Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 14 ноября

карьера психолога

Как меняется образование?
10 тезисов Людмилы Петрановской в концепции «Среды обучения»

В октябре 2018 факультет психологии «Среды обучения» посетил конференцию Psychologies Day, посвященную современности под влиянием технологий. Делимся с вами важными тезисами психолога Людмилы Петрановской о том, как меняется образование, и рассказываем, как мы отвечаем вызовам новой реальности уже сейчас.
  • 1. Отношение к учебе закладывается с детства. И родители, и школа формируют то, как было ребенку в процессе обучения, не возненавидел ли он процесс, умеет ли он организовать себя, что думает о себе как о человеке, способном научиться новому, верит ли он в свои силы и считает ли, что сможет за обозримое время разобраться в незнакомом материале.
  • Учиться в «Среде обучения» может каждый. У нас есть программы для разного уровня подготовки, но в целом они построены так, чтобы каждый студент нашел для себя что-то новое и практически применимое. Мы относимся к студентам факультета психологии как к будущим коллегам и уверены, что они получат те знания и навыки, за которыми пришли. У нас удобная онлайн-платформа и продуктивная атмосфера, а это значит, что освоить новое получится у всех. А если кто-то в себе не уверен, кураторы помогут и поддержат.
  • 2. Сегодня мы понимаем: человеку за жизнь придется четыре-пять раз получать новое образование. Кто из нас сможет себе позволить каждый раз садиться за парту на полную рабочую неделю, сидеть каждый день четыре пары и слушать лекции? Во взрослом возрасте особенно тяжело переносить низкую плотность информации, поскольку понимаешь ценность своего времени. Общие разговоры и предметы, преподающиеся непонятно зачем, вызывают раздражение. Соответственно, у нас возникает потребность в других форматах.
  • Именно поэтому «Среда обучения» выбрала онлайн. Он хорошо структурирован и приспособлен для людей из разных городов и стран. Кроме этого, преподаватели делятся применимыми знаниями и помогают сформировать практические навыки. Они тоже трепетно относятся ко времени и понимают, как за время вебинара дать студентам как можно больше.
  • 3. Основное обучение происходит в практическом общении, в чем-то вроде стажировок. Обучение в формате «преподаватель говорит — студенты молчат» постепенно исчезает. Мы идем к такому формату, в котором теоретическая часть будет все компактнее. Сейчас очень много средств, помогающих объяснять быстро и наглядно с помощью анимации, схем, инфографики и т.д. А дальше должна быть практика и самостоятельная работа в контакте с преподавателями, которые сами что-то знают и умеют. Люди, 30 лет назад видевшие живого ребенка и читающие возрастную психологию, не дадут вам ничего. Они могут быть доцентами и даже профессорами — неважно. Имеет смысл работать и общаться с практиками, которые непосредственно вам показывают свои кейсы и помогают в них включаться. Даже если вы не собираетесь работать в этой конкретной сфере, ноу-хау все равно могут оказаться полезны.
  • Один из критериев, по которому в «Среду обучения» приглашают преподавателей, — это опыт. На факультете психологии работают практические психологи-консультанты и психотерапевты, члены профессиональных ассоциаций, в которые проводится строгий отбор. Обучение обязательно включает в себя практику, а также интервизии и супервизии. Благодаря этому студенты с первых шагов включаются в профессиональное сообщество и тренируются быть практическими психологами.
  • 4. Представим, что сейчас передо мной стоят пустые стулья и камеры, и я должна изображать живой рассказ. Я как человек, который много ведет вебинары, могу вам сказать, что от такой ситуации устаешь больше, чем после целого дня тренинговой работы. В живой лекции человек, особенно если он практик, по ходу вспоминает какие-то кейсы, приводит примеры, в том числе рассказывает о своих ошибках и делится тем, о чем сейчас думает. В этом состоит главная ценность обучения.
  • «Среда обучения» нацелена на диалог. Вот почему дистанционное образование в нашем понимании — это не записи лекций и списки литературы, а постоянное общение. Мы рекомендуем студентам присутствовать на вебинарах «вживую», задавать вопросы в чате, постоянно общаться друг с другом. Преподаватели открыты к такому формату и всегда готовы ответить, поделиться собственным опытом.
  • 5. Сейчас много говорят про soft skills. Они влияют на способность человека к самостоятельной работе, умение задавать вопрос и ставить задачу, искать информацию и координировать свои действия с кем-то еще, оценивать свои ресурсы и соотносить их с «дорожной картой» (чего не хватает и кого нужно привлечь, чтобы достичь результата), планировать свое время и распределять обязанности, преодолевать периоды рутины и разочарований, когда хотелось одного, а получил другое. Проходить через все это, уметь с собой справляться и строить отношения в этих процессах — основные компетенции тех людей, которые хотят оставаться активными.
  • Поступившие к нам студенты знают: в «Среде обучения» учиться непросто. Дистанционное образование учит самостоятельности и самоорганизации. Мы уважаем время студентов и готовы помочь его организовать, но в первую очередь мы относимся к студентам как ко взрослым людям, пришедшим за полезными знаниями. Мы создаем среду обучения вместе, за счет заинтересованности и ответственности каждого из нас.
  • 6. Как оценить, получил человек образование или нет? Раньше узнавали, что он отсидел 4, 5, 6 лет за партой, ответил на конкретные вопросы экзамена, вытащив билетик, сдал курсовые и защитил диплом. Сейчас эта часть становится гораздо более вариативной. Крупные компании с филиалами по всему миру (такие как Amazon или Google) больше не требуют диплом при устройстве на работу — они не считают наличие или отсутствие этой бумаги достаточно информативным. В постсоветской концепции мира подобная идея еще не прижилась: для многих родителей отсутствие высшего образования у ребенка — это позор. Тем не менее концепция высшего образования как продления детства постепенно изживает себя и у нас.
  • В онлайн-формате можно получить и первое, и второе высшее, и дополнительное образование. Каждый студент выбирает то, что подходит именно ему. Да, по окончании обучения наши студенты сдают экзамены и получают диплом, но это не оторвано от реальности. С самого начала обучения можно работать параллельно с учебой и пробовать знания на практике, чтобы в итоге выйти из виртуальных университетских стен не «специалистом на бумаге», а специалистом на деле.
  • 7. Людям нужно практическое образование. Для реализации проекта или бизнеса взрослый хочет разобраться в конкретной области, не изучая все по теме «от сотворения мира». Работающий человек с кучей обязательств должен иметь возможность изучить проблему четко, эффективно и за короткий срок. После вуза мы не можем позволить себе стратегию «Забудь все, чему тебя учили». Если взрослый человек идет учиться, ему нужно, чтобы каждое слово было полезно, пригодилось и стояло на своем месте.
  • Для тех, кто хочет разобраться в конкретной области или освоить ее более глубоко, мы предлагаем программы дополнительного образования. На факультете психологии сейчас их четыре: по консультированию и диагностике личности, по работе с детьми и подростками, по системной семейной психотерапии и по управлению персоналом. Эти программы длятся 2 года и заточены именно под получение практических знаний в конкретной области. Учебные планы всегда доступны заранее, так что уже на старте можно понять, что вы получите от программы.
  • 8. Как ни возражает против этого педагогическое сообщество, сегодня образование стало услугой. До эпохи индустриализации оно было привилегией, подарком, который могли сделать своим детям состоятельные люди. Учеба была желанной целью, социальным благом, к которому хотелось стремиться. Затем школы, а после них и вузы стали массовыми, доступными людям разного достатка, социального положения и т.д. Тогда появилось гораздо больше возможностей, но вместе с тем исчезло субъективное ощущение счастья в связи с образованием и значительно снизилось стремление к нему.
  • Все студенты «Среды обучения» понимают, зачем они идут учиться, чего ждут от программы, и готовы вкладываться в свое образование временем и деньгами. Сначала человек решает учиться, затем выбирает среди образовательных услуг подходящую и в итоге получает то, к чему стремился. Так внутренняя мотивация приводит к гораздо более осознанному и ответственному выбору образования и наполняет его личностным смыслом.
  • 9. Сегодняшние школьники чувствуют себя скорее жертвами системы, а студенты боятся «вылететь», не справившись с нагрузкой. С точки зрения психоневрологии учиться в стрессе невозможно. Мозгу может быть либо страшно, либо интересно. Действительное познание требует расслабленности, увлеченности, свободы, отсутствия страха перед ошибкой. Сейчас система образования нависает над человеком, как бы говоря: «У меня такая история, столько знаний, докажи, что ты меня достоин». Нужно двигаться в сторону, когда представитель системы образования — учитель, тьютор, коуч, как ни назови — стоит за плечом у человека и говорит: «Смотри, чего там только нет! Как здорово! Ну, все не получится, поэтому давай распланируем, что сначала, что потом». Помните, «первую ягодку беру, вторую примечаю, третья мерещится…» Это требует огромного изменения в головах педагогов и всего общества.
  • «Среда обучения» предполагает динамичный процесс постижения нового. Учебные планы составлены так, что человек собирает из них нужные ему знания и может действительно испытывать радость познания, восторг от возможностей. Преподаватели на лекциях передают знания студентам как будущим коллегам, а кураторы поддерживают и помогают выстроить учебный процесс. Все это делает онлайн-образование в «Среде» дружелюбным и мотивирующим. К тому же, студенты наших программ посещают факультативные занятия и получают знания из смежных сфер психологии, не только по основной программе. Мы стараемся приглашать новых спикеров, которые проводят открытые лекции и практики. Это дает студентам возможность выбирать, в какую сторону развиваться, и наполнять свой багаж дополнительными знаниями.
  • 10. Ни один образовательный маршрут не будет буквально повторять другой. Однако есть вещи, которые необходимо знать каждому — не запомнить, а прожить и уметь объяснить ребенку так, чтобы тот понял. Это базовые представления о мире. Нужно пропустить их через себя, усомниться, обсудить много раз в полемическом ключе. Никакой объем знаний не заменит способность суждений, логику и здравый смысл. Чтобы человек освоил эти навыки, мы должны учить эвристически, как во времена Сократа. Нужно, чтобы человек, повторяя путь мировой культуры, сам нашел нужные знания, частично даже изобрел их.
  • Обучение на психолога предполагает в первую очередь построение психологического мышления. Можно сколько угодно обучать приемам и техникам, но по-настоящему хорошим психологом станет тот, кто широко мыслит, внимательно анализирует и за россыпью жизненных коллизий видит систему. Факультет психологии в «Среде обучения» сочетает даже больше, чем теорию и практику. Обучение на наших программах интегрирует личные и профессиональные вопросы в единый психологический взгляд. Если начать формировать его однажды, остановиться будет невозможно, ведь практическим пособием по психологии становится вся жизнь.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ