ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 6 марта
Об эмоциях и чувствах
Многие терапевты в своих историях делятся, что клиенты на вопрос «Что вы сейчас чувствуете?», задаваемый в рамках сессии, отвечают: нормально, все хорошо, немного непонятно, все раздражает и т. п. Но о чувствах ли идет речь? Конечно, нет. В этой статье разбираемся, чем эмоции отличаются от чувств и зачем их различать.
Для чего понимать свои чувства
Ученые Гарварда провели самое долгое в истории исследование счастья.

За 75 лет 724 мужчины приняли участие в эксперименте, главным выводом которого стало: уровень счастья и здоровья зависит от хороших отношений. Именно качество взаимодействия с людьми делает нас счастливыми, и не важно, сколько у вас друзей — один или тридцать.

Хорошие отношения не лишены ссор и взаимных претензий, но людям важно иметь возможность опереться друг на друга. Тем не менее любые споры и склоки сильно отражаются на нас и могут надолго выбить из колеи. Взаимные претензии и обиды, невысказанные ожидания и скандалы делают людей в любых отношениях дальше. Умение выражать накипевшие эмоции и чувства конструктивным способом, наоборот, помогает прийти к желаемому результату — разрешению конфликта и налаживанию связи.

Но для того, чтобы выражать свои чувства, нужно знать и понимать, что они существуют, уметь их обнаруживать и рассказывать о них.

Об этом говорит Дэниел Гоулман в бестселлере «Эмоциональный интеллект». Умение осознавать и определять свои чувства и эмоции, управление ими и распознавание эмоций других людей — вот три из пяти областей, определяющих эмоциональный интеллект. Именно его высокий уровень помогает людям выстраивать отношения, лучше управлять своей жизнью, преодолевать невзгоды и падения.
Чем эмоции отличаются от чувств
Для распознавания своих эмоций и чувств нужно понимать, чем они отличаются друг от друга и что на самом деле лежит за внешним проявлением человеческих реакций.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны и являются мгновенной реакцией на раздражитель. За семь базовых эмоций (страх, интерес, радость, печаль, злость, отвращение и удивление) отвечает лимбический мозг. Он посылает сигналы телу и приводит его в тонус в случае опасности, неожиданных позитивных или негативных событий. Эмоции связаны с динамикой, движением. Быстрая смена выражения лица, жесты, интонация могут быть сигналами тех или иных эмоций. Внимательный психолог может уловить изменение частоты дыхания, сжатые кулаки, уход в себя даже в том случае, когда клиент утверждает, что в данный момент с ним «все в порядке». Эмоции ситуативны и вспыхивают в ответ на положительные или отрицательные воздействия. Как правило, они менее устойчивы к внешним факторам: на смену веселому и беззаботному настроению легко может прийти злость, если наши потребности не удовлетворяются (можно быть бодрым, выходя из дома, и разозлиться, наступив в лужу у подъезда). Подробнее о взаимосвязи мозга, центральной нервной системы и эмоций мы уже писали.

Грань между эмоциями и чувствами невероятно тонка. Большой психологический словарь определяет чувства как «высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях». То есть чувства — это сложные, многосоставные эмоции. За каждой эмоцией стоит чувство. Но в то же время каждое чувство может быть источником различных эмоций. Так, любовь проявляется в радости, гневе, интересе, безразличии и т. д.

Древняя лимбическая система неразрывно связана с неокортексом — частью головного мозга, отвечающей за высшую деятельность человека. В новой коре сосредоточены центры мышления, творчества, самосознания, речь, сенсорное восприятие и т. п. Здесь зарождаются мысли, планы, воспоминания. Чувства, как более сложное образование, напрямую связаны с мышлением.
Например, супруга приходит домой и обнаруживает гору немытой посуды. Ее первая эмоциональная реакция — злость, негодование. Возникшая эмоция — результат работы лимбической системы, она может быстро смениться чем-то другим. Если рассматривать детальнее, то мы увидим, что женщина испытывает такие чувства, как разочарование, ощущение своей ненужности, несправедливость и, возможно, что-то еще. Эта гамма чувств — продукт ее мыслительной деятельности, подтягивающей факты и опыт прошлого: ситуация повторяется не первый раз и не оправдывает ожиданий. Процесс обмысливания усиливает возникшие ощущения и растягивает их во времени.

Зачем понимать разницу между эмоциями и чувствами и что с ней делать
Осознание своего эмоционального состояния — первый шаг на пути работы со своими чувствами. Будучи поглощенным обидой, гневом, злостью, человек не может трезво анализировать и осознавать, какое чувство скрывается за этой внешней оболочкой. Лимбический отдел мозга не поддается контролю, в противном случае это бы противоречило самой идее природных реакций и сохранения человека. Но в нашей власти работать с чувствами, меняя мышление и выбирая альтернативные способы проживания нахлынувших состояний.

Как выглядит работа с эмоциями? Для того чтобы присутствовать здесь и сейчас и понимать, что именно с вами происходит, необходимо научиться отслеживать свои состояния так же четко, как вы отслеживаете, например, холод. Только холод возникает извне, а эмоции зарождаются внутри.

В отслеживании эмоций вам могут помочь обычные напоминания на телефоне или в календаре. Заведите привычку раз в два-три часа останавливаться и задавать себе вопрос: «Как мне сейчас? Какие у меня есть эмоции?» Через 10−12 месяцев вы будете делать это каждый раз, когда эмоции только будут в вас зарождаться.

Что делать с эмоциями, которые вы в себе отследили? Есть несколько путей:
мип психоанализа
На них можно не обращать внимания. Проглотить, промолчать, оставить невыраженными. Зачастую мы делаем именно это, руководствуясь представлениями окружающих о «правильном воспитании». Однако важно помнить, что любая невыраженная эмоция остается в нас и рискует стать причиной психосоматического заболевания, стресса, постоянного напряжения.
клиническая психология
Выразить прямо сейчас. Здесь есть социально приемлемые и неприемлемые варианты. В первом случае вы можете бить подушки, рвать в клочья газеты, кричать на деревья в лесу и т. д. Во втором — высказать все, что вы думаете, своему обидчику. С точки зрения эмоционального здоровья неплохи оба варианта.
клиническая психология
Использовать различные техники разотождествления. Применяя их, вы сможете отработать эмоции и не застрять в гневе или страхе.
клиническая психология
К возможным техникам относится «заземление»: поставьте стопы на пол, поднимите руки вверх и сильно-сильно улыбнитесь. В таком состоянии невозможно злиться или грустить. Мы обманываем мозг, искусственно создавая и вызывая другие ощущение, стимулируя тем самым выброс гормонов радости.
клиническая психология
При работе с эмоциями также используют аффирмации: неоднократное повторение таких фраз, как «уйди туда, откуда пришло» или «стерто-стерто-стерто», помогает мозгу переключиться с прокручивания одной и той же эмоциональной «жвачки» и успокаивает нас.
клиническая психология
Если вы хорошо владеете техниками визуализации, то придавайте эмоциями образ и замещайте его новым, носящим противоположное значение. Например, замените возникший образ печали на картинку, ассоциирующуюся у вас со радостью.
Все эти техники направлены на выход из эмоционального состояния, что дает возможность заглянуть глубже — осознать чувства, которые вызывает та или иная ситуация.

Как происходит работа с чувствами? Лучше всего процесс отражает фраза «рассказывай о своих чувствах, а не демонстрируй их». В доверительной обстановке принятия в отношениях партнеры, говоря о том, что чувствуют, показывают истинных себя. Делая шаг навстречу друг к другу, они не оценивают и не осуждают чувства другого, но слушают и пытаются договориться.

Есть простая, но действенная схема, помогающая донести чувства и переживания. Она отлично работает как в парах, так и при взаимодействии с любыми значимыми для нас людьми.
Шаг 1
Расскажите о ситуации, используя только факты.

Ты не моешь посуду.

Шаг 2
Опишите, что для вас это значит.

Для меня это значит, что весь быт на мне, я одна должна за него отвечать.
Шаг 3
Опишите свои чувства в связи с ситуацией.

Я чувствую обиду, разочарование, меня задевает твоя незаинтересованность.

Шаг 4
Предложите решение проблемы, которое вам подойдет.

Я прошу тебя найти один день в неделю, который ты будешь посвящать домашним делам.

Шаг 5
Достигните договоренности.

А я, в свою очередь, не буду напоминать тебе об этом каждый день.
В этой схеме важно использовать только «Я-сообщение» и, рассказывая о своих чувствах, не давать оценок.

Проговариванием чувств занимается клиент на терапии, где в безопасной обстановке может открыто рассказать, что ощущает себя маленьким и неуверенным каждый раз, когда шеф вызывает его в кабинет на работе. Внешне эта ситуация может выглядеть как проявление страха, то есть эмоции, но на деле все несколько сложнее. Глубокая работа с чувствами нуждается в сопровождении специалиста: погружение в травматичную ситуацию вызывает сильные переживания. Раз за разом возвращаясь к воспоминаниям, вы будете проживать невыраженные чувства, чтобы однажды полностью отпустить их. В этом вам также могут помочь арт-терапия, телесные практики, индивидуальные и групповые терапевтические консультации.
Важно понимать, что приведенные схемы работы с эмоциями и чувствами не решают сами по себе глубинных проблем. Обратитесь к терапевту, если не справляетесь самостоятельно с травмой, сильными переживаниями и эмоциональными состояниями. Инструкции не заменят работы со специалистом, но могут помочь вам на пути к осознанности.
Понимать свои чувства и эмоции важно для повышения эмоционального интеллекта. Его высокий уровень помогает выстраивать прочные, здоровые связи, которые, в свою очередь, являются залогом здоровья и счастья.

Подготовила Ирина Васильева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности