Что, если рассмотреть прошлое, настоящее и будущее психоаналитической работы через метафоры известных героев? Шерлок Холмс олицетворяет поиск скрытых истин XIX века, сэр Ланселот представляет современные подходы, подчеркивающие особый опыт отношений клиента и терапевта, а Волшебник страны Оз использует новые трансформационные модели психоанализа, призванные создавать субъективный смысл. Джозеф Ньюерт разобрался в эволюции роли психоаналитика с помощью образов, которые так любил Зигмунд Фрейд.
Психоаналитическая теория непрерывно эволюционирует: от раннего сотрудничества Фрейда с Брейером (1893) до настоящего времени. Дискуссии о развитии метода часто сводятся к спору о том, что вообще такое психоанализ. Вместо того чтобы вступать в этот спор, я придерживаюсь позиции, что психоанализ — это живая система, которая развивается, иногда плавно интегрирует прошлые клинические и теоретические перспективы, а иногда нарушается новыми научными и культурными разработками. Я выделю три психоаналитические перспективы, каждая из которых представляет собой центральный элемент прошлого, настоящего и будущего психоанализа. В совокупности они отражают несколько аспектов работы клинического психоаналитика с пациентом.
Помните, у Диккенса в «Рождественской песни в прозе» Скруджу являются три духа? Похожим образом я вижу героев, олицетворяющих разные точки зрения на прошлую, настоящую и будущую позицию психоаналитика:
► Шерлок Холмс, рациональный, объективный детектив и ученый в поисках скрытых истин в истории клиента;
► сэр Ланселот, несовершенный герой, который проигрывает отношения в переносе / контрпереносе и делает терапевтичными неизбежные разрывы и воссоединения;
► Волшебник страны Оз, создатель иллюзий и личного смысла, который помогает через символизацию достичь цели.