Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 18 ОКтября

Зависть — удел несчастливых?

«Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Р. Декарт

Почему мы завидуем даже любимым друзьям? Бывает ли «добрая» зависть? Как связана зависть с поиском целостности? Наша статья посвящена одной из самых «стыдных» эмоций, которую испытывают люди и которой часто не уделяют должного внимания.

Зависть как область интереса исследователей

Феномен зависти, знакомый каждому человеку, привлекал многих мыслителей с давних времен. Аристотель определял зависть как «некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей», Сократ говорил, что зависть в среде дружественно настроенных нравственных людей устраняется тем, что они все считают общим.

Философы Нового времени, такие как Ф. Гегель, И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ларошфуко, Б. Спиноза, А. Шопенгауэр внесли новые оттенки в изучение вопроса зависти, различая ее причины и условия возникновения. Например, Фрэнсис Бэкон в своем «Эссе о гражданской и моральной жизни» писал, что никакая страсть так не околдовывает человека, как любовь и зависть. И кому не хватает собственного блага и достоинств, тот будет питаться чужим несчастьем, будет стараться нанести ущерб благополучию другого.
Зависть (фрагмент «Семь смертных грехов» И. Босха)
В католическом богословии зависть (лат. invidia), определяясь как «скорбь о благополучии ближнего», является одним из семи смертных грехов, потому что предполагает мысль о несправедливости установленного Богом порядка. Предостережения по поводу зависти содержатся уже в десятой заповеди Моисея: «Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». И, конечно, главным прообразом зависти часто называют то, что двигало Каином, когда он убил своего брата.
В психологии проблемы зависти касались представители самых разных направлений. Зигмунд Фрейд придавал большое значение зависти и считал, что на фаллической стадии развития у мальчика развивается кастрационный комплекс, а у девочки — зависть к пенису, когда она обнаруживает, что этот орган у нее отсутствует. Зигмунд Фрейд в работе «Будущность одной иллюзии», а за ним Альфред Адлер в своем исследовании порядка рождения говорят о зависти, которая возникает у братьев и сестер по отношению друг к другу и рассматривают ее влияние на развитие характера.

Адлер также рассматривает зависть как явление, которое сопутствует стремлениям человека к власти и превосходству, а завистливость — как один из очевидных признаков неполноценности. Он даже постулирует, что зависть может «привести к тому, что человек будет получать удовольствие, причиняя своим ближним боль», но при этом настаивает на том, что в небольшой степени зависть может помогать нам продвигаться по жизни.

Гордон Олпорт подчеркивал, что «разрушительные эффекты ненависти, тревоги и зависти в личной жизни — чрезвычайно важная проблема психической гигиены. Сложными путями такие индивидуальные состояния психики вмешиваются в меж­дународные отношения. Иногда человек с неразрешенной агрессивностью рассматривает войну как хорошее средство уклонения от семейных сложностей и охотно следует призыву под знамена. Иногда он видит во враге (оправданно или нет) при­чину своих страданий».

В гуманистической теории личности Абрахама Маслоу зависть — пережиток психологического нездоровья, который препятствует самоактуализации.

Освещал в своих трудах проблему зависти и создатель логотерапии Виктор Франкл, указывая на то, что даже в условиях концлагеря минимальные преимущества одних заключенных над другими порождали зависть. Из этих наблюдений становилось понятно: больших привилегий иметь не обязательно, у зависти всегда может найтись причина.
Зигмунд Фрейд
Альфред Адлер
Виктор Франкл

Зависть и ревность

В контексте разговора о зависти важно разграничить два довольно близких понятия — зависть и ревность (второе тоже, кстати, вполне могло стать мотивом Каина). Обе эмоции заставляют нас прибегать к сравнениям. Но вот только, ревнуя, мы будем представлять, как кому-то хорошо с моим другом, моей женой или моим мужем, а завидуя, будем думать о том, как кому-то хорошо с его другом, его семьей, с его имуществом.

Ревность строится на нашей убежденности в том, что мы чем-то (конкретным) обладаем. И это что-то у нас отнимают.

А завидуя, мы можем не только не обладать предметом зависти в прошлом, но по-настоящему не нуждаться в нем в настоящем и будущем. Мы часто просто хотим оказаться на месте кого-то в момент его блага, почувствовать то, что испытывает другой человек, у которого есть несколько высших образований или новый дом у моря. Только именно эти дипломы, именно эти знания и точно такой дом лично нам в жизни могут быть совершенно не нужны.

Кто и кому завидует чаще?

Кто-то придерживается мнения, что чаще люди завидуют близким друзьям. Даже Сократ в диалоге «Филеб» говорит: «А между тем завистник радуется злоключениям ближнего». Другие считают, что решающую роль играет статус и положение. Если социальные и культурные условия изначально равны или похожи, то тому, «кто тебя обогнал», вроде бы есть причина завидовать. Но кто-то на это возразит: «Я завидую звездам и богатым людям!»

Вот только скорее всего, если зависть присуща человеку, то объектом ее может стать любой, даже самый близкий и самый, казалось бы, далекий человек. Смотря чего, по мнению самого завистника, ему не достает. Комфорта, славы, восхищения, покоя или всего сразу.

Опираясь на данные исследований отечественных авторов Л.С. Архангельской, Т.В. Бесковой, К. Муздыбаева, Ю. Щербатого, можно утверждать, что зависть «утихает» после 60 лет. А ее пик приходится на возраст 15-25 лет. В это время молодые люди часто нацелены на поиск места в жизни. Кроме этой отметки есть еще два возрастных рубежа, по достижению которых зависть одолевает взрослых чаще обычного: в 30-34 года и в 55-59 лет. В эти периоды мы сравниваем то, что у нас есть, накоплено с тем, что есть у других. Так что же плохого в сравнении?

Так есть ли зависть «белая» и зависть «черная»?

Цвет в определении зависти говорит о степени злорадства, направленного на обладающего тем, чего у нас нет. В «черном» варианте того, кому мы завидуем, мы хотим оскорбить, унизить, снизить градус его счастья и довести до состояния, в котором находимся мы. В «белом» варианте сравнивается свое и чужое, но при этом враждебных чувств не возникает, в данном случае человек способен адекватно оценить чужие успехи и вместо уничижительной позиции заняться улучшением своего положения. Такая зависть может пробудить наши соревновательные способности.

Но какого тогда цвета та зависть, которая не влечет за собой злости и желания унизить другого, но при этом и не мотивирует на собственное развитие? Вариант, который вполне хорошо иллюстрирует герой романа И.А. Гончарова Илья Ильич Обломов, говоря, что все «так полно и широко живут, а у него как будто тяжелый камень брошен на узкой и жалкой тропе его существования». Зависть ли он выражает или отчаяние?

Глубинная природа зависти

Отвечая на эти вопросы, самое время поговорить о причинах и природе зависти. Американский психоаналитик Карен Хорни пишет о зависти и ее роли в развитии неврозов: «<...> Постепенно развивающаяся безнадежность является той основой, которая постоянно ее порождает. Это не столько зависть к чему-то конкретному, сколько <...> общее чувство зависти к каждому, кто более спокоен, более уравновешен, более счастлив, более открыт, более уверен в себе».

Наш современник, немецкий профессор Гюнтер Х. Зайдлер, специалист в области неврологии и психиатрии, а также психосоматической медицины и психотерапии, придерживается концепции, согласно которой зависть тесно связана с переживанием собственной целостности и возникает вместе с попыткой эту целостность восстановить. По его мнению, человек, которому мы завидуем, является для нас обладателем того, чего нам не хватает для восстановления потерянного всемогущества.

Нужно понимать, что зависть не существует изолированно. Можно сказать, что тщеславие, нарциссизм, любовь к власти, горделивость являются как причиной зависти, так и ее следствием, а точнее сопутствующими факторами. Очевидно лишь то, что зависть связана с ощущением самоценности. Завистливому поведению подвержены люди с незрелым «Я», которые хотят таким образом найти недостающие части себя, восполнить пустоту и обрести целостность.

Eugênio Latour — Invídia, 1906

Жизнь с завистью


«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Союзмультфильм 1951
Зависть может доставлять серьезные неудобства, заставлять испытывать стыд и отчаяние. Она мешает строить здоровые отношения с людьми, в семье и на работе. Влияет на самочувствие. Негативные переживания забирают очень много сил, поэтому часто завистливые люди вынуждены прибегать к определенным моделям поведения, якобы спасающим их от разъедающей зависти.

Вот некоторые из них:
  • Избегание
    Чтобы не испытывать зависть и злость по отношению к тому, кто живет «лучше», человек может перестать общаться с тем, кому завидует, заблокировать его во всех средствах связи, стараться не ходить в места, где возможна встреча.
  • Уничижение
    Унижение достоинств и принижение значимости достижений другого человека. Завистник может прибегать ко множеству изощренных способов того, как объяснить незначительность успехов друга, коллеги, соседа.
  • Вызывание зависти у других
    Иногда человек начинает намеренно общаться с теми людьми, которые по его мнению ниже его по каким-то параметрам и (опять же, по его мнению) должны ему завидовать. Так он старается компенсировать свои негативные эмоции.
  • Месть
    Действия из мести могут быть так хорошо замаскированы, что увидеть их в других и в себе порой очень сложно. Мы можем специально проводить время с человеком, которому завидуем, чтобы чаще иметь возможность высмеивать его перед другими.

Как избавиться от зависти?

Итак, навязчивое наблюдение за чужой жизнью и «черная» зависть отводят человека от самого себя, удаляют от исполнения желаний и мечт. Вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью и ее наполнением, завидуя, мы тратим драгоценные моменты и годы на негатив.

С завистью важно работать. При этом помня, что, несмотря на всю ее отраву, в ней есть большая польза: зависть помогает понять, чего нам не хватает.

Цель работы с собственной завистью в том, чтобы научиться:
  • находить смысл в прошедших и настоящих событиях жизни, в том числе негативных;
  • жить настоящим моментом;
  • спокойно планировать будущее и выстраивать конкретные шаги к исполнению желаемого;
  • принять себя, в том числе себя завистливого, потерянного и ищущего;
  • сосредоточиться на собственной реализации как уникального индивида с уникальным набором качеств и способностей;
  • развить эмпатию и научиться любить людей.
Вот простые шаги для работы с завистью, которые помогут справляться с ней здесь и сейчас:
  • 1
    Выпишите все, чему завидуете. Дополняйте список по мере появления новых ощущений или ситуаций, в которых вы чувствовали зависть.
  • 2
    Возьмите первый пункт. Допустим, он такой: «Я завидую своему другу, потому что он нашел свое дело в жизни, каждый день занят тем, что любит, и получает за это деньги». 
  • 3
    Поразмышляйте, что для того, чтобы находиться в таком положении, сделал ваш друг. Если этот человек вам близок, вы скорее всего будете знать подробности его биографии. Но не стоит забывать, что искренний разговор по душам может помочь выявить неизвестные факты. Вероятны такие итоги размышлений: либо ваш друг много учился, работал и сейчас получил заслуженное. Либо он вовсе не находится в такой ситуации, как вам кажется, а сам недоволен своим положением, и всю его историю успеха придумали вы, идеализируя жизнь других.
  • 4
    Перепишите фразу так: «Я на пути к тому, чтобы найти свое дело в жизни, каждый день заниматься тем, что люблю, и получать за это деньги». 
  • 5
    И дальше работайте над планом достижения этой цели. Скорее всего, первым делом в большом путешествии в сторону целостности и самореализации будет поиск ответа на вопрос: чего же действительно я хочу?
Материал подготовила Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ