ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 8 августа
ВЛЮБЛЕННОСТЬ? ФЕНИЛЭТИЛАМИН!
Тело — основа существования человека. В этой статье мы разберемся, как и откуда возникают эмоции и для чего об этом знать психологу
Уровни существования человека
Человек существует одновременно на нескольких уровнях. Они влияют друг на друга и определяют не только поведение в конкретной ситуации, но и вектор всей жизни.
Первый уровень существования человека — это тело, все клетки, из которых состоят кости, органы и жидкости. Правда, почувствовать свои клетки довольно сложно, а вот мышцы и кожу мы воспринимаем без проблем, потому что они вызывают...
...телесные ощущения. Это второй уровень существования. Мы можем ощущать тепло или холод, у нас может что-то чесаться или болеть, покалывать, зудеть, вибрировать и т. д. Обратите внимание: какие у вас есть ощущения в теле прямо сейчас?
Третий уровень, с которого, как ошибочно думают многие, начинается работа психолога, эмоциональное состояние. Человек испытывает семь базовых (простых) эмоций, а из них, в свою очередь, собираются сложные.

Базовые эмоции это:
радость (удовольствие);
удивление;
печаль (грусть);
гнев (злость);
отвращение;
презрение;
страх.
Четвертый уровень — мысли. Благодаря эмоциям мы о чем-то думаем, из-за мыслей испытываем эмоции — иногда бывает сложно понять, что на что влияет. На этом уровне проявляется не только то, о чем мы размышляем специально (умозаключения), но и все автоматические мысли и быстрые суждения (стереотипы).
Что же после эмоций и мыслей? Ну конечно! На пятом уровне находятся действия, то есть все, что происходит с человеком сейчас. Они зависят от эмоций и мыслей, благодаря или вопреки которым мы принимаем решение что-то делать.
Шестой уровень — ценности. Ведь действия наши обычно связаны какой-то интегральной линией, они зачем-то нам нужны. На этом уровне проявляются как глубинные убеждения (например, «учиться новому — это хорошо и правильно» или «есть людей не стоит»), так и то, что важно для нас именно сейчас.
Венчает эту иерархию предназначение. На седьмом уровне каждый отвечает себе на вопрос, для чего он живет, тем самым собирая картинку воедино.
Понятно, что все уровни надстраиваются друг над другом, а их взаимовлияние очевидно. Анализировать события и тем более отвечать на глобальный вопрос «Зачем мне это все?» труднее, когда мышцы трудились 14 часов кряду, кожа замерзла, а эндокринная система спровоцировала выброс адреналина. Так что психологическое исследование самого себя надо начинать с самого начала — с тела.
Наш сложный мозг
Что управляет нашим телом, отдает ему команды двигаться, говорить и думать? Конечно, головной мозг. Благодаря эволюции он устроен как матрешка. В головном мозге есть три части: рептильный мозг, лимбическая система и неокортекс (кора больших полушарий).

Рептильный мозг — самый древний. Он есть не только у человека, но и у животных. Эта зона мозга находится в стволе и отвечает за инстинктивные реакции: стоять или убегать, пугаться или испытывать влечение, радоваться или злиться.

Лимбическая система порождает более сложные эмоции, а значит, и реакции человеческого организма. Благодаря ей у нас есть не просто страх, но целый веер его оттенков: тревога, опасение, ужас. Чем старше мы становимся, тем лучше умеем различать эти оттенки. Лимбическая система отвечает не только за эмоции, но и за социальный статус. Какое место я занимаю в группе? Как я хочу, чтобы ко мне относились? Что я должен сделать, чтобы занять место поближе к вершине иерархии? И наконец, какие эмоции я должен вызывать у других, чтобы этого достичь?

Неокортекс, иначе кора больших полушарий, есть только у человека. Это высший отдел мозга, который отвечает за мысли, оценки, суждения, он разделяет реальность на настоящее, прошлое и будущее, может анализировать, просчитывать. Активный неокортекс — залог самоосознанности. Он же отвечает за чувства — сложные эмоции и внутреннее отношение человека к тому, что тот познает или делает. Интересно, что именно кора больших полушарий способна «перепрошивать» более низкие уровни.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
Функции трех отделов мозга во многом совпадают, но сами они очень разные по химическому составу, структуре, действию и стилю. Взаимодействие между ними тоже неполное. Мы переживаем это как противоречивые влечения — сознательное и бессознательное, дикость и цивилизацию, похоть и любовь, ритуал и символ, рациональное и вербальное. Замечали, что человек в страхе воспринимает информацию искаженно, и просить его проанализировать риски — бесполезно? Когда отделы не синхронизированы, нет смысла взывать к разуму того, кто испуган или переживает: у него активна лимбическая система, а вы пытаетесь взаимодействовать с неокортексом.

Временами все три уровня действуют в унисон. Как правило, это происходит в моменты пиковой жизненной активности, когда тело и ум объединяются в едином порыве и все наши действия совершаются спонтанно, без усилий. Психологи называют такие состояния ресурсными.
Биохимия эмоций
В центральной нервной системе человека действуют импульсы, которые передают команды мозга мышцам и органам: «Работай быстрее/медленнее!» Раньше ученые думали, что эти импульсы электрические — бьют будто током. Но затем выяснилось: 80% синапсов (мест соединения нервных волокон, благодаря которым подается сигнал) имеют химическую природу. В них возникают вещества, которые заставляют наш организм действовать. Вещества эти вырабатываются для нужд тела, но тесно связаны с эмоциями.
За наше настроение, а точнее уровень радости, отвечает серотонин. Он вырабатывается, когда в организм поступает углеводная пища. Неудивительно, что мы пытаемся вызвать чувство радости, поедая сладкое или мучное. Также серотонин вырабатывается в ответ на солнечные лучи или физическую нагрузку. Интересный факт: когда человек влюбляется, выработка серотонина в организме приостанавливается. Поэтому, когда люди заявляют, заламывая руки: «Любовь — это страдание», — они в чем-то правы.
Мелатонин появляется из серотонина, но противоположен ему. Благодаря мелатонину мы можем успокоиться и заснуть. Вот почему люди в депрессии часто страдают бессонницей: у них не хватает «радостного» серотонина, а значит, и мелатонина тоже недостаточно.
Стоит упомянуть и дофамин. От него косвенно зависят сердечная деятельность, двигательная активность и даже рвотный рефлекс, а на эмоциональном уровне он отвечает за удовольствие.
Как и эндорфины — биохимические вещества, которые подавляют прочие импульсы нервной системы. Они создают «болезненно повышенное настроение» — ощущение эйфорического счастья в качестве награды за пережитый стресс. Чтобы «заработать» эндорфины, организм должен что-то сделать (испытать физическую нагрузку, поесть фруктов или, как ни странно, помедитировать). Без этого механизм нарушается. Если долго жить без эндорфинов, развиваются хроническая тревога, депрессия, а у детей — гиперактивность и синдром дефицита внимания. Часто люди пытаются не делать ничего и стимулировать выброс эндорфинов сторонними химическими веществами. Это, как можно догадаться, приводит к зависимостям.
Окситоцин и вазопрессин заставляет нас доверять и привязываться. Они понижают уровень тревожности и повышают уровень эндорфинов при взаимодействии с другими людьми. Ученые установили: чем больше у животных рецепторов для принятия окситоцина и вазопрессина, тем лучше они устанавливают социальные связи.
Про адреналин все мы знаем. Сердце начинает биться чаще, ладони потеют, мышцы напрягаются: при выбросе адреналина в кровь возникает реакция «бей или беги». На самом деле это гормон страха. Основная его задача — адаптировать организм к стрессовой ситуации. Чем реже это происходит, тем лучше; если постоянно существовать «на адреналине», возможно физическое истощение.
Норадреналин — гормон ярости, родственный адреналину. Он провоцирует сужение сосудов и повышение артериального давления, а на уровне эмоций вызывает бешеный гнев.
Фенилэтиламин отвечает за влюбленность. Он вырабатывается в мозге в ответ на объект, который нам нравится. Фенилэтиламин выделяется вместе с дофамином и серотонином (вы еще не забыли, как они работают?) и повышает симпатию, эмоциональную теплоту, сексуальность. Когда вам говорят: «Ой, да ты прямо светишься! Влюбилась (-ся), что ли?» — это не метафора. Влияние фенилэтиламина на клетки видно невооруженным глазом.
Существуют и другие вещества, которые провоцируют нервные импульсы и связаны с эмоциями. Теперь вы понимаете, насколько мы эволюционно зависимы от тела? Биохимическую природу эмоций стоит учитывать в психологической работе, даже если эта статья — все, что вы про биохимию знаете.
Что психолог может с этим делать
Учитывайте биохимию в своих гипотезах о состоянии клиента. Психолог не доктор, у него недостаточно знаний, чтобы в одиночку проверить медицинские догадки и расшифровать анализы (поэтому лучше иметь под рукой пару коллег — хороших врачей). Однако психолог должен понимать, как серотонин связан с пищевыми расстройствами, к какому психическому состоянию приводит переизбыток адреналина и что происходит, если человек постарается искусственным путем увеличить количество эндорфинов.

Используйте знания о теле, когда работаете с эмоциями. Физические упражнения полезны, чтобы отреагировать гнев; уровень освещенности влияет на радость; приятные прикосновения и медитация снижают тревожность. Таким образом, инструментом работы психотерапевта может стать потягивание, зарядка, прогулки на свежем воздухе и даже сон.

Люди (а особенно ваши клиенты) часто подавляют эмоции, не позволяют себе проживать их. Они подозревают, что их не поймут, либо еще серьезнее — боятся, что выраженная эмоция будет использована против них, причинит боль. Все эти «мужчины не плачут», «злиться нельзя», «что ты смеешься как дурочка» и так далее ведут к сокрытию естественных эмоций. Однако мы помним: эмоции зарождаются на биохимическом уровне, а значит, остаются в теле, если их не выражать. Таким образом, очень многие физические болезни на самом деле имеют психосоматическую природу. Не стоит торопиться вешать ярлыки — на медицинское обследование надо направлять обязательно. Но если врачи ничего не находят, а человек продолжает жаловаться на недомогание, может помочь психотерапия. Есть множество способов «поговорить» с болью, выяснить ее природу и отреагировать старую эмоцию. Используйте техники, которые вам ближе: арт-терапевтические, психодраматические, трансовые и любые другие. Если вы вместе с клиентом «докопаетесь» до эмоции-первоисточника, психосоматическое заболевание может пройти.

Напоминайте клиенту, что никто другой не может быть причиной его эмоций, кроме него самого. Биохимические реакции происходят в теле одного человека, события извне их только «запускают». Поэтому самый лучший способ узнать о себе что-то новое и изменить то, что не нравится, — это перестать обвинять других и прислушаться к собственным эмоциям.
выводы
мип психоанализа
Человек начинается с тела. Обратите на него внимание прямо сейчас и не забывайте проверять, как оно себя чувствует.
клиническая психология
Мозг человека многосоставен. За простые эмоции отвечает более древняя часть, а за сложные чувства, мысли и анализ — более новая. Контакт между ними неполный, поэтому мы можем испытывать эмоциональные противоречия. Это нормально!
клиническая психология
Чувства ≠ эмоции. Телесное чувствование — это зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Эмоции — радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Чувства — это сложные и продолжительные эмоции.
клиническая психология
Научитесь четко определять и называть свои эмоции, научите этому своих детей и клиентов. «Я чувствую, что ты дурак» — не эмоция, извините. Правильное называние дает 50% успеха на пути к осознанию и решению/профилактике проблемы.
клиническая психология
У каждой эмоции есть гормон, который за нее «отвечает». Эмоции возникают в теле и там же и остаются, если их не выражать. Учитывайте психосоматические недомогания при психологической работе и отличайте их от реальных заболеваний.
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт на материале лекций Ксении Устиновой по курсу «Психосоматика» для «Среды обучения»
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности