждую тему.
От эмоций и «магического мышления» к научному методу
Обучение помогло мне и в жизни. Раньше у меня было в какой-то степени «магическое мышление» — я была склонна многое объяснять действием неизведанных глубин космоса. На программе же я научилась работать с исследованиями, проверять факты в достоверных источниках и давать людям информацию, подкрепленную не моей фантазией, а данными, которые можно проверить.
Раньше любая внештатная ситуация, вызывающая эмоции, по сути получала решение на их же основе. Сейчас, даже если нахлынуло, у меня есть выбор, как себя вести, так как помимо эмоций появились знания. Например, на курсе по психологии семьи я услышала, что есть дети, которых лучше не торопить — у них такая природа психики, что от этого они начнут все делать еще медленнее. Мой сын как раз такой. Раньше, когда он долго собирался, я торопила и в итоге вызывала в нем еще больший ступор, от чего злилась сама, иногда даже взрывалась. Теперь держу себя в руках и нахожу другие подходы.
В целом год обучения для меня был трансформационным. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что решение получить образование в области психологии было одним из лучших в моей жизни. Все, что есть сейчас во мне: спокойствие, умение осознавать и понимать свои эмоции, вдумчивость в ведении диалогов с ребенком, в семье и с другими людьми, настроенность не быть судьей в коммуникации, а помочь человеку осознать что-то ценное для него самого — все это лишь малая часть из того, что пришло в процессе обучения.
Раньше любая внештатная ситуация, вызывающая эмоции, по сути получала решение на их же основе. Сейчас, даже если нахлынуло, у меня есть выбор, как себя вести, так как помимо эмоций появились знания. Например, на курсе по психологии семьи я услышала, что есть дети, которых лучше не торопить — у них такая природа психики, что от этого они начнут все делать еще медленнее. Мой сын как раз такой. Раньше, когда он долго собирался, я торопила и в итоге вызывала в нем еще больший ступор, от чего злилась сама, иногда даже взрывалась. Теперь держу себя в руках и нахожу другие подходы.
В целом год обучения для меня был трансформационным. Оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что решение получить образование в области психологии было одним из лучших в моей жизни. Все, что есть сейчас во мне: спокойствие, умение осознавать и понимать свои эмоции, вдумчивость в ведении диалогов с ребенком, в семье и с другими людьми, настроенность не быть судьей в коммуникации, а помочь человеку осознать что-то ценное для него самого — все это лишь малая часть из того, что пришло в процессе обучения.
Как я стала проводить групповые консультации на работе
Сейчас я в декретном отпуске, а до этого работала ведущим специалистом по обучению и развитию персонала в международной компании. Именно там я впервые всерьез применила навыки, полученные на обучении, и запустила курс по осознанности для коллег.
Эта идея пришла ко мне во время занятий по индивидуальному и групповому консультированию. Проведение групповой консультации было обязательным заданием для получения зачета, так что я начала заниматься этим в качестве эксперимента и чтобы получить плюс в диплом, а продолжила, когда увидела ценность для каждого участника.
На групповых занятиях мы учимся слышать друг друга и давать обратную связь. Коллеги открывают что-то новое о себе, осознают моменты, в которых, возможно, боялись признаться себе сами. Кто-то ставит цели и начинает к ним идти, кто-то просто слушает и делает выводы. Процесс личных изменений очень труден, но необходим — и я верю, что они обязательно придут туда, куда стремятся.
Эта идея пришла ко мне во время занятий по индивидуальному и групповому консультированию. Проведение групповой консультации было обязательным заданием для получения зачета, так что я начала заниматься этим в качестве эксперимента и чтобы получить плюс в диплом, а продолжила, когда увидела ценность для каждого участника.
На групповых занятиях мы учимся слышать друг друга и давать обратную связь. Коллеги открывают что-то новое о себе, осознают моменты, в которых, возможно, боялись признаться себе сами. Кто-то ставит цели и начинает к ним идти, кто-то просто слушает и делает выводы. Процесс личных изменений очень труден, но необходим — и я верю, что они обязательно придут туда, куда стремятся.
О дальнейшем пути в психологии
Психология для меня — не столько наука, сколько образ жизни. Ты не можешь быть психологом на работе, а дома или в компании становиться кем-то другим. Это внутреннее состояние, которое все больше и больше раскрывается в тебе по мере практики, получения новых знаний и прохождения личной терапии.
Моя цель — быть источником вдохновения на внутренние трансформации для людей, которым это необходимо. И я продолжаю к ней стремиться: веду консультации и продолжаю учиться самостоятельно. В будущем хочу углубить знания в области перинатальной психологии, гештальтпсихологии, лого- и когнитивно-поведенческой терапии.
Моя цель — быть источником вдохновения на внутренние трансформации для людей, которым это необходимо. И я продолжаю к ней стремиться: веду консультации и продолжаю учиться самостоятельно. В будущем хочу углубить знания в области перинатальной психологии, гештальтпсихологии, лого- и когнитивно-поведенческой терапии.
Во время обучения помнить о своей цели мне помогало знание, для чего я здесь и сейчас нахожусь. Это побуждало находить время и мотивацию на вдумчивое выполнение домашних заданий, на подключение к семинарам, на просмотр дополнительных лекций и материала. Нет смысла списывать, искать ответы в сети, важно понять для себя, что если этот путь за вас пройдет кто-то другой, то это будет уже не ваш путь.
Изучать психологию я бы рекомендовала каждому человеку, хотя бы для себя. А если вы любите людей, умеете слушать, проявлять сочувствие и хотите помогать людям меняться к лучшему, то тем более — изучайте психологию и становитесь профессионалами своего дела!