— Это вообще удивительная история. Я никогда в жизни не собиралась работать с детьми с серьезными нарушениями. Началось все с того, как на втором курсе вуза меня одна знакомая позвала к себе поработать — она заместитель главного врача в детской областной психоневрологической больнице. Я устроилась воспитателем на лето. И там я увидела самую грань. Именно потому, что это были дети, впечатление было особенно тяжелое. Я подумала:
«Я же специалист, я должна с этим столкнуться». Детишки были очаровательные и очень разные: и с шизофренией, и с аутизмом, с какими-то совсем непредставимыми болезнями, непонятно как возникающими. Это был уникальный опыт. Еще в то лето проходила конференция, на которую приезжали австралийские специалисты, и к ним привозили на консультацию детей со всей России. Я знала язык, и мне повезло поучаствовать в качестве переводчика. Тогда я поняла, что такие дети — это не просто группа в одной больнице. Они есть везде.
Лето закончилось, я продолжала учиться. Работала потом и в школе психологом, и с семьями. Потом пошла работать в сад, где собиралась развивать детское мышление, создавать занятия для продвинутых дошкольников, заниматься исключительно интересными и творческими делами. В общем, успела и это. Но так случилось, что в садике как раз собирались открыть лекотеку. Их открывали на тот момент в тех садах, которые были достаточно обеспечены, более-менее продвинуты и оборудованы. Мне сказали:
«Ты теперь будешь психологом в лекотеке, потому что кто еще?» Так я в этом и оказалась. И после первого года работы поняла, что столкнулась с вещами, с которыми не знаю, что делать. Когда ко мне впервые пришел восьмилетний мальчик, который не разговаривал, стучал по себе и всех кусал, мы, специалисты, обсуждали, кого он попробует в этот раз — и все ждали, что если он укусит, значит, контакт состоялся. Если сначала ребенок от тебя отшарахивался, и тут наконец-то он до тебя дотронулся — значит, что-то у вас получится. Когда к нам пришел Космос — это его так звали, но космосом он был в буквальном смысле, совершенно космический человек — я поняла, что должна разобраться, что с этим делать, иначе что я вообще за специалист. Мне оставалось только одно: научиться. Я стала ходить летом в Центр лечебной педагогики, начала читать специальные книги. Так потихоньку и научилась.
Психолог должен понимать важную особенность своей профессии: его образование не заканчивается после института. Это не та ситуация, когда отучился 5 лет и теперь можно пойти и всех сделать психически здоровыми людьми — нет, образование в этот момент только начинается. Причем надо не просто все время учиться, но и искать, где учиться, искать свое. Например, в работе с аутизмом можно обучиться
ABA-терапии. Это технология, которая переводится как «Прикладной поведенческий анализ» —
Applied Behavioral Analysis, очень структурированная и технологичная американская система. Можно ее освоить, получить сертификат и работать, а можно попробовать другие способы. Есть, например, отечественная школа работы с аутизмом, которая строится в немного в ином ключе, с акцентом не на формирование поведения, а на переживании. Или есть сейчас направление — сенсорная интеграция. Конечно, везде есть сильные вещи, которые можно использовать, но я больше склоняюсь к тому, что делают
Никольская, Баенская и другие специалисты этого направления. То есть нужно уметь выбирать способ, ответственно подходить к обучению и искать свое. А еще нельзя забывать, что все время появляется что-то новое. Можно сидеть и годами долбить с ребенком какие-нибудь навыки, но наука-то продвинулась, много конференций прошло, и помочь ребенку можно гораздо эффективнее, если все время узнать как.