ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 25 июля
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ БУДУЩИХ ПРАКТИКОВ
Как использовать сильные стороны своего психотипа в работе психологом
Желание стать психологом возникает по разным причинам: узнать больше о людях, разобраться в себе, помочь другим, получить инструменты для более эффективного общения… Бывает и так, что человек приходит в психологию, руководствуясь смутными «хочу» и «интересно». Разобраться в мотивах своего выбора — 50% успеха в профессии. Другие же 50% — это возможность использовать свои сильные стороны максимально эффективно. Здесь на помощь может прийти психология личности.

Личность в психологии очень важна: в конце концов, именно она, а не многочисленные методики разных подходов, является основным инструментом работы психолога.
Известный семейный психотерапевт Карл Витакер говорил:
«Если в психотерапии действительно происходит настоящая человеческая встреча, она требует, чтобы терапевт сохранил способность быть личностью».
Какие личностные особенности могут помочь психологу реализоваться в профессии?

В психологии личности существует много типологий. Давайте посмотрим, например, на предложенную Карлом Густавом Юнгом. Она основана на понятиях экстраверсии — интроверсии и на преобладании одной из четырех психических функций: интуиции, мышления, эмоций или ощущений. На базе этих критериев можно выделить восемь типов личности, каждый из которых обладает определенным преимуществом и ограничением для профессии психолога.
Экстраверт
► Заряжает энергией и заряжается от других.

► Побуждает окружающих к деятельности.

► Общителен, не любит уединения.

► Отлично взаимодействует с большими аудиториями, легко удерживает внимание группы людей.

► Инициативен и не боится риска, поэтому любит внедрять новые методики.

Преимущество для работы психологом: готов много общаться с людьми.

Ограничение: может привлекать клиентов за счет харизмы, не повышая свой профессионализм.

Интроверт
► Ориентирован на собственный внутренний мир.

► Малоконтактен, сдержан и склонен к одиночеству.

► Не всегда приспосабливается к новым обстоятельствам, но в старых ориентируется хорошо.

► Не отвлекается, умеет слушать и концентрироваться.

► Может сосредоточиться одинаково на научном тексте, обработке исследования или психодиагностике.

Преимущество для работы психологом: умеет сосредоточенно слушать.

Ограничение: при постоянной работе с людьми должен долго восстанавливаться.
дистанционное высшее образование психология
Сенсорик (ощущающий тип)
► Ориентирован на восприятие и ощущения: что можно потрогать, увидеть, услышать.

► Усваивает информацию буквально и последовательно.

► Для принятия решений использует факты.

► Склонен к действиям гораздо больше, нежели к размышлениям.

► Может быть хорош в организационной психологии, в математических расчетах при проведении больших исследований и в аналитике (в том числе в психоанализе).

Преимущество для работы психологом: обращает внимание на детали.

Ограничение: не учитывает то, что нельзя проверить, в том числе проявления Бессознательного.
личность в психологии
Интуит
► Получает информацию «скачками», находит порой неочевидные связи.

► Ориентируется на будущее.

► Вовсю пользуется воображением.

► Предпочитает фантазировать и размышлять больше, чем действовать. На вопрос «Сколько времени?» отвечает «Нам уже пора».

► Хорошо работает в беседах, отлично ведет малые психологические группы и индивидуальные консультации.

Преимущество для работы психологом: легко использует метафору и подстраивает «язык» под клиента.

Ограничение: может не дать конкретного решения или навыка.
Логик (мыслительный тип)
► Достаточно беспристрастен и объективен.

► Не теряет самообладания в сложных ситуациях, сдержан и невозмутим.

► Стремится понять и объяснить мир.

► Прослеживает закономерности и выстраивает логическую цепочку как из событий, так и из переживаний.

► Может быть отличным психологом МЧС, а может вести консультации и тренинги, используя логическое мышление.

Преимущество для работы психологом: видит взаимосвязи; может справиться с тяжелыми историями.

Ограничение: понимает эмоции, но не всегда демонстрирует сопереживание.
Этик (чувствующий тип)
► Оценивает события, основываясь на эмоциях.

► Выражает свое отношение и выдает оценку.

► Решения принимает субъективно, так, как он чувствует.

► Принимает во внимание эмоции и чувства других людей, учитывает, как его решение на них повлияет.

► Прекрасно работает в качестве арт-терапевта и драматерапевта.

Преимущество для работы психологом: хороший эмпат.

Ограничение: придется работать над безоценочностью.
институт психологии личности
Рационал (решающий тип)
► Склонен к порядку и определенным установленным правилам.

► Привык организовывать свое поведение и планировать.

► Начиная какое-либо дело, обязательно доводит его до конца.

► Четко и быстро принимает решения, хорошо понимая, на чем они основаны, и учитывая новые обстоятельства.

► Хорошо работает с наиболее сложными случаями в психологии: кризисами, утратами, гореванием.

Преимущество для работы психологом:
может удерживать стратегию психотерапии.

Ограничение: не найдет общий язык со спонтанными клиентами.

Иррационал (воспринимающий тип)
► Спонтанный.

► Рассеянный и неорганизованный.

► Накапливает информацию и не принимает решений очень долго, все время пытаясь учесть новые обстоятельства.

► Не всегда может объяснить свои поступки.

► Не склонен к работе психологом: ни к научной деятельности, ни к помогающей.

Преимущество для работы психологом:
спонтанно может пробудить у окружающих интерес к психологии.

Ограничение: непоследователен, потребуется слишком серьезная работа над собой, чтобы адаптировать в профессии.

Поступая на психолога в институт, психологии личности стоит придать значение по еще одной причине: она подскажет возможную область применения ваших сильных сторон. Посмотрите, к примеру, на типологию Громовой-Герасимовой. В ней выделяются следующие психотипы:
Гедонисты
Люди, которые все делают для получения удовольствия, жизни с комфортом. Основная их ценность — любовь.

Если Гедонист идет в психологию, то он, скорее всего, будет заниматься той областью, которая приносит ему радость. Это часто оказывается обучение других: проведение телемостов, вебинаров, обучающих программ, в рамках которых можно рассказывать людям интересную информацию. Из Гедонистов получаются хорошие педагоги-психологи.

Независимые
Сторонники инноваций, движения, динамики. Основная их ценность — свобода.

В психологии такого человека привлекут поездки по миру, тренинги, конференции. Он получит наслаждение от всего, что дает свободу передвижений и не привязывает к месту работы. Независимые — как правило, отличные тренеры и коучи.

психология личности
Интеллигенты
Традиционалисты. Основная их ценность — гармония.

Такой человек будет делать все «как надо», ответственно, в какой бы области ни оказался. Он умеет достигать гармонии с собой, находит внутреннюю мотивацию для работы и действительно получает от нее удовольствие. Поэтому Интеллигенты могут эффективно работать психологами в поликлиниках, на институтских кафедрах или в школах — их не пугает формальный регламент.

Обыватели
Люди, у которых все должно быть «на уровне», но желательно с большей выгодой. Основная их ценность — богатство.

Если такой человек приходит в психологию, он может освоить знания, но ему будет сложно «вчувствоваться» в другого. Как правило, человек с этим психотипом не задерживается непосредственно в профессии — клиенты уходят от специалиста с низким уровнем эмпатии. Зато около психологии поле деятельности Обывателей достаточно обширно: эффективнее всего они выступают в роли организаторов психологических структур и центров.

Карьеристы
Люди, которые ценят все, что связано с доминированием. Основная их ценность — власть.

Такой человек может прийти в психологию за утверждением собственного статуса или за инструментами для укрепления своей власти. В непосредственной психологической практике Карьеристы реализуются достаточно неэкологично, а вот в бизнесе, административном аппарате и даже в личной жизни психологическое образование может способствовать их успеху.

Имитаторы
Для них важна известность, общение, мода и тусовка. Основная их ценность — слава.

Если такой человек придет в психологию, он будет стремиться к популярности: давать интервью в журналах, выступать на телевидении, делать фотографии на модных тусовках, выкладывать информацию в социальные сети и тщательно следить за количеством лайков. По психотипу Имитатор не слишком уверен в себе, поэтому и профессию он может использовать, чтобы поддержать самооценку. Как специалист-психолог такой человек сделает все, чтобы стать узнаваемым и даже «избранным» в глазах своих клиентов. Обычно Имитаторы блестяще справляются с саморекламой.

Мы рассмотрели всего две классификации из психологии личности, но их существует гораздо больше. Как вы уже поняли, выучиться на психолога может человек с любым психотипом, и в каждом случае ему присущи определенные ограничения и преимущества. Важный вопрос заключается в том, на какую аудиторию он будет работать. Мотивы, потребности, когнитивный и образовательный уровень клиентов тоже имеют значение. Поэтому специалисту, уже проанализировавшему самого себя, стоит задуматься: какие клиенты к нему придут? Психология личности точно так же дает ответы на эти вопросы.

В завершение стоит отметить одну важную вещь. Прежде чем приступить к практике, психолог должен хорошо разобраться в психотипах: они дают большое количество «ключей» и подсказывают, почему человек в тех или иных случаях ведет себя определенным образом, чего в целом ждет от жизни. Тем не менее, используя типы личности в психологии, специалисту стоит помнить: он работает не с пунктом классификации, а с живым человеком. Умение увидеть конкретную личность сквозь схемы — признак настоящего профессионализма.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт. Консультантом при подготовке статьи выступила медицинский психолог, тренер международного уровня ОППЛ, когнитивно-поведенческий психотерапевт и психолог-эксперт Первого канала Ольга Коротина
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности