Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 29 сентября

«Когда ты сам через что-то прошел, внедрил в свою жизнь, получил результат, ты будешь лучше понимать, как помочь человеку решить его вопрос»

Полина Барт

Студентка Факультета психологии Среды обучения, психолог

г. Волгоград
Разговор о тонкостях работы начинающего психолога, достижениях, учебе и целях. Почему идти в психологию можно и иногда нужно в более взрослом возрасте? Как начать консультировать еще во время обучения? Как выбрать запросы, с которыми можешь работать? Как общаться с клиентом вне сессий?
— Полина, здравствуйте! Спасибо, что согласились на эту беседу. Зная, что Вы учитесь у нас год и уже активно консультируете, я хочу начать с такого вопроса: в какой момент Вы приняли решение, что готовы из учебной практики перейти в практику с «настоящими» клиентами?
— Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, мне придется рассказать про свой путь в психологию, который начался задолго до «Среды обучения». Психология заинтересовала меня еще в 10-11-м классе, тогда были прочитаны книги таких авторов, как Дейл Карнеги, Джон Кехо, Наполеон Хилл, Николай Козлов... Но после школы я пошла по другому пути и к моменту поступления на Факультет психологии имела двенадцать лет бухгалтерского стажа.
Работая бухгалтером в разных коллективах, я стала замечать, что все время продвигаю психологические знания среди своих коллег. Прочитав какую-то книгу, послушав какого-то психолога (больше всего меня интересовала тема межличностных отношений), прожив что-то на своем опыте и проанализировав это, я не могла держать новую информацию в себе, мне нужно было ее отдавать.
И что важно: проходило время, и я видела результат моего информационного просвещения (именно так я называю свою деятельность, это не было консультирование, скорее — так называемая «кухонная психология»). Коллеги по работе вдохновлялись, менялись, тоже начинали задумываться о том, что решение проблем в отношениях с родственниками, друзьями, начальством можно искать в лекциях, книгах, психологических научных схемах и алгоритмах.

Психология была встроена в мою жизнь, вплетена в мою реальность, поэтому назвать ее лишь увлечением было нельзя. Пришло время, и я наконец поняла, что хочу вырасти в этой сфере, что мне мало бытового уровня, и самое главное, что у меня есть способность к психологии — я очень эмпатична, чувствую людей, всегда настраиваюсь на волну собеседника, могу уловить нюансы его характера, увидеть, что человек не хочет о чем-то говорить, и уважать это, выстраивать коммуникацию на невербальном уровне.

Осознав все это, я зашла в интернет, нашла двухгодичную дистанционную программу, потому что понимала, что ни три месяца, ни полгода обучения, меня не устроят. Это очень маленький срок, а хочется действительно погрузиться и фундаментально изучить психологию, глубоко понять, что она из себя представляет. Начала учиться и очень скоро поняла, что не могу полученные знания держать внутри, почувствовала порыв делиться с людьми, работать с людьми, слушать жизненные истории, вникать в судьбы… И вот, спустя буквально два месяца после начала обучения в «Среде», я дала объявление в нашей учебной группе и стала принимать первых клиентов, работала как с нашими студентами, так и с клиентами со стороны. И без оплаты, и за деньги.

То есть, отвечая на ваш вопрос, я не могу сказать, что в какой-то момент приняла конкретное решение начать практику. Скорее от обратного: я не могу этого не делать.
Для меня внутренний мир человека — это микрокосмос, в котором настолько интересно, что я готова погружаться туда снова и снова.
Когда я заканчиваю работу с клиентом, у меня рождается вдохновение от прикосновения к его истории, от сложившегося контакта, и появляется много сил, чтобы делать свои дела и просто жить. Так если все так хорошо складывается, и клиентам со мной хорошо, и мне от этого хорошо, почему бы не начать воплощать это в жизнь все чаще и чаще?
— Да, Вы совершенно точно нашли свое любимое дело! Но, скажите, если еще в школе Вас так интересовала психология, почему сразу после 11-го класса Вы не поступили именно на Факультет психологии?
— Интересный вопрос. Моя одноклассница и близкая подруга как раз поступила на психолога сразу после школы. Я в этом очень ее поддерживала, потом часто узнавала, как идет процесс обучения психологии, что она проходит… Но сама была в стороне. Считала, что углубленная психология — это не совсем мое, что более сильная часть моего ума (аналитическая) будет хорошо применима в экономике, математике — более серьезных, как мне тогда казалось, сферах. Но теперь эту же свою сильную сторону я отлично использую в психологии, она помогает анализировать и видеть причинно-следственные связи в процессе работы.
— В связи с темой школы, обучения психологии и серьезности/несерьезности профессии у меня возник такой вопрос: как Вы считаете, нужно ли преподавать психологию в школе?
— Безусловно, да. Психология нужна в первую очередь для того, чтобы понять себя, освоить шаги, с помощью которых ты можешь более простым способом решить сложные вопросы. Человек не может находиться в ровной плоскости, он либо растет, либо, если он ничего не делает для своего роста, деградирует. Так вот, психология — это то, с помощью чего мы растем.
— Абсолютно согласна. А опишите, пожалуйста, Ваши ощущения от одной из первых консультаций с клиентом?
— В своем объявлении я целенаправленно указывала, что работаю преимущественно с женщинами. Но как-то раз ко мне довольно настойчиво обратился именно мужчина. У него были нерешенные проблемы со своей второй половиной.

Надо сказать, в идеале ответственность в процессе консультирования делится между клиентом и психологом пополам, но на практике зачастую выходит не так. Этот же клиент подошел к сессии очень серьезно, он уверенно взял на себя свою часть ответственности, чем помог и мне. В результате нашей совместной работы он нашел для себя решение волнующего вопроса, поблагодарил меня, а я ощутила огромный прилив сил и гордость от того, что мне удалось помочь даже мужчине. Теперь я работаю не только с женщинами, хотя они остаются в преимуществе.

— Опишите Ваш стиль взаимодействия с клиентами?
— На этапе знакомства с клиентом, я выясняю задачу, с которой он хотел бы поработать, отвечаю на вопросы клиента по поводу моей работы и после того, как мы оба выяснили, что подходим друг другу, мы договариваемся о встрече. После первой встречи я остаюсь для клиента на связи еще несколько дней, веду по переписке поддерживающую беседу. Бывает, что у человека в процессе осваивания новой информации появляются вопросы, и он может попросить меня на них ответить, это нормальная практика. Иногда, после консультации я высылаю домашнее задание в письменном виде, что удобно, потому что всегда есть возможность возвращаться к написанному. Вторая встреча может пройти по-разному. Мы либо обсуждаем результаты после первой встречи — что изменилось, какие теперь ощущения, как получилось выполнить домашнее задание, что оно дало. Либо, в промежутке между встречами, первоначальная задача решается, и человек приходит на вторую встречу уже с другим запросом.

В моей практике между такими сессиями может пройти от нескольких дней до несколько месяцев. Почему? Потому что зачастую для решения проблемы требуется время. Во-первых, клиент осваивает информацию в своем темпе, во-вторых, внедряет ее в жизнь, в-третьих, получает свой опыт, анализирует результат. Он может идти этот путь с постоянной поддержкой психолога, а может — по большей части самостоятельно, с редкими встречами. Совершенно ясно, что серьезные изменения в жизни требуют времени.
— Понятно, что мы не можем говорить о конкретике, но очень интересно узнать, с какими запросами чаще всего к Вам обращаются люди?
— Я пошла по такому пути — определила, с чем могу работать и с чем точно могу помочь человеку, потому что имею в этом направлении знания и собственный опыт.
Ведь когда ты сам через что-то прошел, внедрил в свою жизнь, получил результат, ты будешь лучше понимать, как помочь человеку решить его вопрос. Речь не о передаче своей схемы действий, а именно о лучшем понимании самой проблемы и возможных способах ее решения.
Кстати, вот еще один ответ на вопрос, почему я не стала учиться на психолога сразу после окончания школы. Мне кажется, психология — это профессия для более взрослого возраста. Нужно получить свой опыт: семейный, родительский, опыт взаимодействия с разными людьми. Тогда ты будешь понимать собеседника намного лучше.

Итак, я наметила, что работаю с проблемами отношений — с партнером, детьми, близкими и дальними родственниками, друзьями, коллегами и так далее. И, как ни странно, ко мне стали приходить люди именно с такими запросами. Или, например, сейчас во мне бьет ключом тема внутренних ресурсов, и ко мне идут клиенты, которые как раз страдают от упадка сил и хотят выйти из этого состояния.

И, конечно, в моих объявлениях написано, что я начинающий психолог, что опыт практики у меня небольшой и в данный момент я еще получаю образование в области психологии. Все честно и открыто. Пару раз ко мне обращались клиенты со сложными вопросами, скажем, с психологическими травмами, и я сразу же говорила, что у меня нет опыта в этой сфере, поэтому работать с ней еще не могу. Но бывали и такие случаи, когда клиент просто просил его выслушать, и ему становилось легче после переписки со мной.
— Здорово. А переписка с клиентом вне сессии — это обычная практика для психологов?
— Переписка, как правило, — это беседа, которая ведется перед консультацией либо после нее. Как я уже говорила, если у человека возникает вопрос в процессе внедрения новых знаний и алгоритмов в свою жизнь, мы переписываемся, обсуждаем эти вопросы и решаем их. Это удобный формат, но чаще им пользуются начинающие психологи.

Чем хорошо идти к начинающему психологу — он всегда держится за своего клиента, всегда вот так может быть на связи и готов разжевывать все-все. У более опытных терапевтов есть сеттинг, тайминг, все четко, они могут сказать: «Мы поговорим с вами об этом на следующей консультации». Но так как я в начале пути, то держусь за каждого клиента и веду их именно так. Мне очень интересно наблюдать, как человек меняется. И я очень благодарна, когда клиент дает обратную связь и рассказывает о результатах нашей работы.
— Вы рассказали, что чаще всего работаете со сферой межличностных отношений. С какими конкретными проблемами в этой сфере сталкиваются люди чаще всего? Ревность, зависть, непонимание?
— Чаще всего это непонимание и настройка коммуникации между близкими в семье. Первый круг таких людей: муж, жена и дети. Второй: мамы-папы, свекровь-свекр, тесть-теща и бабушки-дедушки. Клиента волнует конфликтное общение, обиды, замалчивание каких-то ситуаций, когда, допустим, сам он хочет о чем-то поговорить, а вторая сторона отмалчивается, и так далее.
— Перейду к вопросу про личную терапию. Присутствовала ли она в Вашей жизни до обучения? Насколько это было плодотворно и насколько приблизило Вас к желанию быть психологом?
— Личная терапия стала частью моей жизни за шесть лет до поступления на Факультет психологии. До этого я занималась собой самостоятельно, брала какие-то упражнения из книг, смотрела вебинары на YouTube, выписывала, применяла то, о чем там рассказывали, на себе. А когда накопилось то, что я не могла решить сама, так называемые «слепые пятна» (они есть у всех, в том числе психологов), и я поняла, что хочу еще больше улучшить свою жизнь, а своего ресурса уже недостаточно, пошла к специалисту.

На момент поступления я успела поработать с четырьмя психологами с разной интенсивностью и протяженностью.

Сейчас заниматься личной терапией для меня — это как чистить зубы. Если я чувствую, что что-то в жизни идет не так и могло бы быть лучше, если нужно понять, почему я испытываю именно такие чувства, почему конфликт не решается, то тут же иду к психологу. Если не пойду, нерешенный момент будет меня мучить.
— А часто ли бывает такое: ты разобрался с чем-то, а потом оно вернулось? Как в таких случаях не отчаяться?
— Хороший вопрос. Это про то, что наша жизнь развивается по спирали, мы движемся вверх, но при этом возвращаемся на тот же круг, только уже с другой стороны. Получается, что все конфликты, проблемы в процессе этого движения как бы наслаиваются друг на друга. Прорабатывая их, ты снимаешь слой за слоем и видишь, как то же самое открывается как бы в разных плоскостях, под другим углом. Вроде бы проблемы разные, но в основе их лежит одно и то же.

Понимая это, мы можем постараться распознать, почему нас затягивает обратно. Вроде бы ты уже перешел на другую сторону, разобрался с чем-то, а тут раз — и опять. Такие моменты очень важны, они дают понять: мы уже знаем, как было и как может быть, и тут мы можем осознать, в какую точку мы хотим идти. Мы можем выбрать — использовать старую схему в новой ситуации или всё-таки получить свой новый, пусть и сначала пугающий, опыт.

Надо также помнить, что на нас влияет не только психологический путь нашей личности от рождения и до текущего момента, но и то, что накопилось в роду, было заложено и передано предками. И когда ты начинаешь и эти слои с себя снимать, так или иначе попадаешь еще и в психику родовой системы, проблемы которой, актуализированные в тебе, тоже нужно решать.
— Я с Вами совершенно согласна. Скажите, в процессе учебной практики Вы прорабатываете вместе с группой свои личные истории?
— Да. У нас вообще очень классная группа, поддерживающая, очень насыщенная. Полная палитра характеров, навыков, умений, профессий. В ответ на свой вопрос ты получаешь очень разные взгляды и отклики. Бывает, помогают мне, бывает, я. Если я вижу, что моя проблема не требует помощи специалиста с более длительным опытом, супервизора, то обязательно ищу для себя психолога в своей группе.

К тому же, наши преподаватели — практикующие психологи. Я очень прониклась их деятельностью, потому что видно — они люди своего дела, записала их контакты, чтобы в будущем, возможно, обратиться.

Еще очень полезной во время практических занятий является демо-консультация, которую преподаватель проводит с одним из студентов. Группа наблюдает, получает наглядный опыт работы с клиентом, а студент, чьи задачи решаются в процессе демо-сессии, получает огромный результат. Я была таким студентом и после сессии еще две-три недели осознавала, как все повернулось в моей жизни.
Поэтому могу сказать: «Среда обучения» — это очень хорошая среда.

— И дистанционный формат никак не мешает такому теплому и эффективному контакту?

— В моем случае дистанционный формат нисколько не мешает. Он именно упрощает процесс. Я могу все делать из дома, в комфортной обстановке, где у меня все под рукой, все настроено под меня: камера, звук и так далее.

К тому же город, в котором я живу, хотя он и миллионник, в нем нет таких возможностей, как в Москве или Санкт-Петербурге, где находятся самые сильные психологические школы. А у нас есть из этих городов есть и студенты, и преподаватели. Соответственно, если бы я не пользовалась онлайн-форматом, то не смогла бы получить нужные знания и проработать важные вопросы. И, конечно, не смогла бы найти многих клиентов, если бы работала только очно.
Онлайн-формат — это совсем другое расширение и другой кругозор.
— Да, безусловно. И возможность учиться из любой точки мира...
— В моей группе есть жители разных стран, кто-то русскоговорящий, но родной язык для него не русский, кто-то переехал из России в другую страну и живет там уже много лет. Такое наслоение разных опытов и знаний колоссально обогащает процесс нашего взаимодействия.
Поэтому дистанционный формат — это, наверное, лучшее, что можно придумать для получения качественного образования, в сфере психологии в том числе.
— А какие дисциплины, преподаватели в процессе обучения Вам запомнились больше всего?

Дмитрий Скрипников
— В первом семестре был предмет, посвященный типам клиентов, где нам рассказывали, какие бывают клиенты, с каким типом как работать, какие вопросы задавать и какие техники применять. Мне очень нравилось, что преподаватель Дмитрий Скрипников давал четкий алгоритм действий «от и до». Я применяла эту схему в работе с клиентами и могу сказать, что все работает.
Со второго, пока любимого моего семестра, больше всего запомнился самый обширный предмет — «Индивидуальное и групповое консультирование». Его вела Екатерина Крупецкая. Мы смотрели много видеоматериалов, и психологический сериал, и видеозаписи групповой работы, анализировали, отвечали на вопросы, выявляли определенные техники и описывали их. Проводили индивидуальные консультации и групповую терапию под видеозапись, анализировали результат сами и предоставляли на разбор преподавателю. Все это так интересно и настолько погружает в процесс, что, думаю, после этого предмета вообще не остается страха перед работой с клиентом.

Екатерина Крупецкая

Юлия Соколовская
Очень запомнилась и дисциплина «Детско-родительское консультирование». Преподаватель Юлия Соколовская давала такую мощную поддержку и обратную связь, что просто лишила страха перед будущей практикой с клиентами.
Занятия по гештальт-терапии с Денисом Сенниковым были интересными. Эта область поразила меня своей глубиной, я поняла, что туда можно погружаться и погружаться и многое для себя открыть.

Денис Сенников
— В связи с темой гештальт-терапии спрошу про отдельные направления консультирования. Вырисовывается ли какое-то любимое? Какие методы Вам ближе?
— Что касается гештальт-терапии, то после «Среды обучения» я планирую посвятить пару лет изучению именно этого направления. Но на данный момент для меня наиболее актуальны экзистенциальный подход и гуманистическое направление в психологическом консультировании, в которых очень важен полный контакт как с клиентом, так и со своими чувствами, полное присутствие, поддержка. В данном случае сам психолог должен быть очень хорошо проработан, многое ему надо прожить самому.

Также мне очень помогают техники когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Я отрабатывала их на себе и даю их клиентам. Почему? Мало в жизни что-то осознать, важно в этом осознавании научиться оставаться, жить в соответствии с ним. Для этого нужно выработать привычки, навыки, сформировать новые нейронные связи. В этом как раз помогают техники КПТ, у человека формируется новая схема поведения и, соответственно, он получает новый результат.
— Вы так увлеченно и вдохновенно рассказываете! Хочу попросить Вас дать какой-нибудь совет нашим читателям. Например тем, кто находится в растерянности и не знает, куда двигаться дальше.
— Наверное, самый главный совет, который я хочу дать, и самый первый шаг, который важно сделать в решении любого вопроса, особенно когда нет сил и опускаются руки: это повернуться лицом к себе, услышать себя и понять себя. Важно ответить на вопросы «кто я?» и «какой я?», узнать про себя что-то новое.
Все остальные шаги очень индивидуальны, но прежде всего надо понять, что наши отношения с людьми и окружающим миром строятся на наших отношениях с самим собой, любовь к людям исходит из нашей любви к самому себе, и источник сил и ресурса тоже находится внутри нас самих.
И если ты видишь, что у тебя нет на что-то сил, это говорит о том, что, скорее всего, ты очень далеко ушел от себя самого. Значит надо вернуться к себе. Это, наверное, самое главное.

Когда ты поймешь что-то про себя, тогда поймешь и про весь мир, и про других людей.

Но понимание себя — это процесс длинною в жизнь. Окончательного ответа на вопрос «кто я?» не будет, он будет постоянно меняться. Это будет путь, главное — не убегать от него, а проходить по-честному.

Представим, что человек, который далеко ушел от себя, — это светящаяся лампочка, на которую налипло много всего стороннего и ненужного. Чтобы вернуться к себе, нужно эту лампочку почистить.

Нужно посмотреть на себя честным взглядом. К сожалению, наша окружающая действительность уводит нас от этой честности, она говорит, что есть какие-то другие способы и манипуляции для того, чтобы получить желаемое, что нужно быть тем, кем ты на самом деле не являешься. Когда ты возвращаешься к себе и делаешь все от себя настоящего, все в жизни складывается правильно.
— Полина, спасибо за такие мудрые слова и за весь наш разговор.
— Взаимно!
Материал подготовила Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ