Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 31 октября

Как это работает? Системная семейная психотерапия

Системный подход — это способ мыслить, который в первую очередь был создан для работы с семьей. Преподаватель «Среды обучения» и член Общества семейных консультантов и психотерапевтов Татьяна Рыцарева помогла разобраться, как человек, смотрящий через линзу системного подхода, видит происходящие вокруг него процессы: семейные отношения и не только.
Какие бывают психотерапевты
  • Симптомо- или проблемо-ориентированный специалист

    Он фокусируется на проблеме, с которой к нему пришли. Точно так же действует врач — он слышит, что у пациента что-то болит, и задает конкретные вопросы, чтобы назначить ему лекарство: как давно появилась его проблема, как проявляется, в каких случая беспокоит. Примерно то же самое делают когнитивно-поведенческие или, например, гипнотерапевты в работе с клиентами.
  • Личностно-ориентированный специалист

    Ему важна не только проблема, с которой приходит клиент, но и личность, у которой возникла эта проблема. Такой специалист старается понять характерологический контекст, узнать, как «устроен» человек, чтобы устраненная в одном месте проблема не проявилась потом в чем-то другом. Так работают гештальт-терапевты, психодраматерапевты, психоаналитики, гуманистические психотерапевты и другие.
  • Системо-ориентированный специалист

    Такой терапевт рассматривает запрос клиента не как личностную особенность, а как элемент, закрепленный в системе, в которой клиент взаимодействует. Каким образом окружение формирует и поддерживает проблему клиента — вот самый важный вопрос для системного терапевта.

На чем основан системный подход

Системная семейная психотерапия появилась в XX веке и, в отличие от множества других школ психотерапии, выросла не из психоанализа, а из теории коммуникации (Грегори Бейтсон) и общей теории систем, или кибернетики (Норберт Винер, Николай Бернштейн и другие). Это значит, что системный терапевт видит совершенно иные механизмы и пользуется иной лексикой, чем его коллега из другой психотерапевтической школы.
► Любое поведение — это единица коммуникации, которыми пронизана вся социальная система. Например, если человек не отвечает на вопрос, это не значит, что он не коммуницирует. Коммуникация состоит в том, что он не отвечает. Эмоциональная реакция, непослушание ребенка или болезнь — тоже способ коммуникации.

► Каждый человек является частью множества систем, таких как школьный класс или коллектив на работе, государство и культура.

Система — это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом, реализуя общую функцию (А. Варга, 2009). Другими словами, груда запчастей не станет машиной, пока не выстроится во взаимосвязанный механизм и не получит задачу ехать. Это относится и к социальным системам.

Семья — это тоже система, причем открытая. Она находится в постоянном взаимообмене информацией с окружающей средой.

► Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов (А. Варга, Г. Будинайте, 2015).

► Проблема одного человека рассматривается как симптом семейной системы, а также учитывает влияние всех систем (контекст), в которые тот включен.

Что такое симптом

Симптом — это любой запрос, с которым приходит семья. Он может относиться как к поведению ребенка (например, не слушается, плохо учится или писается в постель без соответствующих медицинских диагнозов), так и к состоянию одного из супругов (например, постоянно болеет или употребляет алкоголь). Для системного терапевта не столь важна форма симптома — в большей степени ему интересно, как симптом поддерживается / формируется системой.
Ребенку ставят диагноз «депрессия». Системный терапевт спрашивает: «Что поменялось в твоей семье, когда доктор поставил тебе такой диагноз?» И ребенок отвечает: «Мама и папа перестали ругаться, они стали более дружно обсуждать, что со мной происходит, они переживают за меня».

Часто семейная система может поддерживать главную проблему, закреплять симптом. Ребенку невыгодно выздоравливать, если родители общаются лучше, пока он болен. Увидеть не причинно-следственную связь, а влияние семейной системы на проблему — задача системного терапевта.

Симптоматическим поведением может быть что угодно, от излишней эмоциональности до психического расстройства. Симптоматическое поведение любой формы соответствует следующим условиям:

► оно оказывает сильное влияние на других людей;

► оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны клиента;

► оно часто закрепляется окружением, и тогда появляется вторичное заболевание — например, ребенок болеет, а с анализами все в порядке (М. Бебчук, 2015).

Симптом — это часть цикла. Он влияет на систему, система меняется, влияет на симптом, тот опять влияет на систему… Здесь нет начала и конца. Системный терапевт не спрашивает, почему возникла проблема. Отвечая на этот вопрос, он не найдет терапевтических решений. Терапевт воспринимает симптом как зачем-то нужный элемент семейной системы и пытается понять, как и зачем он работает.

Жизненный цикл семьи

Семья в своем существовании проходит ряд стадий. Системный семейный терапевт должен не только знать их, но и отслеживать, на какой стадии находятся его клиенты.
  • 1. Монада — это одинокий взрослый человек, который живет отдельно от родителей. Он должен решить задачи этой стадии: кто я, какие отношения мне нравятся, чего я хочу, куда я двигаюсь. Он понимает свои границы, знает информацию про себя и дальше в зависимости от этого находит себе партнера.
  • 2. Диада — пара, которая проживает совместный опыт. Штамп в паспорте не имеет значения. Самое важное — на этой стадии семья решает ряд задач: кто какие функции выполняет, по каким правилам двое живут, кто зарабатывает деньги, как их тратят, как взаимодействуют с социумом, с родителями, с бывшими и пр.
  • 3. Семья с маленьким ребенком переживает новый нормативный кризис. Двоим приходится передоговориться: кто идет в декрет, меняет подгузники и т.д.
  • 4. Семья с ребенком-школьником, а затем с подростком снова должна перестроиться. Вводятся новые договоренности: кто водит ребенка в школу, кто делает с ним домашнее задание, кто принимает решение отпустить его куда-либо. Эти правила должны быть адаптивны.
  • 5. Вторая диада — ребенок вырастает и отделяется, и паре снова нужно выяснить, как жить, заново выстроить близость.
  • 6. Вторая монада — один из партнеров умирает, и перед оставшимся встают новые жизненные задачи: найти смыслы, адаптироваться к жизни в одиночку.
Семья может «задержаться» на любой стадии: первой диады, отказавшись от рождения ребенка, или постоянной семьи с детьми, если малыши рождаются один за другим. С точки зрения специалистов по системной семейной терапии А. Варги и Г. Будинайте, современный брак настолько многообразен, что разные его вариации не считаются дисфункциональными.

Системному семейному терапевту важно понимать, что на каждом этапе семья решает определенные задачи. Проблема клиента может быть связана с тем, на какой стадии жизненного цикла семьи он находится и на какую переходит — понимание этого дает первичную гипотезу. Терапевт помогает решить задачи.

Российский жизненный цикл семьи немного отличается от того, который описан выше. Как правило, подрастающие юноша или девушка не имеют возможности жить отдельно, а остаются в родительской семье и приводят своего партнера в нее. На стадии монады молодому человеку сложно понять свой выбор и потребности, поскольку он является частью большой системы. По-другому проходит и стадия диады: пара не решает вдвоем, как жить, а согласует свои действия со свекровью / тещей, бабушками и дедушками, заведующими пространством. Основная задача и одновременно сложность молодой пары — отделиться. Если это не удается, образуются слитые семейные системы. В них терапевт помогает паре не только договориться между собой и очертить границу своей семьи, но и сделать эту границу проницаемой, чтобы оптимальная коммуникация все-таки случалась.

Пять системных принципов в работе семейного терапевта

Обратная связь
Норберт Винер, создатель кибернетики, изучал в военное время стрельбу по мишеням. Когда аппарат стрелял в какую-то цель, системе навигации нужно было дать информацию о результате: попадание — надо продолжать стрелять так же; промах — нужно вносить коррективы. Первая ситуация означает гомеостаз системы, то есть стремление сохранить статус. Вторая ситуация предполагает развитие.

Психотерапевт изначально застает семейную систему в гомеостазе. Раз за разом она «стреляет по мишени» (пытается исправить проблему) и «промахивается». Терапевт дает семье обратную связь, осуществляя различные интервенции, и система начинает развиваться. Интересно, что терапевт тоже отлаживает свою «систему навигации». Семья дает ему обратную связь об интервенциях, и он корректирует их.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
► Точка входа и выхода
Мы не всегда понимаем, как устроена система, но после небольшого исследования можем достаточно уверенно утверждать, как она реагирует в разных ситуациях. Известный семейный терапевт Анна Варга приводит пример: если лошадь щелкнуть по носу, она лягнет задней ногой. Мы не должны понимать, как нейроны связаны внутри ее организма, но знаем точку входа и точку выхода. Поэтому, если мы решим щелкнуть лошадь по носу, мы попросим друга не стоять сзади нее — на всякий случай.

Точно так же психотерапевту не обязательно понимать все механизмы, по которым работает система, но он должен видеть точку входа (свою интервенцию) и точку выхода (как меняется система). Психотерапевт не может отследить все причинно-следственные связи внутри системы, да это и не нужно. Гораздо важнее понимать, какой должна быть точка входа, сколько усилий и в каком месте нужно приложить, в чей адрес должна быть применена интервенция, чтобы система изменилась.
► Нейтральность
Не бывает «плохих» и «хороших» элементов системы. Системный терапевт должен равно внимательно и нейтрально относиться ко всем ее членам.

Что может нарушить нейтральность терапевта?

► Обстоятельства консультирования: например, психотерапевт работает с осужденными на базе тюрьмы.

► Эмоциональная включенность: например, перинатальный психолог шесть месяцев работал с будущей мамой, а затем приглашает папу, чтобы совместно проработать супружеский конфликт. Зная о клиентке больше, он рискует оказаться «на ее стороне».

► Временной дисбаланс: всем членам семьи терапевт не уделяет одинакового количества времени.

► Установки терапевта: какая-то тема является для него однозначной, и в конфликте он может принять чью-то сторону. Или клиент вызывает у терапевта яркие эмоции.

Справиться с такими случаями психотерапевту помогает четкое планирование времени сессий и супервизия.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
Организмический взгляд на мир
Целое больше, чем сумма его частей. Четыре колеса и двигатель еще не означают автомобиль. Детали конструктора не становятся домом или кораблем, пока их не совместили друг с другом.

Семья состоит из отдельных людей, у каждого из которых свой темперамент и характер. Терапевт может продиагностировать каждого из них и узнать личностные особенности, но это не даст понимания, как все они взаимодействуют друг с другом. Практикующие психологи знают: когда супруги приходят на консультацию вместе и по отдельности — это две совершенно разные картины. Поэтому системный терапевт должен постараться увидеть систему в динамике. Если клиент приходит индивидуально, стоит спросить его об остальных элементах системы.
► Круговая причинность (циркулярность)
Все части единого целого взаимообуславливают друг друга. Чем громче я хлопну крышкой кастрюли, тем больше я покажу, что злюсь. Тогда мой муж разозлится на меня. Я увижу его злость и обижусь, он увидит мою обиду и захочет от меня отстраниться. Вопрос, кто из нас причина конфликта, не даст терапевтического выхода из этой ситуации. Но если посмотреть на коммуникацию с метауровня, то есть немного отстраненно, получится увидеть, что муж реагирует не просто так. Становлюсь ли я ответственной за его поведение в этот момент? Конечно, нет, но он находится в этот момент в системе взаимодействия. Все справедливо и наоборот: я не просто так хлопаю крышкой, а нахожусь в системе взаимодействия.

В роли «хлопанья крышкой» может выступать что угодно: плохая учеба ребенка, поведение одного из супругов и даже измена. Задача системного терапевта — не установить прямую причинно-следственную связь, которая объяснит, почему событие происходит, а помочь клиентам увидеть, как система влияет на ситуацию.

Применяя эти принципы, системный семейный терапевт стремится не только избавиться от симптома, но и способствовать изменениям в структуре взаимодействия внутри семьи. Если просто купировать симптом, но не изменить эмоциональные особенности, в результате которых симптом возник или поддерживается, то проблема проявится заново.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ

Что почитать по системной семейной психотерапии?

► Анна Варга. «Введение в системную психотерапию» — самый известный учебник по теме.

► «Системная семейная терапия: классика и современность», составитель Александр Черников — в этой книге вы увидите описание различных подходов в системной семейной терапии.

► «Системная психотерапия супружеских пар», составитель Анна Варга — книга включает в себя ряд разделов, в которых можно увидеть, как работать с парами в разных системных подходах: в ориентированной на решение краткосрочной супружеской терапии, в ЭФТ или в структурной терапии. В книге описаны и методология, и отдельные техники.

► Марина Бебчук и Екатерина Жуйкова. «Помощь семье: психология решений и перемен» — эта книга посвящена в том числе работе с приемными семьями.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт по материалам лекции системного семейного психотерапевта и преподавателя «Среды обучения» Татьяны Рыцаревой
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ