В чем суть Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Чем РЭПТ отличается от КПТ? Почему именно когнитивный подход лидирует в лечении тревожных расстройств? Какими качествами должен обладать РЭПТ-специалист? В чем цель программы Дополнительного образования «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» и на кого она нацелена? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем программ и преподавателем Факультета психологии Федором Токаревым.
Федор Токарев
Руководитель программ «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» и «Клиническая психология в психологическом консультировании», преподаватель Факультета психологии
Медицинский психолог (судебный эксперт) центра Сербского, обладатель продвинутого сертификата Института Альберта Эллиса США, организатор международных программ по РЭПТ совместно с Институтом Альберта Эллиса (Нью-Йорк), член совета по РЭПТ в России
Федор, здравствуйте! Очень рада нашей беседе! Осенью на Факультете психологии стартуют две программы переподготовки, руководителем которых Вы являетесь. 18 августа, состоялась открытая презентация одной из них — программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Давайте поговорим про тот подход, которым овладеют студенты в ходе обучения на ней, и раскроем интересные подробности образовательного процесса.
— С радостью! Сразу озвучим то, что нужно знать о Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии в первую очередь. РЭПТ — это исторически первое направление когнитивно-поведенческой психотерапии, которое до сегодняшнего дня остается актуальным, признанным и, что самое главное, согласно Всемирной организации здравоохранения является первой линией лечения тревожных и депрессивных расстройств. Сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия постепенно вытесняет другие виды терапии, потому что она более доказана, ее теория более обоснована, а также появляется все больше клинических данных, подтверждающих именно эту модель.
— Когда я вижу «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия», то задаюсь вопросом, почему именно эти слова вошли в итоговое название подхода и что именно они значат?
— Название в его сегодняшнем варианте не всегда выглядело так. Сначала в аббревиатуре было всего две буквы — РТ (рациональная терапия), после три — РЭТ (рационально-эмотивная терапия) и только потом к ним добавилась буква «П» (поведенческая) или латинская «B» (Behavior).
Сам Альберт Эллис, автор РЭПТ, писал, что название «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» получилось не совсем точным, и для обозначения предложенного им направления больше подошло бы что-то вроде «когнитивной терапии» или «когнитивно-поведенческой терапии»… Но такие названия уже были заняты.
Итак, пройдемся по каждому компоненту:
1
«Рациональная».Эллис критиковал использование этого слова в контексте названия, потому что нет абсолютного критерия рациональности. Это некоторая условность. Но тем не менее наличие буквы «Р» необходимо, чтобы подчеркнуть — за основу берется именно здравый смысл, научный подход. Рациональность тут скорее — противоположность иррациональным, нелогичным суждениям, которые никак не подтверждаются реальностью.
2
«Эмотивная». Еще можно кое-где встретить вариант написания — «эмоциональная» — но в последнее время мы (те, кто развивают РЭПТ в России) договорились, что перевод на русский язык будет именно таким — «эмотивная» (в английском — Rational Emotive Behavior Therapy). Разница в том, что понятие «эмотивная» точнее отражает ту связь, которая существует между эмоциями и нашими мыслями и взглядами, как рациональными, так и иррациональными, которые эти эмоции вызывают.
3
«Поведенческая». Почему Эллис добавил к названию букву «П»? Дело в том, что сами по себе когнитивные изменения не ведут нас к результату. Их необходимо проявлять в конкретном реальном поведении. Одно дело — поменять взгляд на какое-то событие или неприятные моменты, а другое — внедрить новый взгляд в жизнь, начать применять его и укреплять. Ведь без этого внедрения, даже понимая, что опасности нет, мы будем бояться рефлекторно.
Итак, что нам нужно для успешной терапии? Когнитивный уровень, уровень эмоций и поведение.
— А не могли бы Вы рассказать, как происходит работа с этими тремя уровнями?
— Конечно! Для этого нам нужно кратко рассмотреть базовую модель когнитивно-поведенческой терапии — модель ABC.
C Буква «C» — это эмоциональные поведенческие последствия (на английском — consequences). Это здоровые или нездоровые эмоции, а также адаптивные и неадаптивные формы поведения.
A Буква «А» обозначает некоторую ситуацию, которая может быть как внешней, так и внутренней. Представим, к примеру: мы стоим на крыше небоскреба. В одной и той же ситуации, при одних и тех же обстоятельствах разные люди могут испытывать разные эмоции. Кто-то, стоя на этой крыше, будет в панике, кто-то будет в ступоре, кто-то будет испытывать некоторое волнение, а кто-то — воодушевление, потому что он любит высоту.
То есть в чем здесь суть? События сами по себе не вызывают наши чувства, эмоции и поведение. Мы воспринимаем то, что происходит, через призму своих убеждений, взглядов, ценностей и так далее. И если для одного человека высота — это что-то приятное, то другой, несмотря на все ограждения, обеспечивающие безопасность, при виде высоты будет в панике. Это как страх полетов. Самолеты — один из самых безопасных видов транспорта, но некоторые люди испытывают нездоровую тревогу от одной мысли о передвижении на них. Так вот, если бы сами события напрямую вызывали наши эмоции, тогда все люди в самолете, включая пилотов, были бы в панике. Но это, к счастью, не так, а значит, мы можем влиять на свои реакции.
B И поэтому суть терапии заключается в том, что мы работаем на уровне B. Буква «B» — это Believes или Basic attitudes, базовые отношения, убеждения, которые окрашивают для нас те или иные ситуации в разные эмоции.
Соответственно, задача Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии — не убрать у вас эмоции, а сделать эти эмоции адаптивными, такими, которые будут помогать вам.
Понятное дело, что совсем ни о чем не беспокоиться — это неэффективно. Ведь в таком случае мы бы ходили по канату над пропастью без страховки и перебегали бы МКАД, не смотря по сторонам. Иметь некоторый уровень беспокойства — вполне конструктивно. Но неконструктивно — испытывать нездоровую тревогу, вину и так далее.
Поэтому в РЭПТ эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. И отличаются они не по интенсивности, а качественно. Нездоровая эмоция может быть малоинтенсивна (например, легкая тревога), но раз она нездоровая, ее все равно нужно убирать.
Аарон Бек
— Описанная Вами схема относится ко всем направлениям когнитивно-поведенческой терапии?
— Да, она общая для всех направлений. Но основных два. Первое — когнитивная терапия Аарона Бека. И второе, предпочитаемое мной, — это РЭПТ. Оба они очень схожи.
— Но при этом разные... Расскажите, в чем же все-таки различия между КТ Аарона Бека и РЭПТ Альберта Эллиса?
— Во-первых, в терапии Эллиса эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. Во-вторых, в РЭПТ выделяются иррациональные убеждения. Их четыре: требования, катастрофизация, нетерпимость фрустрации и глобальная оценка.
В чем же плюс именно Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Допустим, у человека есть тревога — ему кажется, что он не выключил утюг, и это не дает ему покоя. В РЭПТ мы не будем обсуждать и оспаривать гипотезы, выключил ли он утюг или не выключил и так далее. А будем сразу допускать самые худшие варианты и учить клиента здоровой реакции на самые неудачные исходы. Тогда человек даже в самых сложных ситуациях вместо нездоровых эмоций будет испытывать конструктивные эмоции.
Альберт Эллис
РЭПТ — модель достаточно краткосрочная, она сразу направлена на корни невроза, результаты видны быстрее, клиенту проще ее использовать. С помощью РЭПТ можно быстро, без долгих месяцев терапии справиться с тревогой, с депрессией.
Подытоживая, можно сказать, что Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия очень похожа на когнитивную терапию Бека, но является более изящной, более глубинной и концентрированной — бьет в корень и обучает клиента сразу работать со своими установками, нежели рассматривать аспекты ситуации с разных сторон.
Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия только начинает активно набирать обороты в России, но скоро все изменится. Во время моей работы в Московской службе психологической помощи населению многие клиенты просили работать с ними именно в этом подходе, потому что результаты его более быстрые и понятные.
— По поводу нездоровых и здоровых эмоций. Это же так трудно — провести между ними грань...
— Это действительно трудно. Тут важно определить: беспокойство, которое испытывает клиент, оно помогает справляться с некоторыми ситуациями или скорее мешает? Насколько то, что происходит с человеком, дискомфортно для него самого, насколько это мешает ему в достижении целей?
Например, нездоровая тревога будет вести к избегающему поведению, избавлению от угрозы. В таком случае человек, который боится летать на самолете, ни при каких обстоятельствах не поднимется на борт. А тот, кто боится публичных выступлений, будет избегать больших компаний и конкретных мест… Здоровая альтернатива такой реакции — это волнение, совладание с угрозой. Ты можешь волноваться, но при этом понимать: «Мне неприятно, но это вполне терпимо, выносимо и нет необходимости в таких кардинальных действиях».
Следствием нездоровой подавленности будет уход в себя, пассивность, беспомощность, а здоровая грусть или горе будут подталкивать к сообщению своих чувств, к некоторому адаптивному трауру.
Еще пример. В контексте нездоровой вины будет наблюдаться тенденция к самобичеванию, к некоторым мольбам о прощении. В качестве здоровой альтернативы этому есть сожаление, исправление, способность попросить прощения и отпустить, вместо того, чтобы годами винить и унижать себя. Нездоровый стыд вызовет стремление убежать, скрыться от взглядов. Здоровый его вариант выразится в смущении, сообщении о своем переживании и продолжении общения.
То есть, как вы видите, есть некоторые неконструктивные способы реакций, а есть конструктивные. И здоровые эмоции будут подталкивать именно к конструктивным.
— А сколько в среднем нужно встреч с РЭПТ-специалистом, чтобы достичь результата, убрать тревогу по поводу чего-то?
— Иногда бывает достаточно одной-двух встреч, после которых клиент выполняет домашние задания и дорабатывает все самостоятельно. Но обычно консультации проходят пять-восемь встреч. Если случай сложный, то до двадцати.
— То есть искать причины в травмах детства мы не будем? РЭПТ не про это, правильно?
— Нет, на самом деле и про это тоже, только без десятилетий на кушетке у психоаналитика. Я приведу пример, который мне очень нравится. Скажем, когда человек заболел гриппом, ему неважно, где, от кого и когда он подцепил его, ему важно получить лекарство, которое поможет ему избавиться от этой болезни.
Так вот РЭПТ — это скорее про лекарство. Нам неважно, когда было сформировано какое-то нездоровое отношение к действительности, к себе и к окружающим и от кого мы его подцепили — от дедушки, бабушки, мамы или папы. Нам важно, что это нездоровое отношение мешает человеку в текущий момент, и мы можем с помощью определенных техник влиять и изменять именно это нездоровое отношение.
В США и Европе КПТ признана лидирующим направлением в лечении тревожных расстройств и оплачивается страховкой.
Да, то, что происходит с человеком, может быть связано с агрессией, холодностью родителей, перенесенным насилием. Но даже люди, пережившие насилие, могут по-разному на это насилие реагировать и по-разному строить свою жизнь. Кто-то может двинуться в конструктивное русло, кто-то может двинуться в неконструктивное.
— Скажите, а Вы сами сразу поняли, что хотите работать именно в РЭПТ?
— Нет, можно сказать, случайно. Я получил базовое образование на кафедре общей психологии, где нас готовили проводить в первую очередь сложные исследования. Также у меня за плечами программа Дополнительного образования по гештальт-терапии и позитивной психотерапии. Уже под конец обучения в университете преподаватель пригласила нас на курс по когнитивно-поведенческой терапии. Я же на тот момент относился к КПТ довольно скептически. Мне казалось, все это как-то механистично и слишком просто.
— Я тоже встречала такое мнение у некоторых психологов.
— Да, я тоже считал, что другие виды психотерапии лучше, потому что сложнее, нужны десятилетия личной терапии и так далее. И на этот курс по когнитивно-поведенческой терапии пошел просто ради любопытства. Мне было интересно узнать, как же такой механистичный, простой подход помогает людям. Отучился. После университета стал работать в службе психологической помощи населению, где начал применять знания на практике. Там все и произошло. Я увидел, что одни клиенты достаточно долго идут к улучшениям, а те, с которыми я практикую когнитивный подход, быстро начинают чувствовать значительные улучшения. Без всякой магии и терапевтических отношений люди понимают, как себе помогать. На самом деле в РЭПТ психотерапевт — это необязательное условие. Большинство людей могут сами со всем справиться и разобраться, используя определенные техники. Специалист, так как он уже имеет практику, может просто ускорить этот процесс, направить в нужное русло.
После этого клиентам становится ясно, что, к примеру, не родственники злят их, а в большей степени те взгляды и убеждения, через призму которых они этих родственников воспринимают, вызывают злость. Да, кто-то из окружения может быть не очень хорошим человеком, но мы можем конструктивно реагировать на его проявления и чувствовать себя хорошо.
За видимой простотой РЭПТ скрывается очень много разных нюансов и тонкостей. И чтобы эффективно использовать это направление, нужно постоянно практиковать и освежать свои знания. РЭПТ — это живой подход, который постоянно интегрирует самые лучшие наработки из других направлений психотерапии, например, из ACT (Терапии Принятия и Ответственности), в схема-терапии, гештальт-терапии.
— А как понять начинающему студенту, который только входит в сферу психологии, что РЭПТ — это про него. Какими качествам должен обладать РЭПТ-специалист?
— Хороший вопрос. Нужно учитывать, что РЭПТ — это достаточно прямой, директивный подход. Терапевт здесь занимает активную роль, активно направляет, обучает клиента, помогает ему. Не сидит и не ждет, когда человек будет готов сказать какую-то важную информацию, а сразу объясняет, почему тот способ, который он предлагает, наиболее продуктивный, и начинает работать.
Что касается личных качеств — любой человек может этому обучиться. Разница в том, что разные терапевты будут работать с разными клиентами. Люди будут искать такого психолога, который подходит именно им. От личных качеств будет зависеть стиль работы, например, более директивный или менее директивный.
— Цель данной программы — сделать так, чтобы человек смог начать применять РЭПТ на практике, помогать себе и людям в преодолении конкретных эмоциональных и поведенческих проблем. И теми, кто практикует РЭПТ, совсем не обязательно должны быть только психологи. Подход могут применять учителя в работе с детьми и родителями, социальные, медицинские работники.
— Не могу не спросить, как будет проходить практика, ведь РЭПТ — это очень активный подход?
— В программе обучения будут и лекции, и семинары, и непосредственно практикумы. На семинарах мы будем обсуждать статьи, литературу, книги для формирования понимания сути терапии. На практических занятиях студенты в мини-группах будут разбирать конкретные проблемы по описанной мной ранее модели, учиться выявлять A, B и C, на примерах из личной жизни или практики разбираться, как это все работает.
— Очень интересно узнать о преподавателях программы, Ваших коллегах. Расскажите о них.
— Один из преподавателей — Максим Ильин — мой однокурсник. Мы вместе учились на факультете психологии и позже случайно встретились, когда начали развивать РЭПТ в России. С Дмитрием Фроловым, который сейчас живет в Европе, мы тоже познакомились благодаря РЭПТ. И Дмитрий, и я — обладатели продвинутых сертификатов от Института Эллиса, что означает — мы сертифицированы в Штатах и в работе используем самые актуальные методические материалы. К сожалению, такая практика присуща не всем преподавателям.
Преподаватель программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Психолог, публицист, специалист в области доказательной медицины. Сертифицированный практик РЭПТ. Специализация в когнитивно-бихевиоральной терапии ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Соучредитель REBT Centre (Москва, Россия)
Дмитрий Фролов
Преподаватель программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Психиатр, психотерапевт, нарколог. Прошел Primary и Advanced тренинги РЭПТ Института Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), впервые организовал эти тренинги в России. Участник международных конференций по РЭПТ. Автор книги «Психотерапия, и с чем ее едят» (издательство АСТ)
Что еще связывает нас троих? Мы — первые организаторы официальных визитов Института Альберта Эллиса в Россию и первые организаторы международных программ обучения и сертификации от Института здесь же. Мы поддерживаем связь с Институтом и его директорами: Кристин Дойл, Раймондом ди Джузеппе, Дэниелом Дэвидом. Стараемся ездить на конференции, участвовать во встречах, представлять Россию в мире и планируем продолжать эту деятельность, в том числе организацию международных семинаров и интеграцию России в международную сеть.
— Расскажите еще про саму программу и ее особенности!
— Первое — я хочу подчеркнуть, что полугода вполне достаточно для того, чтобы полностью обрести навыки консультирования в этом подходе. Содержание обучения основано на программе Института Альберта Эллиса. Здесь не нужно десять лет учиться и только через десять лет начинать практиковать. Те, кто поступят на нашу программу, могут уже во время обучения и сразу после него начинать заниматься практикой РЭПТ. В дальнейшем можно углубляться в подход бесконечно. Но на данном этапе основы для хорошего консультирования, для реальной помощи людям будут даны вам полностью.
Второе, что важно отметить, — курс практико-ориентированный. То есть задача — не завалить теорией, а дать максимум практики.
Третье, что хочется сказать, — когнитивно-поведенческая терапия и в частности РЭПТ — это мировой тренд. Все больше и больше клиентов начинают обращаться именно к этому направлению, потому что эффективность его доказана. Людям понятно, сколько нужно консультаций для того, чтобы добиться значимых улучшений, и понятно, что результаты будут конкретные.
Человек знает, что если он приходит с запросом, то этот запрос будет решен. РЭПТ — это подход, ориентированный на решение и разрешение конкретных проблем.
— После такого интересного рассказа хочется познакомиться с литературой на тему Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии. Посоветуете нашим читателям несколько книг?
— Сегодня благодаря Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии книги по РЭПТ стали переводиться на русский язык. Для психологов я в первую очередь рекомендую базовый учебник под названием «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия».
Также на русском языке вышли книги Альберта Эллиса, которые можно назвать скорее клиентскими: «Разум или чувства. Что важнее, когда решил изменить жизнь к лучшему», «Успокойся! Контролируй тревогу, прежде чем она начнет контролировать тебя», «Управление гневом. Как не выходить из себя, спокойно реагировать на все и справиться с самой разрушительной эмоцией» и еще целый ряд трудов, которые легко найти на сайте издательства «Питер».
— Спасибо большое за рекомендации и подробный рассказ о Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии, после которого действительно хочется освоить этот подход и начать применять его в жизни.
— Взаимно! Предлагаю всем заинтересованным посмотреть вебинар-презентацию программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Вместе с преподавателями, руководителями Факультета психологии и специалистами Приемной комиссии мы ответили на основные вопросы наших абитуриентов.