Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 30 ноября

Природа страха: чего боятся дети и взрослые

Радость, печаль, страх и гнев — это базовые эмоции, которые присущи людям всего мира вне зависимости от культуры или географического положения. Способность испытывать эти эмоции является показателем психологического здоровья человека и дает возможность переживать сложный спектр чувств таких, как обида, любовь или презрение. Почему испытывать страх — это нормально, как эта эмоция помогает развитию человека и чем отличаются детские страхи от взрослых, мы поговорили с психологом и преподавателем Среды обучения Юлией Соколовской.
Юлия Соколовская
Практикующий психолог и психотерапевт в сфере семейного, детского и индивидуального консультирования, преподаватель Факультета психологии Среды обучения

Для чего нужен страх?

Эмоция страха знакома человеку с раннего возраста: мы помним, что страшило нас в детстве и знаем чего боимся сейчас, будучи взрослыми. Часто детские страхи сильно отличаются от того, что пугает взрослых, но некоторые из них следуют с человеком по жизни.

Страх может быть вполне рациональным, основанным на жизненном опыте (диких животных или прыжка с парашютом) или иррациональным и иметь бессознательные причины (страх бабочек или открытого пространства).

Страх, интуитивная тревога, способность «чувствовать» ситуацию и других людей, опирается в том числе на прошлый опыт. В фокусе внимания невозможно держать весь опыт, множество важных деталей хранится в нашем бессознательном. Это знание может быть как обосновано ситуацией, так и иметь «волшебное» происхождение. В некоторых случаях опыт работает на нас, в других — застилает глаза (например, я не буду приглашать в гости знакомую, потому что она похожа на подругу, к которой ушел мой парень).
Страх — это сигнал, который призывает нас не столько обратиться к прошлому опыту, сколько сфокусироваться на том, что происходит здесь и сейчас.
В страхе есть сила: самосохранение, выживание, активизация жизненных сил, мобилизация, приобретение опыта. Есть и обратная сторона: страхи часто держат нас в плену. Порой человек не вступает в контакт с реальной ситуацией из-за страха встретиться с разочарованием, проиграть, быть непринятым, испытать боль.

Детские и взрослые страхи:
в чем отличие?

У взрослых и детей страхи имеют одинаковые корни: мы боимся быть одинокими, потерять любовь близких или их доверие, лишиться защиты.

Особенности детских страхов

Ребенок находится в зависимой от родителей позиции: у него нет возможности решать и выбирать, есть только вариант подстроиться, адаптироваться к требованиям и следовать правилам.

Мышлению детей свойственен максимализм и эгоцентричность: они воспринимают себя причиной всего происходящего, а свою точку зрения — как единственно возможную. Близкие взрослые воспринимаются ребенком как источник жизни и непоколебимой власти. Свойства детского мышления способствуют созданию мистических причинно-следственных связей, которые помогают психике ребенка объяснить реальность и обрести устойчивость.
  • Я плохо сегодня себя вел, поэтому мама со мной не разговаривает. Думаю, она больше никогда меня не простит.
  • Я разочаровал папу, потому что испугался и заплакал. Если это повторится, то он поменяет меня на другого, смелого сына!
Для того, чтобы объяснить себе причины и сложные связи событий в жизни семьи, ребенок включает свою логику, придумывает магические условия, чтобы компенсировать собственную беспомощность, в которых все будет хорошо.
  • Будешь слушаться, есть суп и получать пятерки — мама с папой помирятся и не будут разводиться.
Детский страх может быть вызван фиксацией на ситуации, в которой родитель повел себя неустойчиво. Например, когда малыш вскрикнул от звука лопнувшего воздушного шарика, и мама долго говорила об этом с папой. Такая ситуация может закрепить у ребенка страх шариков.
  • Если маме важно и она уделяет этому столько внимания, значит тут и правда стоит напрячься, этого стоит бояться.
Ребенку, чтобы получить желаемое, нужно добиться этого у родителей. Если напрямую этого сделать не получается, возможностью становится манипуляция, в том числе через переживание страха.
  • Мне хочется проводить с мамой больше времени и спать с ней вместе. Я боюсь оставаться один в комнате с выключенным светом, потому что из-под кровати вылезет Бабайка.
Страх может быть способом проявить запретные чувства или поигрывать поощряемое поведение в семье поведение.
  • Папа говорит, что «мужики не трусят перед зубным врачом» и я никому не говорю, что мне страшно идти к стоматологу. Но теперь я боюсь чистить зубы — вдруг что-то случится и придется снова идти в поликлинику.
Ребенок может испытывать чувство-заместитель, например, страх вместо злости.
  • Мама говорит, что мне не нужно бойкой и смелой. Я ее принцесса, которая всегда аккуратна и тактична. Мне страшно потерять мамину любовь, поэтому, когда хочется крикнуть или дать сдачи, я боюсь, плачу и зову на помощь.
Не существует идеальных взрослых и создать условия, в которых ребенок не будет испытывать страхов, невозможно. Но, со своей стороны, мы можем научить детей проживать эту эмоцию. Тем более, что навык переживать и справляться со страхом необходимо освоить именно в детском возрасте, чтобы, став взрослым, человек мог понимать свои страхи и работать с ними.

Как можно помочь ребенку?

Как помочь малышу, который находится во власти мистических логических связей, боится монстров и чудовищ?
  • 1
    Не обесценивайте
    Детские страхи могут показаться взрослым несущественными, но для ребенка они реальны. Примите страх ребенка так же, как его радость или печаль.
  • 2
    Оставайтесь устойчивым
    Вы не должны знать, как бороться с конкретным страхом ребенка, но можете демонстрировать спокойствие и готовность помочь. Просто побудьте с ребенком в этом чувстве, не пытаясь «заткнуть страх» конфетой.
  • 3
    Поговорите с ребенком о том, что его пугает
    Работа со страхом происходит через его освоение: поговорить, нарисовать, слепить страх (ребенок может сам предложить способ или откликнуться на предложенный вами). Когда пугающий образ приобретает форму, с ним можно уже что-то сделать! Порвать нарисованного монстра, нарисовать привидению бантик или клетку, создать из пластилина защитника, рассказать сказку о том, почему чудовище стало злым, узнать, чего хочет монстр…
  • 4
    Будьте рядом
    С поддержкой взрослого ребенок учится сохранять контакт с собой и миром. Когда рядом есть устойчивый родитель, страх уже не заполняет реальность ребенка полностью: есть и страх монстра и, например, папа, который, зная о том, что монстр сидит под кроватью, сохраняет спокойствие.
  • 5
    Делитесь с ребенком своими эмоциями
    Чтобы справиться со страхом нужно его распознать. Детям сложно понять, как приходит страх, как он проявляется в теле и что с ним делать. Родители могут рассказывать ребенку о своем переживании эмоций. Постепенно ребенок начнет осознавать свои эмоции и учиться говорить об этом.

    • Я очень испугалась, когда ты выбежал на дорогу.
    • Меня рассмешила эта маленькая собачка!
    • Я разозлилась на тетю, не смогла удержаться и сказала ей грубость.
    • Вижу как ты закачался на стуле, испугался, наверное?
  • 6
    Поддерживайте ребенка в проживании страха
    Когда взрослый переживает сильный страх, врядли он требует от себя решительных действий. Можно спросить ребенка, что ему поможет найти силы справиться с тревогой: объятия, разговор, пауза и пр.
  • 7
    Помните о скрытой выгоде
    Бессознательные детские страхи имеют под собой скрытую выгоду, например, ребенок может начать бояться темноты после того как у него появилась своя комната (страх потерять связь с родителями), чтобы мама и папа разрешили спать с ними. Ребенок не осознает этого мотива, но взрослый может понаблюдать, какую выгоду получает ребенок, а значит, чего малышу не хватает. Попробуйте найти новые каналы связи (согласно возрасту и потребностям малыша) и способы компенсировать заботу, любовь, внимание в других областях жизни ребенка. Например, проведите время вместе во время купания и почитайте на ночь. Когда бессознательная причина страха уйдет, то само его появление будет снижаться.
  • 8
    Бояться и делать
    Этой способностью могут похвастаться не все взрослые, но обладать ей может и ребенок. Страх истощает, если человек запрещает себе переживать его — на сдерживание уходят силы, которые можно потратить на действия. Если человек разрешает себе бояться, он может начать что-то делать!
    Бояться и рисовать монстра, бояться зубного и идти к нему, бояться чудовища и искать его с фонариком под кроватью вместе со старшим братом…
Детские страхи чаще всего — это «вершина айсберга», тревога за что-то очень значимое для ребенка (безопасность, любовь родителей, принятие или др.), которая выражается специфическим способом. Мышление ребенка глобально, взрослый может помочь ему приобрести опыт того, что страх — это временная и естественная эмоция, которую можно научиться проживать.

Страхи у взрослых

Могут ли детские страхи преследовать взрослого человека?

Бессознательные страхи есть у детей и взрослых, только выражаются они по-разному. Страх потерять родителей (во время развода) у ребенка может выглядеть, как Барабашка под кроватью, а у взрослого — как страх «сделать что-то не так» и потерять партнера.

Страхи взрослых также могут быть нелогичны и казаться мистическими, потому что это лишь сигнал, расшифровать который удается не всегда. В отличие от ребенка, взрослый может осознать природу своей тревоги.

Работа с глубинными страхами, которые преследуют человека долгое время, а может быть и с самого детства, возможна с поддержкой психолога или психотерапевта. Весомость страха тем больше, чем меньше человек смотрит в его сторону, как говорят «туман всегда в шаге от нас». Осваивая территорию страха в безопасном пространстве с поддержкой специалиста, можно получить опыт того, что сейчас мы уже не дети и вариантов действий гораздо больше, чем кажется. «Беспомощный ужас» конечен и в наших руках разрешать ему происходить или останавливать. Из этой точки можно начинать более глубокую работу для понимания причин страха.
В то время, когда взрослые стараются не думать о пугающем, дети легче делают первый шаг в работе со страхом — создают его образ в воображении. Рисовать чудовищ, придумывать им имена, кормить конфетами или отправлять в дальние страны — этому мы можем смело учиться у детей. Знать свои страхи в лицо — это не только возможность избавиться от них, но и сделать своими союзниками на пути к желаемым целям!
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ