Дистанционное обучение психологии

Зачем психотерапевту перинатальная психология

Рассказывает преподаватель Среды обучения Анастасия Белан — клинический психолог, практик с десятилетним опытом, руководитель центра психологической помощи в Челябинске.
«Человек не может становиться человеком в тот или иной момент своего развития; он является человеком с самого начала оплодотворения, единственным и неповторимым в каждый момент своего существования».
— Э. Блехшмидт
Рождение человека не начинается с родов. Отсчет идет гораздо раньше, с зачатия. До конца первого года жизни закладывается до 80% психофизиологических особенностей, которые будут влиять на человека всю жизнь. Многие запросы клиентов корнями уходят в перинатальные процессы, поэтому перинатальную психологию можно считать фундаментом развития личности.

Интересный момент для психотерапевтов и психологов заключается в том, что большинство значимой информации о себе мы не помним. Со скольких лет вы можете вспомнить себя, свое детство? Чаще всего с 3−5. Кто-то помнит и с года, хотя такое встречается редко, а кто-то не может мысленно вернуться даже к подростковому периоду — скорее всего, у такого человека в детстве и отрочестве были тяжелые психические травмы.

С точки зрения нейропсихологии такое позднее «вспоминание» неудивительно. Кора головного мозга, обеспечивающая вербально-логические структуры, начинает активно развиваться ближе к школе, а заканчивает к 21 году. Когда психолог работает с более ранним — детским или перинатальным — опытом, ему приходится иметь дело с явлениями, о которых клиент чаще всего не может даже сказать. Этот опыт получил название несимволизированного: он отыгрывается в поведении и в теле, но абсолютно не осознается. Поэтому терапевт должен разбираться в перинатальной психологии и уметь обращаться к раннему опыту иначе, чем просто через слова.

С самого начала психическое и физическое развитие неотделимо друг от друга и влияет на человека в целом. Вот какие периоды включает перинатальная психология:
Пренатальное развитие — от зачатия до родов
В это время могут формироваться:
нарушения базового здоровья, причем не только обусловленные генетически или биологически, но и вызванные эмоциональными реакциями беременной женщины или ее отношениями с отцом ребенка;
тяжелые психосоматозы — аутоиммунные заболевания, онкология, мозговые нарушения и т. д.;
бессознательные стратегии убегания (защиты) или контакта, базовое доверие / недоверие миру, отношения с жизнью и смертью;
психотические нарушения;
нарушения идентичности — со своим телом, полом, самоощущением;
стрессоустойчивость и неврологическое здоровье.
Роды
В это время происходит:
формирование характера;
выбор стратегии прохождения кризисов, поскольку роды — первый мощный кризис перехода, и в дальнейшем мы повторяем свое поведение в других кризисных ситуациях, особенно в подростковом возрасте;
формирование психотических нарушений;
формирование психосоматических заболеваний — не связанные с биологией проблемы щитовидной железы, бесплодия и т. п., с которыми приходят уже взрослые клиенты, берут начало как раз из этого периода.
Постнатальное развитие — от рождения до года (особенно первые 8 месяцев после родов)
Этот период также относят к перинатальной психологии, потому что в первый год жизни ребенок «дозревает». Природе пришлось пожертвовать степенью развития ребенка, чтобы женщина физически могла его родить. У ребенка в первый год жизни формируются те особенности, которые не успели развиться внутриутробно: от затвердевания костей черепа до умения ходить на двух ногах.

В этот период происходит:
продолжение формирования характера — уже непосредственно при взаимодействии с близким взрослым;
формирование типа привязанности;
формирование самооценки, отношения со своим телом и своей сексуальностью;
формирование ощущения безопасности: если здесь возникают нарушения, то в будущем мы получим тревожные, депрессивные или шизоаффективные расстройства.

Исследования перинатального периода

Перинатальная психология — очень молодое направление исследований, которое стремительно развивается. Ее основоположник, венский врач Густав Ханс Грабер, начал интересоваться перинатальной психологией в 1971 году.

Однако в народном сознании эти вопросы существовали гораздо раньше. В языческой традиции ребенка наделяли определенной миссией, с которой он пришел в этот мир. В древней славянской культуре беременная женщина считалась проводником между миром людей и миром душ. В Древней Греции с женщины, родившей двух и более детей, лепили статуи. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы разрабатывали целый свод законов и ритуалов, оберегавших беременную женщину. Все это обеспечивало особенно внимательное отношение к событиям во время беременности, в том числе эмоциям матери. Многочисленные обряды «вели» женщину от зачатия к родам, она никогда не оставалась одна и, как следствие, гораздо меньше страдала тревожными расстройствами.

Затем вопросы перинатального развития на долгое время были забыты и вновь вернулись только в поздних работах Зигмунда Фрейда. Несмотря на то что он в своей теории гораздо больше говорил об отношениях ребенка с отцом, чем с матерью, перинатальный период оказался в фокусе внимания в поздних его работах — в связи с исследованием гомосексуальности *.
* После Второй мировой войны изучение этого вопроса продолжилось. Ученые пришли к выводу, что гомосексуальная ориентация возникает вследствие базовой программы развития ребенка: у мальчика, формирующегося внутри женского организма, активируется психофизиологическая установка «делай наоборот». У матери много эстрогена и мало тестостерона — мальчику нужно обратное. Мать выполняет мужские роли — значит, мальчик будет делать наоборот. Мать зачала ребенка вследствие насилия (такого после войны было очень много) и/или ненавидит мужчин — у мальчика бессознательно формируется обратная установка. После этих исследований в Европе стали давать добро на смену пола: не всегда травмы такого раннего генеза можно исправить с помощью психотерапии. Сейчас не только психологи, но и медики связывают рост гомосексуальности с ростом маскулинности женщин.
Последователи Фрейда, практиковавшие психоанализ, стали замечать у своих клиентов многочисленные образы — отсылки к перинатальному периоду: сны о пещерах, подземельях и закрытых пространствах, образы выталкивания и прохождения по тоннелям. О. Ранк, Н. Фодор, Ф. Мотт, С. Гроф, А. Расковски стали исследовать психическую жизнь до рождения и пришли к выводу, что она существует.

Нандор Фодор первым заговорил о том, что рождение травмирует, и воспоминания об этом всплывают в снах и фантазиях. Именно рождение, считал он, является источником страха смерти, а также клаустрофобии и удушья.

Отто Ранк в книге «Травма рождения и ее значение для психоанализа» высказался еще более жестко: «Все, что происходит с человеком в жизни, связано с тем, как он родился». Он говорил, что матка — это первичный рай, в который мы все хотим вернуться, а роды — разрушение рая, первый и самый тяжелый кризис, последствия которого человек стремится преодолеть всю свою жизнь. Современные исследования подтверждают не все тезисы этой книги, но для своего времени Ранк совершил прорыв — обратил внимание на роды и природовые травмы с точки зрения психологии.

Ранк писал, что психика формируется до 12 лет, а затем человек только повторяет циклы. Поэтому подросток, перед тем как выйти во взрослую жизнь, заново проживает перинатальный опыт. Отсюда возникают анорексии и булимии, шизоидные уходы в себя, игромания, зависимости (особенно наркотическая, приближающая состояние «первичного рая») и панические атаки, связанные с выходом из дома, — повтор травмы сепарации.
Отто Ранк утверждал, что в детстве все мы неосознанно играем в мощную терапевтическую игру, которая помогает прожить травму родов. Эта игра — прятки. С ощущением «вот меня нет, а вот я есть» ребенок проживает тревогу сепарации и нахождения мамы вновь и вновь. В терапии с ребенком эту игру можно сделать более осознанной.

В дальнейшем исследования перинатального периода продолжились. Франсуаза Дольто из французской школы психоанализа обозначила важность психоаналитической работы с маленькими детьми после травмы рождения. Сильвио Фанти из итальянской школы разработал практический подход под названием «Микропсихоанализ», который обращает нас к опыту внутриутробной жизни (не такой простой и идеальной, как казалось) и выделяет имплантацию (прикрепление к матке) как первый кризис. Фрэнсис Мотт и Дэвид Боаделла создали такое направление телесно-ориентированной терапии, как биосинтез. Он фокусируется на трех зародышевых лепестках, влияющих на формирование не только органов, но и эмоциональных проявлений.

Все эти теории находят отражение в практической психологии, поэтому психотерапевт — неважно, детский или взрослый — должен быть как минимум с ними знаком.

Зачем психологу, не работающему с беременными, нужна перинатальная психология?

Чтобы видеть проблему клиента системно и глубоко. Без понимания раннего развития большое количество проблем остаются не просто непроработанными, но и вовсе незамеченными. Если удается справиться с одним симптомом, клиент возвращается в терапию уже с другим запросом — его симптом мигрировал, а проблема никуда не делась. Особенно явно это видно в детской психотерапии. Если ребенок стал лучше вести себя в школе, но у него начался гастрит, или пропал тик, но он начал грызть ногти, — проблема не решена.
Чтобы работать с тяжелыми нарушениями и не выгорать. Получится брать в терапию тяжелых детей и подростков и знать, что делать с ранними детскими травмами.
Чтобы успешно сотрудничать с психиатрами, понимать генез нарушений.
Чтобы консультировать родителей и давать им эффективные рекомендации. Если дети уже есть или только планируются, если женщина хочет, но не может родить, и т. д. — перинатальный психолог может дать конкретные рекомендации, как не допустить или преодолеть пренатальную или природовую травму и помочь ребенку полностью скомпенсироваться до 12 лет.
Чтобы понимать подростка и его психодинамические конфликты.
Чтобы лечить психосоматику.
Чтобы видеть свои слепые зоны в психологической практике и работать более эффективно.

Как диагностировать перинатальный опыт

Мы уже писали выше: речь не может быть инструментом для исследования перинатального опыта, поскольку она формируется позже. Поэтому остается два других средства: тело и метафора. Предложите ребенку или взрослому представить, нарисовать и почувствовать образ рождения, мамы или абстрактного места — дома, пещеры. То, как человек его видит и ощущает, скажет о перинатальном опыте гораздо больше, чем можно было бы вспомнить. Например, если беременность проходила нормально, пещера покажется уютной, а вот страшное, давящее, холодное пространство, как правило, говорит о том, что были проблемы: гипотонус матки, нехватка кислорода и т. д.

Проверить гипотезу о перинатальной травме можно и проще — поговорить с родителями. Правда, это удастся только в детской терапии: для взрослых практически невозможно осознанно вспомнить опыт внутриутробного развития и рождения.

Если вы обнаружили у себя или у клиента боязнь закрытых пространств или какие-либо психосоматические проявления, имейте в виду: это бессознательные реакции, отсылающие тело к перинатальному периоду. Поэтому диагностика перинатального опыта так необходима практическому психологу.

Материал подготовлен на основе лекции перинатального и клинического психолога Анастасии Белан специально для Среды обучения.

Что почитать по теме

Травма рождения и ее значение для психоанализа
Одна из первых книг по перинатальной психологии, обращающая внимание на значимость перинатального периода и особенно родов в жизни человека.
На стороне ребенка
Автор — женщина, легализовавшая метод психоаналитического лечения младенца. Эта книга — настольная для детских психологов и тех, кто хочет проработать ранние травмы.
где учиться на художника
Затаенная боль. Дневник психоаналитика
Книга о том, как психотерапевт понимает символику симптомов ребенка и работает с ним. Подходит не только специалистам, но и родителям.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ