► Любое поведение — это единица коммуникации, которыми пронизана вся социальная система. Например, если человек не отвечает на вопрос, это не значит, что он не коммуницирует. Коммуникация состоит в том, что он не отвечает. Эмоциональная реакция, непослушание ребенка или болезнь — тоже способ коммуникации.
► Каждый человек является частью множества систем, таких как школьный класс или коллектив на работе, государство и культура.
► Система — это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом, реализуя общую функцию (А. Варга, 2009). Другими словами, груда запчастей не станет машиной, пока не выстроится во взаимосвязанный механизм и не получит задачу ехать. Это относится и к социальным системам.
► Семья — это тоже система, причем открытая. Она находится в постоянном взаимообмене информацией с окружающей средой.
► Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов (А. Варга, Г. Будинайте, 2015).
► Проблема одного человека рассматривается как симптом семейной системы, а также учитывает влияние всех систем (контекст), в которые тот включен.