ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 21 августа
Арт–терапия и метафорические карты: как отличить «психо–шоу» от профессиональной работы?
Говорим о популярных в наши дни проективных методиках, их особенностях и о том, как определить профессиональную терапевтическую работу от творческой практики. Беседуем с преподавателем Среды обучения Динарой Гильфантиновой.
Динара Гильфантинова
Психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, руководитель психологического центра «Единство», эксперт Факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», эксперт благотворительного фонда «Детский паллиатив».
— Арт-терапия и метафорические карты — данные термины очень популярны сейчас. Скажите, пожалуйста, в чем суть этих методов и стоит ли им доверять?
— Я очень тепло отношусь к проективным методикам. Арт-терапия, метафорические карты и иные методы помогают очень экологично работать с бессознательным клиента. Проективные методики сейчас очень популярны! С чем это связано? Это достаточно простые инструменты.

Метафорические карты технически легко применять в работе с клиентом: вы можете дать человеку колоду, с которой предложите выполнить ту или иную манипуляцию, но сам материал, который вы получите в процессе, — далеко не так прост.

Тем не менее любой человек сейчас может пройти краткосрочный курс по обучению работе с метафорическими картами, познакомиться с видами колод и техниками и приступить к работе.

Арт-терапия более сложна с технической стороны, для нее необходим широкий инструментарий: бумага, краски, кисточки и прочее.

Этот метод можно использовать как диагностический инструмент, когда вы исследуете созданный клиентом продукт. Цель может быть и более терапевтической, не направленной на результат. В этом случае клиент в процессе работы выражает свои эмоции, знакомится с переживаниями и получает так называемый терапевтический эффект.

На сегодняшний момент овладеть основами данного метода можно достаточно быстро. Вопрос лишь в том, на какую базу знаний и опыта специалист накладывает конкретную технику. Если у специалиста нет психологического образования, практики и личной терапии, то, скорее всего, он, взяв арт-терапевтический инструмент, будет работать неквалифицированно. Когда человек с психологической подготовкой, расширяя свою профессиональную компетентность, приобретает знания в области арт-терапевтических методов, то в этом случае данные знания будут полезны для его практики.

Стоит отметить, что оба этих инструмента (метафорические карты и арт-терапия) — это глубокие методы работы. Повторюсь, не имеет значения, какую методику выбирает специалист, важно, на какую образовательную базу она ложится.
— Динара, давайте поговорим о метафорических картах. Как отличить профессиональную работу с данной методикой?
— Суть метафорических карт очень проста — это проективная методика, в которой изображения на картах активизируют образно-волевую сферу мышления человека. Вследствие этого поднимается бессознательный пласт и человек начинает говорить о том, что есть в его опыте. Вся важность и ценность работы с метафорическими картами заключается в том, что они помогают взять в работу материал, который на текущий момент находится за пределами сознания клиента.

Сейчас есть большое количество колод метафорических карт. Их используют в работе не только психологи, но и коучи, тренера.

Вы спрашивали, как отличить специалиста. Перед встречей, на которой будет использована данная методика, обратите внимание на то, как называется мероприятие. Это может быть консультация психолога, тренинг, семинар, учебная лекция или групповое занятие… В связи с этим, регулируйте уровень своих ожиданий от процесса.

Будьте осторожны, часто на мероприятиях, где используются проективные методики, ведущему не хватает знаний и опыта для того, чтобы закрыть тот процесс, который может запуститься у участников. Грамотный специалист никогда не будет устраивать «психо-шоу», разворачивать больную для клиента тему глубоко, он будет работать экологично, соблюдая границы и обеспечивая безопасность.
— Как быть с арт-терапией? Сейчас такое количество творческих тренингов, которые носят в своем названии слово «терапия»…
Арт-терапия в дословном переводе звучит как «лечение искусством». В широкой трактовке к арт-терапии мы относим разнообразные техники: фототерапия, рисуночные техники, коллажи, лепка, искусство — это понятие широкое.

Более узкое понимание арт-терапии, которое сильно развито в России, — это рисуночные техники и все, что с этим связано. В данном варианте преобладает диагностический аспект: если клиент что-то нарисовал, то в работе преобладает анализ конкретных аспектов рисунка. В европейской школе большее внимание уделяется исследованию переживаний клиента в процессе, а не изучение готового результата.


Существуют активные и пассивные методы арт-терапии. В первом случае клиент сам создает некий арт-терапевтический продукт, будь то рисунок или мандала из природных материалов. Под пассивными методом может подразумеваться просмотр клиентом фильма, прослушивание музыки или поход в музей. Соприкосновение с искусством вызывает у человека определенные переживания, которые коррелируют с его личным опытом и могут быть использованы в процессе терапии.

Когда вы собираетесь на мероприятие или консультацию, где звучит слово «терапия», определитесь, к кому и зачем вы идете. «Правополушарное рисование», «Нарисуем картину за три часа»… — данные программы не подразумевают никакого терапевтического вмешательства в контексте лечения исследования и анализа себя участником.

В работе со специалистом, психологом, который использует методы арт-терапии, либо с арт-терапевтом фокус работы будет ориентирован на задачи, которые важны клиенту. Это значит, что будут обозначены конкретные цели, также немного обозначен сам процесс. Арт-терапия подразумевает совместное исследование специалистом и клиентом той работы, которая была проведена: анализ переживаний и чувств, связь материала с предыдущим опытом.

В сравнении бытового применения рисуночных техник и терапии стоит отметить, что на тренинге по рисованию вас могут спросить о ваших впечатлениях от процесса или результата, но в терапии участников ждет фокусировка на травмирующем событии, анализ и разговор о чувствах, исследование конкретного личного опыта и определение зон роста, личностного развития.
— Расскажите, пожалуйста, с какими сложностями могут столкнуться начинающие специалисты, которые хотят включить проективные методики в свою работу?
— Многие студенты и начинающие психологи волнуются, что не смогут интерпретировать тот материал, который они получат от клиента на сессии. На это я всегда отвечаю, что самый лучший эксперт в нарисованном рисунке или выбранной картинке — это сам клиент. Психолог никогда не скажет больше, чем клиент.

Стоит уйти от опасений и, например, необходимости знать значения всех метафорических карт в колоде. Да, есть архетипические изображения и базовые аспекты, актуальные для многих клиентов, значения которых нужно знать для работы. Но это не значит, что вы должны знать всю интерпретацию все деталей карты.

Сложность для психолога здесь заключается в том, чтобы не давать свою интерпретацию и не подавлять клиента в том видении, которое он излагает.

Для психолога важно быть искренне заинтересованным в том арт-продукте или интерпретации, которую предлагает клиент. Ваши интерес, увлеченность и желание исследовать погрузят клиента глубже в процесс.
— Динара, чем близки проективные методики лично вам?
— Мой опыт говорит о том, что человеку очень сложно прикоснуться к опыту, который лежит за гранью его осознанности. В данном случае, например, метод арт-терапии помогает достать уникальный материал иным способом, когда вербально коснуться его очень сложно.

Я уже говорила, что это очень экологичные методы, которые могут без помощи группы показать клиенту ситуацию из его жизни с помощью рисуночной техники или изображений на картах.

Истоки проективных методов — это психоанализ. В процессе бессознательного воспроизведения, например, на бумаге, проявляются скрытые мотивы, ценности или потребности, подавленные аспекты личности или травматичный личный опыт клиента. В короткие сроки нам становится доступен целый пласт уникального материала, и это очень ценно.

Я бы хотела еще раз подчеркнуть для тех, кто хочет осваивать методы арт-терапии или метафорических карт для работы или посещать специалиста, что базовые профессиональные знания в области психологии необходимы.

Для работы с клиентом специалист должен знать, как строится психотерапевтическая или консультативная сессия, как выстраивать границы и задавать вопросы, как работать с чувствами клиента и своими ощущениями…

Специалисту необходимо психологическое образование в первую очередь, а уже на эту базу можно успешно накладывать различные методы и методики.

Призываю вас со стороны клиента или практика поддерживать профессиональную «чистоплотность»!

Успехов вам, благодарю за беседу!
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности