Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 7 июня

Инфантилизм у взрослых: невзрослые взрослые

В преддверии старта курса об инфантилизме провели интервью с его автором. Ирина Цюрупа — психолог с 20-летним опытом практики и более 5000 консультаций, психолог-преподаватель в бизнес-школе РГГУ. Почему инфантильность мешает полноценной жизни, читайте в статье.
— Здравствуйте, уважаемая Ирина! Темой нашей сегодняшней беседы является инфантилизм у взрослых. Психический инфантилизм — это незрелость человека, при которой его поведение не соответствует возрастным требованиям. Как понять, что человек инфантилен?
— Ключевым аспектом является локус контроля, то есть определение точки контроля эффективности своей жизни. Если человек принимает ответственность за результативность и эффективность своей жизни, значит, у него есть задатки взрослого человека.

Пока человек больше ориентируется на внешнее — социальный строй, президента, родителей, жену, начальника, обстоятельства, образ действий — мы не можем говорить о том, что у него сформирована позиция взрослого человека. Это первый признак.

Второй признак: встраивание в социум. Есть такое понятие — Птолемеевская система мира. Птолемей говорил, что в центре Вселенной находится Земля, а все остальные планеты крутятся вокруг неё. Птолемеевская система присуща детям с их эгоцентричностью, которая биологически необходима для выживания. Вырастая, ребёнок понимает, что мир не ограничивается его семьей, а интересы его близких не заключаются лишь в реализации его потребностей. Начинается перестройка, встраивание в социум, и человек понимает, что он является частью общей большой системы.
Об инфантильности принято говорить, когда человек ведёт себя как ребёнок в жизненно значимых ситуациях: при перекладывании ответственности на других в темах здоровья, работы, саморазвития.
— Как на Ваш взгляд, инфантилизм — это осознанный выбор или бессознательный?
— Инфантилизм и осознанность — противоположные вещи. В мире инфантильного человека, как и у ребёнка, нет потребности в осознавании.

Существуют разные «режимы жизни» у человека. Если ему, к примеру, хочется побегать, поваляться на травке, весело отдохнуть — это не инфантильность, а режим «счастливого ребёнка».
— Мешает ли инфантилизм людям в жизни?
— Если мы идём от определения, что инфантилизм — это неумение управлять своей жизнью, то, конечно, мешает, поскольку человек отказывается от влияния на свою жизнь. Он отдаёт себя в зависимость от внешних условий и людей, с которыми он живёт.
— Как Вы думаете, каковы причины инфантилизма? Почему он формируется у некоторых людей?
— Если не брать во внимание физиологические изменения, а рассматривать только психологические аспекты, то мы видим, что причиной формирования инфантилизма является семья. Есть семьи, в которых присутствует гиперопека по отношению к ребенку. Родители слишком рьяно стремятся избавить ребенка от тягот и сложностей: мама и папа слишком мягкие, добрые. Вроде бы они хотят сделать для ребёнка как лучше, но при этом не обеспечивают формирования нужных навыков, не дают нужного осознания своей жизни, ограждают ребёнка от сложностей, отстраняют его от получения опыта.

Есть еще один вариант родительского поведения, который формирует инфантилизм. Это гиперконтролирующие, очень строгие и требовательные родители. Для таких родителей что бы ребёнок ни сделал, всё будет не так.

Таким образом воспитанный человек отказывается что-либо делать самостоятельно, поскольку у него пропадает мотивация. Так формируется состояние выученной беспомощности.
— Что может заставить человека задуматься о своем инфантильном поведении?
— Сначала человек может попытаться понять, почему одни живут так, а он по-другому. Если у этого человека сформирован навык размышлять и выстраивать причинно-следственную связь, то он задумается о разнице в качестве жизни с окружающими. Тогда в поиске ответа он узнает о присущем ему инфантилизме.

Любое развитие всегда проходит через кризис, через конфликт с невозможностью реализовать какую-либо потребность. И только благодаря этому переломному моменту человек находит мотивацию к поиску изменений. Часто в этом помогают психологи, показывая причины внутреннего конфликта.
— Связан ли инфантилизм с позицией «жертвы», пытающейся получить выгоду от своего поведения?
— Эти понятия могут сочетаться. Человек может быть и инфантильным, и «жертвой». Но, с другой стороны, «жертва» может быть очень продуманной, и это будет её способ влияния на жизнь. А инфантильный человек, на самом деле, отказывается влиять на жизнь.
— Насколько это проблематично — жить, будучи инфантильным? Или человек может спокойно прожить всю жизнь в таком состоянии?
— Это прекрасный вопрос, потому что сейчас он «в тренде». Все зависит от того, в каких условиях человек живет. К примеру, дети 90-х должны были всего добиваться сами, выстраивать самостоятельно свою жизнь, они были лишены поддержки родителей и стали «достигаторами». В то время определенная среда требовала от человека активности, не позволяла ему пребывать в инфантильном поведении.

Нынешние же дети многим обеспечены. И мы видим, что они не спешат обзаводиться семьей, не торопятся выходить на работу, для них ценность материальных достижений гораздо ниже, чем для их родителей. И такая тенденция характерна не только для России, но для всего мира. Чем более экономически благополучна страна, тем позже дети хотят взрослеть. Это ни плохо, ни хорошо, все целесообразно и социально обусловлено.

Если у человека есть определенные ценности и материально он обеспечен, то инфантильность не мешает ни социуму, ни ему самому.

Здесь скорее вопрос к собственной ценности жизни для самого человека. Он имеет право выбора, что ему больше нравится — быть нужным членом общества или жить без каких-то ярких достижений. Есть люди, которые хотят менять этот мир, и они это делают.

В скандинавских странах сейчас активно рассматривается концепция безусловного базового дохода. Это выплаты от государства всем гражданам без необходимости выполнения работы. Им предоставляется возможность просто жить в государстве и заниматься тем, что хочешь, быть счастливыми гражданами государства.

Необходимо отметить, что уровень счастья людей напрямую влияет на уровень развития страны. Существует масса интересных научных исследований, которые подтверждают взаимосвязь между субъективными представлениями личности об удовлетворенности собственной жизнью (уровнем счастья) и государственными экономическими показателями. Однако общество никогда не будет состоять только из «наблюдателей». Оно — как самонастраивающаяся система.
«Соотношение людей — “двигателей” и “наблюдателей” в обществе более или менее постоянно. Во все времена найдутся люди, которые будут “двигателями”, потому что им это интересно. И рядом с ними будут жить “наблюдатели”, которые будут время от времени дарить миру что-то интересное: писать стихи или музыку, создавать какие интересные произведения».
— Как, по-Вашему, нужно ли избавляться человеку от инфантилизма?
— Если смотреть в суть термина, человек инфантильный НЕ осознает свое поведение. Живущий же ненапряженно не всегда инфантилен, он может жить осознанно. Инфантильный — это «не понимаю», «не умею». И эти качества не дают человеку жить более качественной жизнью.

Все-таки работать со своей инфантильностью необходимо. Став осознанным и взрослым, человек выберет, кем он будет — «мотором» или «наблюдателем». Но ему нужно сделать свой собственный осознанный выбор. Когда психолог работает с инфантильностью, он помогает человеку избавляться от бессилия перед жизнью.

Когда мы, психологи, работаем с инфантильностью, мы меняем установки, которые делают человека бессильным, а потом даем навыки ассертивного поведения, которые помогают ему встраиваться в жизнь на уровне взрослого.
— Какие будут Ваши рекомендации для людей, страдающих инфантильностью?
— Я ни разу не встречала людей, которые пришли бы с запросом «избавить их от инфантилизма». К проблеме инфантильности мы приходим как составной части общей проблемы, по типу: «я не могу построить свою жизнь», «не могу выстроить отношения», «я очень тревожный». Инфантильность как качество может приводить к бОльшим проблемам. Работая с инфантильностью, мы говорим с человеком об ответственности за свою жизнь. Мы меняем деструктивные установки и обучаем человека навыкам социального взаимодействия.

Основные рекомендации здесь следующие:
  • Ищи способы понять, почему именно ты отвечаешь за свою жизнь
  • Ищи способы справляться с этой ответственностью
  • Нарабатывай навыки социального взаимодействия.
Такая формулировка покажет, что за этими советами лежит огромная работа клиента и психолога. Отдельно с инфантильностью как запросом мы, как правило, не работаем, всё взаимосвязано. Но если в работу включается фрагмент с инфантильностью, это увеличивает объём терапевтической работы.

Необходимо донести до человека, что именно он теперь несёт ответственность за свою жизнь. Люди этому часто очень сильно сопротивляются, гневаются, но только после принятия этого факта начинается более плодотворная терапевтическая работа, поскольку мы закладываем главный фундамент для дальнейшей более счастливой жизни. После осознания этого вся остальная психологическая работа идёт гораздо более эффективно.
— Спасибо за интервью! До новых встреч!
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ