ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 15 августа
карьера психолога
ПРОФЕССИЯ: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ТАМАРА ЮШКОВА
Педагог-психолог 1-й квалификационной категории, психолог-консультант в методе позитивной психотерапии и выпускница «Среды обучения» рассказывает, чем занимаются психологи в дошкольных учреждениях и зачем нужно выбирать взгляд на человека
— Что вы думали о психологии до того, как пойти учиться? Чем она вас привлекла?
— Психология не просто привлекла меня. Я бы сказала, что возникала острая потребность в психологических знаниях, это и привело меня второй раз в вуз. По первому образованию я учитель иностранного языка. Но когда у меня самой появились дети, я поняла, что про них ничего не знаю. Той информации, которую я почерпнула из различных курсов в вузе, например по возрастной психологии, педагогической психологии и т.д., интернета и научно-популярных книг по психологии известных авторов, было безумно мало. Не в том смысле, что существовал какой-то недостаток информации. Как раз наоборот: ее было очень много, но она была фрагментарная, порой противоречащая одна другой и не удовлетворяющая моим запросам, не дающая ответ на постоянно возникающий вопрос «почему?». Поэтому я испытывала безумный голод по «настоящим» психологическим знаниям.
«Я испытывала безумный голод по «настоящим» психологическим знаниям. Словно те знания, которые имелись в моем распоряжении, были недостаточно настоящими»
Словно те знания, которые имелись в моем распоряжении, были недостаточно настоящими. И в этом плане, конечно, психология казалась мне волшебной наукой, которая сможет точно и четко ответить на все мои вопросы, которая знает всё про всех. Я наконец-то точно буду знать, «почему истерика?», «почему соседский Ваня такой драчун?», «как правильно поступить в этом случае?».
— Как изменилось ваше представление о психологии во время и после учебы?
— Во время учебы, конечно, поняла, что психология — это не «про ответы на все вопросы». Разочаровалась ли я? Наверное, немного было. Но лишь немного. Потому что открылся удивительный мир: психология — она разная. Достаточное количество направлений, которые дают совершенно неповторимый, полный, свой уникальный взгляд на человека и на то, откуда берутся различные трудности. И чтобы найти ответы, нужно смотреть на человека сквозь призму какого-то направления. И это на самом деле достаточно трудная задача — задача выбора. Очень непросто определиться. При обучении наша группа очень часто задавала вопросы различным преподавателям: «Как выбрать направление?», «А в каком вы направлении работаете?», «А как вы его выбрали?».
После учебы, конечно, я опять несколько иначе посмотрела на психологию.
«Открылся удивительный мир: психология — она разная»
Пришло понимание, что нужно уметь достаточно хорошо анализировать, чтобы разобраться в реальном случае, задать необходимые вопросы, выдвинуть гипотезу, выбрать стратегию работы.
— Как вы выбрали свое направление психологии?
— О… Очень долго не могла этого сделать. Прошло около года после окончания учебы. И вот в этот период я поняла, что, похоже, настала пора определиться со взглядом на человека и выбрать направление, в котором я буду работать. Именно об этом нам говорили с самого первого курса института, но за все годы обучения я так и не смогла почувствовать, понять: какая концепция личности мне отзывается? Психоанализ, трансактный анализ, когнитивно-поведенческая психология, различные гуманистические направления казались мне непривлекательными.
«Я пыталась понять: каким я вижу человека? Во всех концепциях мне чего-то не хватало»
Хотя я тяготела к более научному подходу и много читала про когнитивно-поведенческое направление, что-то меня в нем настораживало. Я пыталась понять: каким я вижу человека?
Во всех концепциях мне чего-то не хватало. И здесь скорее не я выбрала направление, а оно нашло меня. Я познакомилась с позитивной психотерапией (одно из немногих направлений, с которым не знакомили в институте) и осознала, что в ПП есть то, чего мне недоставало во всем остальном. Здесь сосуществуют и гуманистический взгляд, и психодинамическая составляющая, есть мое любимое «социальное» влияние на человека, и детство тоже берется в расчет. И как-то в начале третьего модуля неожиданно для меня самой актуальные способности вдруг стали как-то связаны с культурно-исторической теорией Льва Семеновича [Выготского. — ред.]. Несмотря на то, что позитивная психотерапия объединила в себе все, что для меня было значимо, она самодостаточна. Можно сказать, что я влюбилась. Я нашла часть пазла, идеально подошедшую к картинке в моей голове, которая уже была, но без этого очень значимого кусочка никак не могла стать целостной.
— В чем заключается работа психолога с детьми? Что именно вы делаете в центре развития?
— Я работаю в государственном учреждении, поэтому моя работа затрагивает не только детей, но и педагогов, и родителей. С детьми я провожу занятия разной направленности: развивающие, профилактические, игровые тренинги. С совсем маленькими (ранний возраст) моя работа направлена на помощь в адаптации к условиям образовательного учреждения. С детьми подготовительной группы работаю в большей степени по психологической подготовке к школе. Глобальная же цель работы с детьми, конечно, заключается, с одной стороны, в создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой — в содействии становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды. В целом вся деятельность укладывается в 4 направления: психодиагностика, психопрофилактика, развивающая работа, психологическое консультирование.
— Приходится ли вам сталкиваться с коррекционной психологией? Если да, расскажите поподробнее, что именно делаете как психолог в таких случаях.
— В той или иной степени приходится сталкиваться, конечно. Но конкретного случая, ребенка с ОВЗ, с которым мне нужно выстраивать систему работы, а именно разрабатывать индивидуальный маршрут развития или составлять с коллегами индивидуальную программу развития, — такого случая в практике не было. Это не значит, что в нашем учреждении таких детей нет. Но чаще всего родители просят психолого-педагогическое представление для психолого-медико-педагогической комиссии и уходят в специализированный детский сад. Совместно с педагогом группы, которую посещает ребенок, мы такое представление можем составить.
Работаете ли вы с родителями?
— Разумеется. Родительские собрания, различные мероприятия, психологическое консультирование. Родители обращаются с разными запросами, ситуациями. В первую очередь, конечно, хотят разобраться в конкретной ситуации, которая возникает в стенах центра развития или во взаимоотношениях с ребенком.
— К вам обращаются с запросом на семейную психотерапию?
— Нет, такого запроса не было, но это направление психотерапии мне очень интересно. Потому что зачастую работа с ребенком заведомо невозможна без родителя.
«Конечно же, ребенок сам по себе никогда не приходит к психологу. Именно родитель его ведет, и именно он является носителем запроса»
И вся жизнь ребенка проходит в семье, поэтому какую-то особенность развития маленького человека невозможно рассматривать в отрыве от семейной системы. Какую-то трудность ребенка невозможно решить в отрыве от родителей. И конечно же, ребенок сам по себе никогда не приходит к психологу. Именно родитель его ведет, и именно он является носителем запроса.
— Что вы можете посоветовать психологу, который только начинает свой путь в работе с детьми?
— Наверное, я не скажу ничего нового, но в первую очередь то, что значимо для меня и очень важно для работы, — хорошая теоретическая подготовка, личная терапия, подготовка в одном из направлений психотерапии. Именно это важно на старте, потому что психолог — инструмент, он работает своей личностью.
«Психолог — инструмент, он работает своей личностью»
Невозможно стать хорошим инструментом без этих трех составляющих. Особенно это важно при работе с детьми. Потому что ребенок — особенный маленький человек, который видит порой больше, чем взрослый. Ребенок более внимателен и сосредоточен не на своих трудностях, а на том человеке, который здесь и сейчас рядом с ним.

Вопросы задавала Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ ЭТО ИНТЕРВЬЮ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности