Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 19 марта

Мужские архетипы в XXI веке

Мы живем в патриархальном мире, где само слово «бог» — мужского рода. Однако для более глубокого понимания вопроса обратимся в глубину веков. Как пишут историки и исследователи мифов, в глубокой древности существовала культура эгалитаризма, основанная на культе Великой Первобогини, которая впоследствии в патриархальной культуре, пришедшей ей на смену, «распалась» на богинь, о которых мы говорили в предыдущей статье «Архетипы в помощь современной женщине».

Елена Фарба
Статья составлена по материалам беседы с преподавателем Факультета психологии Среды обучения, кандидатом психологических наук, международным тренером тренеров, коучем PCC ICF, Еленой Фарба.
С точки зрения психологии, архетип — это структурный элемент коллективного бессознательного. У людей всех народов, независимо от национальной и культурной принадлежности, присутствует единый набор понятий: солнце и небо, отец и мать, любовь и вера, гнев и прощение.

Культ Первобогини, как пишет юнгианский психоаналитик Джин Шинода Болен, автор концепции мужских и женских архетипов, поддерживал миролюбивый строй эгалитарной культуры и только после захвата территорий воинственными кочевниками на смену ему стал приходить патриархальный строй с правящими богами-мужчинами (примерно между 4500 и 2400 гг. до н.э.)
«Эгалитаризм (égalitarisme от égalité «равенство») — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политическими, экономическими, социальными и гражданскими правами всех членов этого общества, как идеал — равенство возможностей»
Зевс

Мы знаем Зевса как главного бога, отца пантеона богов. Не все знают, что по легенде он был рожден от Реи (земля) и Кроноса (время). Бог Кронос проглатывал своих детей, потому что боялся, что кто-то из них захватит власть.

Идея опасности сыновей достаточно типична для патриархальной культуры.

Поэтому и Зевс, опасаясь соперников, окружает себя более слабыми мужчинами.
Иногда это выливается в маниакальные истории, хотя угроза со стороны мужчин может быть и иллюзорна. Например, партнер-Аполлон, который чтит авторитет и комфортно себя чувствует на вторых ролях, хорошо подойдет начальнику-Зевсу.

Надо сказать, что если в семье или в культуре в сыновьях видят угрозу для отцов, это оказывает негативное воздействие и на психику сыновей и на общий климат в культуре.

В европейской и восточной культурах Зевс как архетип влиятельного, преуспевающего в социуме мужчины до сих пор является идеалом для многих.

В детстве такой ребенок может оказывать прессинг на своих родителей, если они проявляют слабость характера. Чтобы мальчик-Зевс считался со своими родителями, они должны иметь чувство собственного достоинства и выстраивать ясные границы.

У Зевса было семь жен и огромное количество любовных связей. Седьмой, последней и наиболее известной женой Зевса стала Гера, равная ему по происхождению и могуществу.

Мужчины-Зевсы относятся к женщинам как к продолжению своей власти и могущества. У таких мужчин может быть много детей (в браках и вне их). «Зевс» охотно принимает на себя ответственность, связанную с отцовством, по крайней мере, признает своих детей, потому что это тоже является продолжением его величия.

Вообще, мужчины-Зевсы выбирают себе партнершу для укрепления своего статуса, они всегда подспудно просчитывают, насколько хороша та или иная «партия».

Брак при этом может быть очень успешен для обеих сторон, если мужчина достаточно личностно зрел. В противном случае, Зевс будет прибегать к связям на стороне и возвращаться к своей жене.

Слабой стороной архетипа Зевса, кроме их ревнивого отношения к сыновьям и в целом борьбе за власть, поверхностно-потребительского отношения к женщинам, является недостаток приятия и раскрытия анимы (женского начала) в себе, контакта со своей эмоциональной составляющей и творческим потенциалом.

В военной сфере Зевс «за лесом не видит деревьев», его действия могут приводить к большим человеческим жертвам ради некой цели. Он мыслит стратегически, для него люди и их реальные переживания остаются на втором плане.

Бизнесменов-Зевсов кардиологи причисляют к категории «А» по риску болезней сердца. Про таких говорят: «крепкий дуб стоял-стоял — раз — упал!». Эти проблемы со здоровьем часто являются результатом неумения чувствовать и слышать себя.

Мужчины-Зевсы не всегда достаточно личностно зрелы, потому что их приоритетом являются внешние достижения, а не развитие осознанности, внимания к своему внутреннему миру или внутреннему миру другого человека.

Самыми сложными ситуациями для Зевса будут проблемы со здоровьем, конфликт со взрослыми детьми, потеря социального положения или внутренний конфликт, когда мужчина обнаруживает в себе другие устремления или увлечения. В этом случае ему важно принять свои эмоции и стремления, чтобы преодолеть сложный период, встретившись с другими архетипами внутри себя.

Сильной стороной Зевса является умение общаться, он умеет интуитивно и быстро устанавливать правила. За таким человеком легко идти. Мужчины-Зевсы легко выстраивают карьеру, приходя на рабочее место, они сразу видят возможности для дальнейшего роста, ориентированы на внешние стратегические процессы, на систему.
Посейдон

Посейдон чаще всего изображается на колеснице на фоне водной глади с трезубцем в руках. Трезубец — это фаллический символ, каждый из зубцов которого (в одной из трактовок) символизирует женщину в том ли ином возрастном периоде: девочка-девушка, зрелая женщина-мать и старуха. Посейдон в состоянии взаимодействовать с каждым возрастом, понимать его.
Мужчина-Посейдон гневлив, он может быть зачинщиком драк и славиться своей несдержанностью. Стихия воды у нас ассоциируется с чувствами, которые бывают неукротимы, как буря. С другой стороны, имея доступ к эмоциям, Посейдон лучше разбирается в чувственной сфере.

Ребенок-Посейдон капризный и эмоциональный, но при всем этом он может оказывать влияние на других. Удивительно, но у такого мальчика находится достаточно энергии, чтобы притягивать к себе людей.

Сила Посейдона в том, что он единственный из богов, который может жить в океане своих чувств, что называется — дышать. Посейдон остается живым, несмотря на волнения.

К Посейдону обращаются за творческим вдохновением художники, скульпторы, режиссеры, все, кому необходим контакт с морем переживаний, в котором можно найти вдохновение для творчества.

Слабая сторона Посейдона — это обилие «женских» качеств: мстительности, обидчивости и зависти. Если что-то происходит против воли Посейдона, зачинщика ждет жестокая расправа, кровная месть или самые неприятные слухи. Чтобы справиться с приливами неконтролируемого гнева Посейдону необходимо подключать более рациональные архетипы Зевса или Аполлона, где можно черпать состояние ясного и холодного ума. Чтобы осмыслить «море эмоций» для начала нужно выйти из него, эмоции требуют наблюдателя.

Еще один способ помочь себе — это «призвать на помощь дельфина». Мифически Посейдон хотел жениться на нимфе, но та его отвергла. Поседон отправил к ней дельфина — переговорщика, который уговорил ее дать согласие. В реальности мужчина-Посейдон может найти себе партнера, друга, который будет помогать выстраивать контакты.
Аполлон

Любимый сын Зевса, брат Артемиды, бог солнца, талантливый музыкант и обладатель ясного ума. Мальчик-Аполлон получает одобрение родителей и учителей. Такой ребенок чувствует себя любимым и легко принимает авторитет старших, ему хорошо быть вторым в команде. Аполлон — лучник, как и его сестра-близнец Артемида. Это значит, что он умеет ставить цель, целиться и поражать мишень.
Если вы вспомните космонавтов, которые стали участниками космического проекта «Аполлон», то согласитесь, что в каждом их них проявлен одноименный архетип. Такие мужчины обладают отменной подготовкой, любят порядок и безупречны в исполнении.

Музыка Аполлона (вспомним Баха или Моцарта) обладает даром исцелять, ее вибрации способны приводить людей в высокие состояния сознания.

Наряду с этими потрясающими навыками, Аполлон часто ставит принципы (через свое понимание, как правильно) превыше чувств.

Однако у человека, который контролирует свои эмоции, возникают проблемы в создании близких отношений, что и происходит с Аполлоном. Женщины интуитивно чувствуют в таких мужчинах их теневую сторону: нарциссизм, эмоциональную холодность и злую ревность.

Мужчине-Аполлону пойдет на пользу большая расслабленность и чувственность, как у Диониса. Недаром в Древней Греции храмы Аполлона и Диониса располагались рядом.

Аполлону стоит учиться не всегда ставить цель превыше пути, учиться получать удовольствие от процесса и не терять контакт с жизнью. Вспомните мультфильм «Паровозик из Ромашково», в котором недовольные пассажиры протестовали: «Что за безобразие? Мы же опоздаем на станцию!», а паровозик отвечал: «Да, ну и что ж… Но если мы не увидим первых ландышей, то мы опоздаем на всю весну».

Аполлону легко общаться с женщинами, даже с конкурентными, потому что он вырос вместе с сестрой, которая стала ему другом и партнером по играм. В жены он часто выбирает активных, конкурентных, стремящихся к успеху женщин. Соревновательность в отношениях не будет злить, а наоборот — развивать обоих партнеров.

Также Аполлона может привлечь женщина — полная противоположность ему самому: иррациональная, эмоциональная и непоследовательная, которая поможет открыть и принять в себе чувственную природу и найти через эту чуткость дорогу к смирению и большей человечности.
Гермес

Сын Зевса и плеяды Майи, дед отважного и мудрого Одиссея. В младенчестве Гермес вылез из колыбели, хитростью своровал у Аполлона стадо коров, зажарил и съел пару животных, стер все следы и вернулся обратно в колыбель. Зевс очень обрадовался находчивости и ловкости своего сына, восприняв эту историю как анекдот!
Мальчики-Гермесы — большие проказники с самого детства. Авантюристы, такие как Остап Бендер, вырастают именно из таких детей. Эти мальчишки имеют неуемную тягу к приключениям, поэтому очень многое в их жизни зависит от реакции родителей на их проказы. В детстве Гермесы становятся зачинщиками самых интересных игр, в том числе, сексуальных: посмотреть, что у девочек под юбками предложит именно такой мальчишка.

Гермеса по жизни ведет жгучее любопытство, с которым он не всегда может справиться. В действительности, там где Аполлона останавливает стремление к порядку, Гермеса ничего может не останавливать. Если родители одобряют выходки маленького Гермеса, он может пойти «по кривой дорожке». А может, напротив, стать талантливым изобретателем. Авторитетный взрослый должен давать такому ребенку понимание того, что хорошо, а что плохо. Регулировать кипучую энергию Гермеса.

Гермес — брат Аполлона по отцу. Ему, как большинству младших детей в семьях, позволялось быть более творческим и не таким обязательным, как старшему. Он вечный юноша, как Питер Пен или Карлсон.

Способность к диссоциации во время травмирующих событий в детстве, которая необходима как психологическая защита по принципу «это происходит не со мной», спасительные мысли и уход во внутреннее путешествие, также приписываются Гермесу, как защитнику и спасителю детей. Так в мифе Гермес спас маленького Ареса, спрятанного братьями-титанами в бутылку.


Гермес — великий путешественник. Знаменитый Казанова олицетворяет этот архетип, ведь, кроме того, что он был героем-любовником (это его дионисийская составляющая), он был неутомимым странником. Такой мужчина жаден до впечатлений и контактов, его можно охарактеризовать как «исчезающий любовник». Однако развитый архетип Гермеса может присутствовать и у верного мужа-семьянина, когда он реализует свою гермесовскую энергию, путешествуя, например, если его работа связана с командировками.

В отношениях мужчина-Гермес может быть счастлив с женщиной-Афродитой, когда каждый в этой паре будет увлечен своим делом. Также прекрасную пару ему как яркому экстраверту составит интровертированная Гестия. Пока он будет активно коммуницировать с миром, она будет заниматься обустройством домашнего уюта.

Особенность Гермеса — это талант в коммуникации, он проводник между мирами. Умение связывать бессознательное и сознательное проявляется через замечательную речь. Он умеет общаться и получает удовольствие от общения с людьми. Если в жизни происходит как в мифе, где Гермес спускался в подземное царство (царство Гадеса, мир интуитивных прозрений и холистического знания), то мы получим духовного учителя, психолога, глубокого преподавателя.

Для развития Гермесу важна рациональная составляющая Аполлона и Зевса, иначе жгучее любопытство и привычка потакать своим желаниям могут привести его к зависимостям, таким как алкоголизм и наркомания.

Иногда постоянные странствия и большое количество отношений могут превратить 30-летнего Гермеса в старика.

Но, одновременно с этим, разнообразный опыт может прорасти в таком мужчине мудростью. Личностно зрелый Гермес будет с радостью и пользой для других делиться своим опытом.
Гадес

Гадес — это имя бога и одновременно и название подземного царства. Такой мужчина сильно интровертирован (вспомним Дали, о котором мир узнал благодаря Гале). Гадес — это отшельник, ему не важно мнение окружающих и условия, в которых он живет. Практически у каждого из на есть такое знакомый — шизоидный тип, интроверт, который живет в своем мире, человек без имиджа.
В детстве Гадес — маленький серьезный мальчик, который может сначала вызывать интерес. Позже, когда он перерастает в угрюмого подростка, а потом мужчину, живущего в своем внутреннем мире, Гадес начинает вызывать отторжение у людей.

Тем не менее, такой ребенок редко подвергается травле, в нем чувствуется царская сила Зевса. Гадесу не так важно мнение окружающих и это чувствуется.

В отличие от представительного Зевса, борющегося за представительность Посейдона, Гадесу абсолютно все равно, как он выглядит. Он с трудом коммуницирует с людьми и с миром. Лучше всего себя такой человек чувствует, когда он соединен со своим внутренним миром.

В сложных ситуация Гадес склонен впадать в депрессию, даже может иметь шизоидные и суицидальные наклонности. Одна из главных жизненных задач Гадеса — это обрести имидж, научиться носить социальную маску, овладеть приемами коммуникации.

По легенде Гадес (Аид) силой увлек Персефону в подземное царство. Особенностью этого архетипа является сильный разрыв с действительностью. Для него может быть реальной история, в которой девушка только и рада такому похищению (вспомним роман Джона Фаулза «Коллекционер»).

В реальности мужчине-Гадесу необходимо научиться коммуницировать, чтобы построить отношения. Говорить с женщиной о своих чувствах и планах, а не совершать внезапные действия, о которых она никак не могла догадаться. В архетипическим плане это может быть проводник-Гермес, который единственный неоднократно и по своей воле спускался в подземное царство.

Красноречие Гермеса может выручить Гадеса и помочь ему наладить контакт с миром. Но это непростая работа, ведь мужчина-Гадес — это одинокий парень на вечеринке, для которого первым начать разговор — неподъемная работа.

Гадесу будет хорошо в отношениях как с экстравертированной и активной женщиной, которая станет проводником в социальный мир, так и с тонкой и чувствительной Персефоной или Гестией, которая, также как и он, любит уединение и наделена богатым внутренним миром.

Гадес-отец может выглядеть отрешенным и угрюмым, особенно если дети очень активны и экстравертированы. Однако, при наличии контакта, этот родитель готов внимательно выслушать, делиться своими откровениями и дать мудрый совет.

Гадес — это связь с коллективным и индивидуальным бессознательным. Если мы попробуем представить мир душ, то это будет или поднебесное царство, или подземный мир мертвых. В этом смысле архетип Гадеса связан с депрессивными состояниями, отстраненностью и отрешенностью, но в то же время это и добрый советчик, дарящий интуитивные прозрения. Гадес — это хороший психолог, если ему добавить навыка коммуникации Гермеса, а также замечательный ученый.
Арес

Мы знаем его как бога войны и танца. Воспитатель Ареса, Приаб, изначально обучил его танцу и только потом военному искусству, ведь мастерство боя и танца близки друг другу.

Арес олицетворяет ту самую мускульную, варварскую, дикую мужскую энергию. Эта сила связана с проявленной чувственностью и сексуальностью. Арес, так же как и Зевс, стремится продолжить свой род. Однако не для распространения своей власти, а в силу страстности своей натуры.
При этом он способен на длительные чувственные отношения с женщиной.

Мальчики-Аресы вспыльчивые, драчливые, с обостренным чувством справедливости. Арес — единственный из всех богов защищал своих многочисленных детей, вступая в борьбу со смертными и богами.

В жизни такой человек может проявиться как очень позитивно, став защитником обиженных, героем, так и обернувшись преступником и хулиганом. Такой энергичный супермен хорош на страницах книги или в кинофильме, в жизни же мы не приветствуем бунтарей.

Герой или хулиган? Если мальчик-Арес будет отвергнут своими родителями или станет изгоем, козлом отпущения в группе детей, то из него вырастет «обиженный обидчик», который будет мстить близким уже в собственной семье. Проявленный архетип Ареса в таком ключе — это жестокость, пьяные драки, насилие.

Если воинственная энергия Ареса была направлена в активный спорт: борьба, хоккей, капоэйра, футбол — туда, где возможно выразить энергию в открытой борьбе, из него вырастет смелый, справедливый, сильный и чувственный мужчина. Мальчик будет проходить свое развитие от не столь уж уважаемого в Древней Греции Ареса к славному Марсу, которого называли защитником Рима.

Аресу хорошо в отношениях с Афродитой, чувственной и целостной. В мифе Арес с Афродитой имели длительную любовную связь, от которой родились дети.

Он хороший и чуткий любовник в силу своей эмоциональности. Арес, в отличие от эгоистичного Зевса или Аполлона, либо захваченного собственной чувственностью Диониса, выстраивает личностные отношения с женщиной и дорожит ими.

Такие мужчины не видят в женщинах друзей или соратников, а как и Зевсы, воспринимают их как возможных сексуальных партнерш.

В жизни Аресу будет помогать сдержанность Аполлона, умение Гермеса выразить свои чувства словами и способность Афины поразмыслить, выдержать паузу.
Гефест

Бог огня, кузни и ремесленничества. Гефест — изобретатель и затворник, в котором горит «подземный огонь». Он был рожден Герой и не любим ей с рождения из-за своей увечности — хромой ноги. По другой легенде Гефест защищал мать в споре с Зевсом, и падая с Олимпа, повредил ногу.

Увы, и в жизни, отцы не очень любят сыновей-Гефестов, которые чаще всего встают на сторону матери.
Также как Гадесы, Гефесты инторвертированы и обладают богатым внутренним миром. Такой мужчина проявляет себя в делах или создании чего-либо руками. Гефест в жизни любит и умеет обращаться с огнем, как Посейдон с водой.

Гефест — семейный мастер, стремится примирить отца с матерью, защищает мать от отца.

Брак Гефеста с Афродитой немного парадоксален, но вполне понятен изнутри. Афродита, несущая красоту, могла выбрать любого мужчину и выбрала Гефеста, который умел эту красоту создавать. Семейный Гефест только единожды увлекся другой женщиной, Афиной, ее умом и амбициями, но не смог ее догнать и покорить. Эти влюбленности говорят о том, как Гефесту важно соединять творчество, красоту и интеллект. Вспомните современное искусство, оно интеллектуально, его нужно не просто созерцать, но и понимать.

Мужчина-Гефест — затворник, который живет в своем внутреннем мире, имеет мало социальных связей и контактов. Его привязанность к избраннице сильна, поэтому он может быть обидчив и тяжело переживает измену и предательство женщины. По легенде, когда Гефест поймал сетью любовников: Афродиту и Ареса, боги лишь посмеялись над его положением. Гефест более раним, чем Гадес, для него значимы отношения и мир, с которым он контактирует посредством своего творчества. Кстати, Гефест и Гадес, как интроверты, могут создать прекрасный дружеский союз.

Недолюбленный родителями мужчина-Гефест имеет низкую самооценку. В нашем мире, в котором авторитетом пользуются Зевсы или Аполлоны, Гефестам, чтобы поверить в свои силы, нужна поддержка близких, жены. Когда их талант обесценивается, Гефесты впадают в депрессию. Такому мужчине важно научиться понимать и ценить себя, открыть в себе гения, признать свой талант.

Гефест, который научился ценить себя, преодолел внутренний кризис, может быть счастливым и популярным в своем ремесле, иметь хорошие семейные отношения. Вспомните Илона Маска, в котором сочетаются интеллект и творчество.
Алхимический бог Дионис

Божественное дитя, вечно молодой бог вина и виноделия, любитель удовольствий и плотских утех. Мы знаем его как мистика, любовника и странника. Отношение к Дионису разнится, в христианском мире оно скорее негативное, потому что его необузданная, экстатическая энергия табуирована.
Дионисы — это лучшие любовники, потому что они относятся к этому процессу как к мистерии, божественному акту.

По легенде Гера внушила смертной женщине Семеле, беременной от Зевса, что тот хитростью соблазнил ее, назвавшись верховным богом. И Зевсу пришлось выполнить желание возлюбленной — показаться во всем величии, которого не может вынести ни один смертный. Диониса выносил Зевс в своем бедре, после того, как принял его из чрева умирающей возлюбленной.

После рождения за Дионисом присматривали сразу несколько женщин, поэтому и в жизни его связь с женским полом особенно крепка.

Мальчик-Дионис любит играть с девочками, которые также любят его. Такой ребенок чувствителен и способен вести интересные беседы. Дионис как бы ищет свою умершую мать, что реализуется в общении с женщинами. По легенде, когда он вырос, то спустился за матерью в Гадес и привел ее на Олимп.

Дионис женился на смертной девушке Ариадне, которая переживала разрыв с Одиссеем. Он уважал жену и испытывал к ней глубокие нежные чувства. Мужчина-Дионис способен на долгие и крепкие отношения, если в его женщине много энергии Афродиты: чувственности и любви к телесным удовольствиям.

Дионисы хороши в творчестве, его энергия помогает писателям, поэтам, художникам. Движение хиппи — это дионисийское движение, современные рок-звезды в начале своего пути были «во власти» Диониса. Им свойственны пограничные состояния сознания, они балансируют на грани. Экстатические оргии, алкоголизм, наркомания, шаманские трансы — это про таких мужчин. Но, если рассмотреть архетип Диониса в чистом виде, то он использует измененные состояния сознания для контакта с высокими энергиями, для него это путь к прозрению. Если мужчина научается делать это без психотропных средств, например, через творчество или сны, то и он сам и те, кто окружают мужчину-Диониса получат доступ к особой составляющей: удовольствию от собственного тела, контакта с тонкими энергиями, к творческим процессам и самой жизни как настоящему моменту.

Слабой стороной Диониса является чрезмерная эмоциональность, истеричность и требовательность. Такие мужчины хотят, чтобы любое их действие принималось, поддерживалось и приносило результат. За этим кроется неустойчивая самооценка и поиск себя. За Дионисом и его идеями легко идут женщины, а мужчины относятся с подозрением к его чувствительности и эмоциональности. Дионису полезно успокаивать свои стихийные энергии через логику, рациональность.

Баланс таким мужчинам способны принести рациональные энергии Зевса, Аполлона и холодный рассудок Афины.
Вы получите базовые современные знания и освоите практические методы консультирования и диагностики личности на разных возрастных этапах и в разных жизненных ситуациях.
Практическая психология: основы диагностики и психологического консультирования личности
Любопытно заметить, что именно сейчас происходит определенный культурный переход, о возможности которого также известно из мифа, где Метида, первая жена Зевса, должна была родить двоих детей: дочь, обладающую отвагой и умом, и сына, «мальчика с непобедимым сердцем, будущего царя над богами и людьми». Когда Метида забеременела (как оказалось, Афиной), Зевс испугался, что жена вынашивает сына, который свергнет его. Тогда он хитростью заставил Методу уменьшиться и проглотил ее.

Нерожденный сын Метиды с сердцем, полным любви и сострадания, противоположность властолюбивого Зевса, знаком нам по христианской культуре.
«Возвращаясь к культурному переходу, именно сейчас мужчины, сохраняя мужественность в глазах общества, становятся все более многообразны в своих эмоциональных проявлениях, более глубоко и разнообразно проявляют себя»
Ведь для «культуры Зевсов» совершенно неприемлемым является, например, присутствие мужчины на родах. А сейчас это постепенно входит в норму.
Замечательно, что потенциально мужчина внутри себя имеет все архетипы. А значит в течение жизни каждый может получить весь комплекс ресурсов, позволяющих реализовывать себя максимально полно, с наибольшей удовлетворенностью. Причем включение определенного архетипа в гармоничном варианте развития мужчины происходит в тот период, когда активируется та или иная его роль. Однако в силу ограничений в воспитании, культурных особенностей и влияния окружения, чаще всего складывается так, что часть архетипов в мужчине остается неактивными на протяжении всей жизни, а с каким-то он гипертрофированно сливается, пожиная теневые проявления этого архетипа.
Сила архетипов заключается в том, что они не нуждаются в адаптации и применимы к каждому мужчине современного мира. Достаточно осознать и признать тот или иной архетип, как он раскроется в нас и откроет доступ к скрытому в нем ресурсу.

Завершить этот обзор хотелось бы словами автора концепции Джин Шинода Болен:
«Знакомство с богами способствует самопознанию и принятию себя, открывает для мужчин возможность говорить о себе с окружающими и дает им решимость предпринимать в жизни шаги, ведущие к самоосуществлению и обретению радости. Архетипы — это потенциальные возможности. Внутри нас … есть боги, которых нужно освободить, и боги, которых следует ограничить»
Беседовала Татьяна Звягинцева
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ