— Главное — это воспитание и развитие своих личностных качеств. В современной психологии огромное количество методов и методик, но в первую очередь психолог работает своей личностью. Создание атмосферы доверия, доброжелательности, уважения к клиенту невозможно без проработки оценочного мышления, умения не вовлекаться в переживания другого (не путать с эмпатией!) и сохранять нейтралитет. Время, за которое этому можно научиться, индивидуально, и пока человек не перестанет опираться на старые убеждения — он не пойдет дальше в профессии. Парадокс обучения студентов состоит в том, что они говорят: «Да, это все понятно. Вы скажите, что надо делать, чтобы „вылечить“ клиента?» Многие диагностируют друзей и пытаются объяснить им какие-то очевидные вещи про психосоматику, например. Я вижу горящие глаза и огромное желание помочь другому, «причинить добро», но вместе с тем наблюдаю, как мало людей умеет отслеживать себя в этом процессе. Чтобы научиться тому, о чем я говорю, нужна, во-первых, личная терапия. Во-вторых, надо вырабатывать позицию наблюдателя внутри себя, отслеживать собственные мысли и оценочное восприятие по отношению к другим людям. Оценка часто встречается у начинающих психологов: как человек выглядит, как говорит, какие действия совершает, «хороший» он или «плохой». Эта оценка напрямую связана с тревогой за успех консультации и установкой «быть хорошим психологом, обязательно помочь, после первой „осчастливить" клиента, чтобы тот ушел довольный». Многим это мешает принять клиента таким, какой он есть, не вовлекаясь в его ситуацию. Особенно тяжело, когда приходит клиент с акцентуацией, осматривает с ног до головы, как бы говоря: «Это вы — психолог?». Такое поведение вызывает неприятные чувства, но с ними нужно уметь справляться.