Например, приходит ребенок. Его биологический возраст шесть лет, а ведет он себя на уровне трех. Интеллект у ребенка соответствует возрасту, но истерики он устраивает как трехлетний малыш. Чаще всего это бывает, когда родители не очень устойчивы. Во время его истерик они сами начинают кричать, впадают в панику. Поэтому у ребенка нет возможности примерить к себе другой образец поведения. В таких случаях психотерапевт во время занятий условно становится родителем — понимающим, но стойким к истерикам ребенка. Ребенок получает опыт другой реакции со стороны взрослого, что позволяет ему научиться самому останавливать свои истерики. Психотерапевт делает то, что не могут сделать родители. Он дает ребенку опыт, на который тот может опереться в процессе роста.
Психологическая коррекция направлена скорее на изменение способов поведения. Например, у ребенка высокая степень агрессивности. С помощью коррекционных занятий эту агрессию можно снизить, научить его по-другому выражать свой гнев или лучше распознавать мотивы других людей — специально его обидели или случайно. В дошкольном возрасте дети податливы, легко адаптируются, и для формирования нового навыка хватает 30 занятий по 45 минут. Психотерапевтический процесс значительно более длительный: полгода, год, иногда даже два года занятий по два раза в неделю. Разница в том, что в процессе коррекции мы просто меняем способ поведения, при этом ребенок остается на том же психологическом уровне. А при психотерапии — изменяем уровень развития ребенка, ребенок при этом взрослеет.