9. Сегодняшние школьники чувствуют себя скорее жертвами системы, а студенты боятся «вылететь», не справившись с нагрузкой. С точки зрения психоневрологии учиться в стрессе невозможно. Мозгу может быть либо страшно, либо интересно. Действительное познание требует расслабленности, увлеченности, свободы, отсутствия страха перед ошибкой. Сейчас система образования нависает над человеком, как бы говоря: «У меня такая история, столько знаний, докажи, что ты меня достоин». Нужно двигаться в сторону, когда представитель системы образования — учитель, тьютор, коуч, как ни назови — стоит за плечом у человека и говорит: «Смотри, чего там только нет! Как здорово! Ну, все не получится, поэтому давай распланируем, что сначала, что потом». Помните, «первую ягодку беру, вторую примечаю, третья мерещится…» Это требует огромного изменения в головах педагогов и всего общества.