Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 28 июня

25-й кадр в психологии

Все хоть раз слышали о существовании 25-го кадра в фильмах. Однако немногие углублялись в тематику данного вопроса и четко понимают, что это на самом деле. Разберем подробнее, что же это такое и как оно появилось.
Сущность 25-го кадра
25-й кадр — это специальная вставка в фильмах, которая влияет на подсознание человека и является сублиминальным (неосознанным). Дополнительный кадр вставляется в визуальный видеоряд и незаметно воздействует на нас.

Автор методики Джеймс Вайкери признавал, что она не дала ожидаемого результата, а опубликованные после эксперимента выводы были ничем иным, как подделкой. Однако в некоторых странах по сей день запрещается использование 25-го кадра. Так в чем же опасность данного метода?
Принцип действия 25-го кадра
Мозг человека на уровне сознания способен различать 24 кадра в секунду. Это означает, что добавление одного дополнительно кадра, длительностью менее секунды, будет отправлено в подсознание. На самом же деле сначала вся информация фиксируется в подсознании, а только потом перетекает в сознание, которое отсеивает ненужную информацию. Это теория была доказана в 1958 году, однако мифы про влияние 25-го кадра все еще продолжают жить.
История методики воздействия на подсознание
История 25-го кадра берет свое начало в 1957 году, когда Джеймс Вайкери заявил о новом эксперименте в американских кинотеатрах. Зрителям показывалась фильм, в который была скрыто внедрена рекламы Coca-Cola и попкорна. Фильм транслировался в кинотеатрах на протяжении трех месяцев, при этом спрос на колу вырос на 17%, а на попкорн — на 50%. После удачного эксперимента создатель решил запатентовать методику.
Кадр из фильма, где зрителям предлагалось съесть попкорн
Идея про 25-й кадр пришла Вайкери на ум, когда он узнал про аппарат тахистоскоп, который фиксировал вспышки света до 1/60000 сек. Так с помощью этого специального устройства Kodak сфотографировал пулю в полете.

Заявление Джеймса Вайкери о росте продаж после удачного испытания взбудоражило сознание рекламщиков, ученых и государственных деятелей. Они попросили повторно провести эксперимент, однако он не увенчался успехом — испытуемые не захотели выполнить то, что им пытались внушить с помощью 25-го кадра. Тест провалился.

Спустя несколько лет студент Стюарт Роджерс изучил детали неудавшегося эксперимента и решил подготовить реферат на данную тематику. Однако выяснил, что информация Вайкери полностью не соответствовала действительности. Директор кинотеатра, в котором проводился эксперимент, не знал об испытании. Зал чисто физически не мог вместить количество людей, заявленное в результатах.

Вследствие этого, спустя 5 лет после проведения первого испытания, Джеймсу Вайкери пришлось признаться, что он фальсифицировал результаты своего первого эксперимента.
Что было дальше?
Несмотря на фальшивые по словам автора результаты, интерес к 25-му кадру продолжался. Автор методики обратился в издание New Scientist и заявил, что его способ все-таки работает. Но есть одна оговорка: кадр должен быть вставлен не как картинка или слова, а в виде цифр или букв, которые не превышают 1/25 секунды. Этот вывод подтвердил ученый Йоханн Карреманс.
Джеймс Вайкери оправдывается перед FCC
СМИ не успокаивались. В России, например, в 1990 году появилась информация о зомбировании людей через использование 25-го кадра. Люди начали утверждать, что метод позволяет выучить иностранные языки, избавиться от плохих привычек и многого другого. Однако в 2006 году в РФ вышел закон, который запретил использование сублиминального метода рекламы. Эффективность 25-го кадра так и остается финально недоказанной.
Использование 25-го кадра по всему миру
Во многих странах режиссеры стали использовать методику в фильмах и мультсериалах. Первый конфликт возник в Японии на фоне выхода «Покемона», в котором применение 25-го кадра вызвало эпилептические припадки у японских детей.

Однако применение данного метода на этом не закончилось. В «Бойцовском клубе» герой вставляет 25-й кадр в фильм, который позднее вышел в кинотеатр.Также в сериале «Коломбо» убийца оказывает психологическое влияние на жертву с помощью данного метода.

Способов влияние на подсознание много. Однако каждый человек способен противодействовать манипуляциям и управлять своими ощущениями благодаря эмоциональному интеллекту и навыкам регулирования манипуляций. С пакетами вебинаров «Осознанность и познание себя» и «Гармония в межличностных отношениях» вы научитесь данным гибким навыкам (soft skills).
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ