Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 11 августа

«РЭПТ — это мировой тренд»

В чем суть Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Чем РЭПТ отличается от КПТ? Почему именно когнитивный подход лидирует в лечении тревожных расстройств? Какими качествами должен обладать РЭПТ-специалист? В чем цель программы Дополнительного образования «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» и на кого она нацелена? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем программ и преподавателем Факультета психологии Федором Токаревым.
Федор, здравствуйте! Очень рада нашей беседе! Осенью на Факультете психологии стартуют две программы переподготовки, руководителем которых Вы являетесь. 18 августа, состоялась открытая презентация одной из них — программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Давайте поговорим про тот подход, которым овладеют студенты в ходе обучения на ней, и раскроем интересные подробности образовательного процесса.
— С радостью! Сразу озвучим то, что нужно знать о Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии в первую очередь. РЭПТ — это исторически первое направление когнитивно-поведенческой психотерапии, которое до сегодняшнего дня остается актуальным, признанным и, что самое главное, согласно Всемирной организации здравоохранения является первой линией лечения тревожных и депрессивных расстройств. Сегодня когнитивно-поведенческая психотерапия постепенно вытесняет другие виды терапии, потому что она более доказана, ее теория более обоснована, а также появляется все больше клинических данных, подтверждающих именно эту модель.
— Когда я вижу «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия», то задаюсь вопросом, почему именно эти слова вошли в итоговое название подхода и что именно они значат?
— Название в его сегодняшнем варианте не всегда выглядело так. Сначала в аббревиатуре было всего две буквы — РТ (рациональная терапия), после три — РЭТ (рационально-эмотивная терапия) и только потом к ним добавилась буква «П» (поведенческая) или латинская «B» (Behavior).

Сам Альберт Эллис, автор РЭПТ, писал, что название «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия» получилось не совсем точным, и для обозначения предложенного им направления больше подошло бы что-то вроде «когнитивной терапии» или «когнитивно-поведенческой терапии»… Но такие названия уже были заняты.

Итак, пройдемся по каждому компоненту:
  • 1
    «Рациональная». Эллис критиковал использование этого слова в контексте названия, потому что нет абсолютного критерия рациональности. Это некоторая условность. Но тем не менее наличие буквы «Р» необходимо, чтобы подчеркнуть — за основу берется именно здравый смысл, научный подход. Рациональность тут скорее — противоположность иррациональным, нелогичным суждениям, которые никак не подтверждаются реальностью. 
  • 2
    «Эмотивная». Еще можно кое-где встретить вариант написания — «эмоциональная» — но в последнее время мы (те, кто развивают РЭПТ в России) договорились, что перевод на русский язык будет именно таким — «эмотивная» (в английском — Rational Emotive Behavior Therapy). Разница в том, что понятие «эмотивная» точнее отражает ту связь, которая существует между эмоциями и нашими мыслями и взглядами, как рациональными, так и иррациональными, которые эти эмоции вызывают.
  • 3
    «Поведенческая». Почему Эллис добавил к названию букву «П»? Дело в том, что сами по себе когнитивные изменения не ведут нас к результату. Их необходимо проявлять в конкретном реальном поведении. Одно дело — поменять взгляд на какое-то событие или неприятные моменты, а другое — внедрить новый взгляд в жизнь, начать применять его и укреплять. Ведь без этого внедрения, даже понимая, что опасности нет, мы будем бояться рефлекторно.
Итак, что нам нужно для успешной терапии? Когнитивный уровень, уровень эмоций и поведение.
— А не могли бы Вы рассказать, как происходит работа с этими тремя уровнями?
— Конечно! Для этого нам нужно кратко рассмотреть базовую модель когнитивно-поведенческой терапии — модель ABC.
C Буква «C» — это эмоциональные поведенческие последствия (на английском — consequences). Это здоровые или нездоровые эмоции, а также адаптивные и неадаптивные формы поведения.
A Буква «А» обозначает некоторую ситуацию, которая может быть как внешней, так и внутренней. Представим, к примеру: мы стоим на крыше небоскреба. В одной и той же ситуации, при одних и тех же обстоятельствах разные люди могут испытывать разные эмоции. Кто-то, стоя на этой крыше, будет в панике, кто-то будет в ступоре, кто-то будет испытывать некоторое волнение, а кто-то — воодушевление, потому что он любит высоту.

То есть в чем здесь суть? События сами по себе не вызывают наши чувства, эмоции и поведение. Мы воспринимаем то, что происходит, через призму своих убеждений, взглядов, ценностей и так далее. И если для одного человека высота — это что-то приятное, то другой, несмотря на все ограждения, обеспечивающие безопасность, при виде высоты будет в панике. Это как страх полетов. Самолеты — один из самых безопасных видов транспорта, но некоторые люди испытывают нездоровую тревогу от одной мысли о передвижении на них. Так вот, если бы сами события напрямую вызывали наши эмоции, тогда все люди в самолете, включая пилотов, были бы в панике. Но это, к счастью, не так, а значит, мы можем влиять на свои реакции.
B И поэтому суть терапии заключается в том, что мы работаем на уровне B. Буква «B» — это Believes или Basic attitudes, базовые отношения, убеждения, которые окрашивают для нас те или иные ситуации в разные эмоции.
Соответственно, задача Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии — не убрать у вас эмоции, а сделать эти эмоции адаптивными, такими, которые будут помогать вам.
Понятное дело, что совсем ни о чем не беспокоиться — это неэффективно. Ведь в таком случае мы бы ходили по канату над пропастью без страховки и перебегали бы МКАД, не смотря по сторонам. Иметь некоторый уровень беспокойства — вполне конструктивно. Но неконструктивно — испытывать нездоровую тревогу, вину и так далее.

Поэтому в РЭПТ эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. И отличаются они не по интенсивности, а качественно. Нездоровая эмоция может быть малоинтенсивна (например, легкая тревога), но раз она нездоровая, ее все равно нужно убирать.

Аарон Бек
— Описанная Вами схема относится ко всем направлениям когнитивно-поведенческой терапии?

— Да, она общая для всех направлений. Но основных два. Первое — когнитивная терапия Аарона Бека. И второе, предпочитаемое мной, — это РЭПТ. Оба они очень схожи.
— Но при этом разные... Расскажите, в чем же все-таки различия между КТ Аарона Бека и РЭПТ Альберта Эллиса?
— Во-первых, в терапии Эллиса эмоции разделяются на здоровые и нездоровые. Во-вторых, в РЭПТ выделяются иррациональные убеждения. Их четыре: требования, катастрофизация, нетерпимость фрустрации и глобальная оценка.
В чем же плюс именно Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии? Допустим, у человека есть тревога — ему кажется, что он не выключил утюг, и это не дает ему покоя. В РЭПТ мы не будем обсуждать и оспаривать гипотезы, выключил ли он утюг или не выключил и так далее. А будем сразу допускать самые худшие варианты и учить клиента здоровой реакции на самые неудачные исходы. Тогда человек даже в самых сложных ситуациях вместо нездоровых эмоций будет испытывать конструктивные эмоции.

Альберт Эллис
РЭПТ — модель достаточно краткосрочная, она сразу направлена на корни невроза, результаты видны быстрее, клиенту проще ее использовать. С помощью РЭПТ можно быстро, без долгих месяцев терапии справиться с тревогой, с депрессией.
Подытоживая, можно сказать, что Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия очень похожа на когнитивную терапию Бека, но является более изящной, более глубинной и концентрированной — бьет в корень и обучает клиента сразу работать со своими установками, нежели рассматривать аспекты ситуации с разных сторон.
Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия только начинает активно набирать обороты в России, но скоро все изменится. Во время моей работы в Московской службе психологической помощи населению многие клиенты просили работать с ними именно в этом подходе, потому что результаты его более быстрые и понятные.
— По поводу нездоровых и здоровых эмоций. Это же так трудно — провести между ними грань...
— Это действительно трудно. Тут важно определить: беспокойство, которое испытывает клиент, оно помогает справляться с некоторыми ситуациями или скорее мешает? Насколько то, что происходит с человеком, дискомфортно для него самого, насколько это мешает ему в достижении целей?

Например, нездоровая тревога будет вести к избегающему поведению, избавлению от угрозы. В таком случае человек, который боится летать на самолете, ни при каких обстоятельствах не поднимется на борт. А тот, кто боится публичных выступлений, будет избегать больших компаний и конкретных мест… Здоровая альтернатива такой реакции — это волнение, совладание с угрозой. Ты можешь волноваться, но при этом понимать: «Мне неприятно, но это вполне терпимо, выносимо и нет необходимости в таких кардинальных действиях».

Следствием нездоровой подавленности будет уход в себя, пассивность, беспомощность, а здоровая грусть или горе будут подталкивать к сообщению своих чувств, к некоторому адаптивному трауру.

Еще пример. В контексте нездоровой вины будет наблюдаться тенденция к самобичеванию, к некоторым мольбам о прощении. В качестве здоровой альтернативы этому есть сожаление, исправление, способность попросить прощения и отпустить, вместо того, чтобы годами винить и унижать себя.
Нездоровый стыд вызовет стремление убежать, скрыться от взглядов. Здоровый его вариант выразится в смущении, сообщении о своем переживании и продолжении общения.

То есть, как вы видите, есть некоторые неконструктивные способы реакций, а есть конструктивные. И здоровые эмоции будут подталкивать именно к конструктивным.
— А сколько в среднем нужно встреч с РЭПТ-специалистом, чтобы достичь результата, убрать тревогу по поводу чего-то?
— Иногда бывает достаточно одной-двух встреч, после которых клиент выполняет домашние задания и дорабатывает все самостоятельно. Но обычно консультации проходят пять-восемь встреч. Если случай сложный, то до двадцати.
— То есть искать причины в травмах детства мы не будем? РЭПТ не про это, правильно?
— Нет, на самом деле и про это тоже, только без десятилетий на кушетке у психоаналитика. Я приведу пример, который мне очень нравится. Скажем, когда человек заболел гриппом, ему неважно, где, от кого и когда он подцепил его, ему важно получить лекарство, которое поможет ему избавиться от этой болезни.
Так вот РЭПТ — это скорее про лекарство. Нам неважно, когда было сформировано какое-то нездоровое отношение к действительности, к себе и к окружающим и от кого мы его подцепили — от дедушки, бабушки, мамы или папы. Нам важно, что это нездоровое отношение мешает человеку в текущий момент, и мы можем с помощью определенных техник влиять и изменять именно это нездоровое отношение.
В США и Европе КПТ признана лидирующим направлением в лечении тревожных расстройств и оплачивается страховкой.

Да, то, что происходит с человеком, может быть связано с агрессией, холодностью родителей, перенесенным насилием. Но даже люди, пережившие насилие, могут по-разному на это насилие реагировать и по-разному строить свою жизнь. Кто-то может двинуться в конструктивное русло, кто-то может двинуться в неконструктивное.
— Скажите, а Вы сами сразу поняли, что хотите работать именно в РЭПТ?
— Нет, можно сказать, случайно. Я получил базовое образование на кафедре общей психологии, где нас готовили проводить в первую очередь сложные исследования. Также у меня за плечами программа Дополнительного образования по гештальт-терапии и позитивной психотерапии. Уже под конец обучения в университете преподаватель пригласила нас на курс по когнитивно-поведенческой терапии. Я же на тот момент относился к КПТ довольно скептически. Мне казалось, все это как-то механистично и слишком просто.
— Я тоже встречала такое мнение у некоторых психологов.
— Да, я тоже считал, что другие виды психотерапии лучше, потому что сложнее, нужны десятилетия личной терапии и так далее. И на этот курс по когнитивно-поведенческой терапии пошел просто ради любопытства. Мне было интересно узнать, как же такой механистичный, простой подход помогает людям. Отучился. После университета стал работать в службе психологической помощи населению, где начал применять знания на практике. Там все и произошло. Я увидел, что одни клиенты достаточно долго идут к улучшениям, а те, с которыми я практикую когнитивный подход, быстро начинают чувствовать значительные улучшения. Без всякой магии и терапевтических отношений люди понимают, как себе помогать. На самом деле в РЭПТ психотерапевт — это необязательное условие. Большинство людей могут сами со всем справиться и разобраться, используя определенные техники. Специалист, так как он уже имеет практику, может просто ускорить этот процесс, направить в нужное русло.

После этого клиентам становится ясно, что, к примеру, не родственники злят их, а в большей степени те взгляды и убеждения, через призму которых они этих родственников воспринимают, вызывают злость. Да, кто-то из окружения может быть не очень хорошим человеком, но мы можем конструктивно реагировать на его проявления и чувствовать себя хорошо.

За видимой простотой РЭПТ скрывается очень много разных нюансов и тонкостей. И чтобы эффективно использовать это направление, нужно постоянно практиковать и освежать свои знания. РЭПТ — это живой подход, который постоянно интегрирует самые лучшие наработки из других направлений психотерапии, например, из ACT (Терапии Принятия и Ответственности), в схема-терапии, гештальт-терапии.
— А как понять начинающему студенту, который только входит в сферу психологии, что РЭПТ — это про него. Какими качествам должен обладать РЭПТ-специалист?
— Хороший вопрос. Нужно учитывать, что РЭПТ — это достаточно прямой, директивный подход. Терапевт здесь занимает активную роль, активно направляет, обучает клиента, помогает ему. Не сидит и не ждет, когда человек будет готов сказать какую-то важную информацию, а сразу объясняет, почему тот способ, который он предлагает, наиболее продуктивный, и начинает работать.

Что касается личных качеств — любой человек может этому обучиться. Разница в том, что разные терапевты будут работать с разными клиентами. Люди будут искать такого психолога, который подходит именно им. От личных качеств будет зависеть стиль работы, например, более директивный или менее директивный.
— Какова главная цель программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия»? На кого рассчитано обучение?
— Цель данной программы — сделать так, чтобы человек смог начать применять РЭПТ на практике, помогать себе и людям в преодолении конкретных эмоциональных и поведенческих проблем. И теми, кто практикует РЭПТ, совсем не обязательно должны быть только психологи. Подход могут применять учителя в работе с детьми и родителями, социальные, медицинские работники.
— Не могу не спросить, как будет проходить практика, ведь РЭПТ — это очень активный подход?
— В программе обучения будут и лекции, и семинары, и непосредственно практикумы. На семинарах мы будем обсуждать статьи, литературу, книги для формирования понимания сути терапии. На практических занятиях студенты в мини-группах будут разбирать конкретные проблемы по описанной мной ранее модели, учиться выявлять A, B и C, на примерах из личной жизни или практики разбираться, как это все работает.
— Очень интересно узнать о преподавателях программы, Ваших коллегах.
Расскажите о них.
— Один из преподавателей — Максим Ильин — мой однокурсник. Мы вместе учились на факультете психологии и позже случайно встретились, когда начали развивать РЭПТ в России. С Дмитрием Фроловым, который сейчас живет в Европе, мы тоже познакомились благодаря РЭПТ. И Дмитрий, и я — обладатели продвинутых сертификатов от Института Эллиса, что означает — мы сертифицированы в Штатах и в работе используем самые актуальные методические материалы. К сожалению, такая практика присуща не всем преподавателям.
Что еще связывает нас троих? Мы — первые организаторы официальных визитов Института Альберта Эллиса в Россию и первые организаторы международных программ обучения и сертификации от Института здесь же. Мы поддерживаем связь с Институтом и его директорами: Кристин Дойл, Раймондом ди Джузеппе, Дэниелом Дэвидом. Стараемся ездить на конференции, участвовать во встречах, представлять Россию в мире и планируем продолжать эту деятельность, в том числе организацию международных семинаров и интеграцию России в международную сеть.
— Расскажите еще про саму программу и ее особенности!
— Первое — я хочу подчеркнуть, что полугода вполне достаточно для того, чтобы полностью обрести навыки консультирования в этом подходе. Содержание обучения основано на программе Института Альберта Эллиса. Здесь не нужно десять лет учиться и только через десять лет начинать практиковать. Те, кто поступят на нашу программу, могут уже во время обучения и сразу после него начинать заниматься практикой РЭПТ. В дальнейшем можно углубляться в подход бесконечно. Но на данном этапе основы для хорошего консультирования, для реальной помощи людям будут даны вам полностью.

Второе, что важно отметить, — курс практико-ориентированный. То есть задача — не завалить теорией, а дать максимум практики.

Третье, что хочется сказать, — когнитивно-поведенческая терапия и в частности РЭПТ — это мировой тренд. Все больше и больше клиентов начинают обращаться именно к этому направлению, потому что эффективность его доказана. Людям понятно, сколько нужно консультаций для того, чтобы добиться значимых улучшений, и понятно, что результаты будут конкретные.

Человек знает, что если он приходит с запросом, то этот запрос будет решен. РЭПТ — это подход, ориентированный на решение и разрешение конкретных проблем.
— После такого интересного рассказа хочется познакомиться с литературой на тему Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии. Посоветуете нашим читателям несколько книг?
— Сегодня благодаря Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии книги по РЭПТ стали переводиться на русский язык. Для психологов я в первую очередь рекомендую базовый учебник под названием «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия».

Также на русском языке вышли книги Альберта Эллиса, которые можно назвать скорее клиентскими: «Разум или чувства. Что важнее, когда решил изменить жизнь к лучшему», «Успокойся! Контролируй тревогу, прежде чем она начнет контролировать тебя», «Управление гневом. Как не выходить из себя, спокойно реагировать на все и справиться с самой разрушительной эмоцией» и еще целый ряд трудов, которые легко найти на сайте издательства «Питер».
— Спасибо большое за рекомендации и подробный рассказ о Рационально-Эмотивно-Поведенческой терапии, после которого действительно хочется освоить этот подход и начать применять его в жизни.
— Взаимно! Предлагаю всем заинтересованным посмотреть вебинар-презентацию программы «Рационально-Эмотивно-Поведенческая терапия». Вместе с преподавателями, руководителями Факультета психологии и специалистами Приемной комиссии мы ответили на основные вопросы наших абитуриентов.
Материал подготовила Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ