— У меня нет такого понятия, как «предпочтение». Я работаю в рамках гуманистической психологии и логотерапии, что подразумевает особое, индивидуальное отношение к каждому клиенту. И мне особо не интересно, богат он или беден, влиятелен или не очень. Главное для меня — это то, чем я могу быть для него полезной. Те, кто ко мне обращается, просто люди, которым нужна моя помощь. Зайдя в кабинет и закрыв за собой дверь, они порой сами забывают, какой у них статус, материальное благосостояние, какое влияние они имеют за пределами кабинета. На этой территории им разрешается чувствовать, говорить, плакать и быть самими собой. А цели и смыслы у всех действительно есть, и они совершенно разные, что безумно радует!
Пожалуй, единственное, что стоит отметить, — возраст. В любом случае я работаю со взрослыми, даже когда приходят с запросом по ребенку. Я считаю, что если нет диагноза о задержке в развитии, расстройстве аутистического спектра и др., то ребенку до 6−10 лет не нужно ходить к психологу. Пока не сформировался характер (а сензитивным периодом для становления характера считается возраст от 2−3 до 9−10 лет), влияние какой-то чужой тети на становление ребенка — совершенно бесполезная задача. Для него важнее всего люди, с которыми он живет. Конечно, игровая терапия, арт-терапия, песочная терапия могут стабилизировать и подкорректировать состояние ребенка, привить какие-то качества, но никак не изменить. Поэтому я стараюсь работать, по большей части, не с ребенком, а именно с родителями. Ценно, что я не сталкивалась с критичным отношением родителей к такому подходу. Сейчас довольно много информации в книгах и в интернете, и мамы стали продвинутые. Они готовы меняться сами.