Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 2 ноября

«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»

Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе, источники вдохновения и книги, с которых все началось (или может начаться).
— Юлия, рада начать нашу беседу. Расскажите, как психология пришла в Вашу жизнь? Может быть, есть какая-то история, с которой все началось?
— История точно есть. Когда мне было лет пятнадцать, я пошла в книжный магазин (а надо сказать, я люблю их практически с детства), и ноги меня привели в секцию психологии. Это был 1992 год, тогда издания по психологии, особенно зарубежные, только-только стали появляться в продаже. И первым трудом, который я взяла с полки и в итоге купила, стала очень известная книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Не могу сказать, что тогда во мне уже была уверенность в будущей профессии психолога, но трепет, испытанный во время покупки, точно был первым звоночком.

Позже, будучи первокурсницей филологического факультета, я вдруг узнала, что у нас в Калининграде открывается филиал Международного славянского института и там есть факультет психологии... С тех пор во мне будто начал работать какой-то дополнительный двигатель, не могла спать, не могла быть спокойной...

Родители меня поддержали и, несмотря на то, что мы жили не очень хорошо в финансовом плане, нашли средства, оплатили обучение. Два года я с огромным удовольствием училась в этом институте, а потом перевелась — так сложились обстоятельства — в Калининградский государственный университет, где закончила выбранную программу.

— Какой прекрасный путь из книжного магазина в профессию! Но ведь книга Эрика Берна для пятнадцатилетнего возраста не проста...

— Книгу я тогда прочитала взахлеб. Наверное, мне не все было понятно, но из-за того, что я много читала, мне не пришлось через нее продираться. Берн пишет хорошим, понятным языком, описывает модели человеческого поведения, которые я наблюдала в жизни.
— Наверняка после Берна Вы стали зачитываться чем-то еще?
— У родителей была книга Зигмунда Фрейда с монографией «Толкование сновидений» и еще парочкой статей. При первом прочтении она меня не слишком впечатлила, а вот после Эрика Берна я к ней вернулась, было сложновато, но интересно. Потом приступила к Эриху Фромму. Книга с его самыми известными эссе «Лечение от любви», «Бегство от свободы» — до сих для меня настольная. Время от времени перечитываю, каждый раз нахожу там что-то для себя, будто все глубже и глубже проникаю.

И еще одно из первых впечатлений — это «Человек и общество» Эрика Эриксона про динамику возрастного развития человека. Тоже до сих пор с удовольствием ее открываю. Несмотря на то, что все главы читаны-перечитаны, всегда нахожу что-то новое. Очень интересный феномен.
— Как из всех этих интересных личностей, книг, направлений, вырисовался впоследствии именно гештальт?
— В гештальт я пришла позднее многих своих студентов. Довольно долго работая в университете, в то время я была больше погружена в социальную психологию, этническую психологию, в психологию семейных отношений. До встречи с гештальтом получила дополнительное образование как раз по семейной системной терапии.

А в 2008 году попала на семинары к Александру Рязанцеву (сегодня — директор одного из институтов в Санкт-Петербурге). Я познакомилась с ним как с системным расстановщиком, а о том, что он гештальт-терапевт, узнала позже. В итоге взгляд сфокусировался на гештальте, и когда Александр предложил набрать группу для обучения этому подходу, я с радостью откликнулась, стала организатором, набрала людей. К третьему занятию количество участников уменьшилось, из-за чего тренеру стало нерентабельно ездить к нам.

Однако идею я не бросила, обратилась к своему коллеге по университету, Лифинцеву Дмитрию, который и стал моим учителем на долгие годы. Благодаря ему я пришла в гештальт устойчиво, осталась и продолжила самосовершенствование в этом направлении.
— Получается, именно личности вдохновили Вас на гештальт?
— Да. Причем, Дмитрий тогда открылся с другой стороны, не просто как коллега по кафедре, а как гештальт-терапевт, и стал для меня проводником и опорой в этом пути. К большой радости, он согласился принять участие в нашей программе «Гештальт-подход в психологическом консультировании» и будет вести одну из важнейших, на мой взгляд, дисциплин «История гештальт-терапии», которая помогает студентам понять истоки и основу направления, в котором они собираются двигаться.
— Это очень радостно слышать! Давайте поговорим про сам подход. В описании программы есть три принципа гештальт-терапии — осознанность, актуальность и ответственность...
— Добавим еще один — принцип целостности. Само слово «гештальт», которое гештальт-терапия взяла из гештальт-психологии, в одном из переводов означает «целостный образ». А ключевая идея гештальт-терапии заключается в том, что человек — одно целое с миром, единство психики, тела и того опыта, который он проживает.

Для меня терапия, работа с клиентом — это путь от точки А, в которой мы встречаемся, в точку Б, где клиент достигает целостности.

Человек приходит с одним опытом, не очень осознанным, не очень понятным, наполненным интроектами. (Интроекты — насаженные извне убеждения, к которым человек пришел не сам и, несмотря на их возможную неэффективность, несет их с собой по жизни). А в ходе терапии у него формируется новый опыт, восстанавливающий его целостность.

Второй важнейший принцип гештальт-терапии — это осознанность. В процессе терапии гештальт-терапевт помогает человеку осознавать, что с ним происходит, что он чувствует, как его тело реагирует на какие-то слова, события. И это осознание дает возможность двигаться к изменениям, потому что пока ты чего-то не замечаешь, этого для тебя не существует.

И именно здесь встает вопрос про ответственность. Узнав что-то о себе, придется принять решение: либо менять ситуацию, делать жизнь более свободной, счастливой, либо оставлять все как есть.
Гештальт-терапия — это терапия свободного человека. Потому что, когда ты понимаешь, к чему приводит каждое твое решение, ты берешь за это ответственность и становишься более осторожным, осмотрительным, внимательным, четче выстраиваешь отношения, точнее понимаешь свои границы и ограничения. Чем больше ты осознаешь, тем более широкий у тебя формируется взгляд на мир, тем перед тобой больше путей и выборов. Тогда ты сам — кузнец своего счастья, ты сам — строитель своей жизни. Возможно, это звучит слегка пафосно и отчасти банально, но это так. И именно за это я люблю гештальт-терапию.
И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами.
— А сколько времени занимает этот путь от точки А в точку Б в среднем, в минимуме, в максимуме?
— Длительность терапии зависит от нескольких важных моментов. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года.

Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно.

Приведу замечательный пример из своей практики (публикуется с согласия клиента). Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения.

Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта.
— А как бы Вы охарактеризовали гештальт-терапевта? Какими качествами он обладает?
  • 1
    — Самое главное — он настоящий, такой, как в жизни. Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча. И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту.
  • 2
    Гештальт-терапевт точно будет бережным и с клиентом, и с его опытом, будет внимательным к тому, как живет клиент. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно.
  • 3
    Гештальт-терапевт — это человек, который способен выдерживать напряжение в контакте. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что.
Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство. Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта.

Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком.
Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека. И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно.
— По-моему перспектива быть именно таким терапевтом — настоящим, бережным, мудрым — очень привлекательна. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»?
— Обучение будет полезно для недавних выпускников вузов психологических специальностей, тех, кто еще не начал или только-только начал консультировать и пока не знает, в каком направлении двигаться: когнитивно-поведенческая терапия, экзистенциальный подход, гештальт или какой-то другой подход.

Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать.

Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки.
— А если мы говорим об абитуриентах без базового психологического образования...
— Мое убеждение — им тоже будет полезно и интересно. Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование.

Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут.

Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей.

Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти.

Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других.
— А если выделить главную цель программы, то какая она для Вас?
— Главная цель этой программы — влюбить в гештальт-терапию, открыть все её преимущества. Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно. А это освобождает от тех социальных условностей и внутренних барьеров, которые есть у подавляющего большинства и которые ограничивают нас в развитии.
— Вы вдохновитель, руководитель и преподаватель программы. Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения?
— Нашу программу делает команда. И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера.

И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей. Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее.

Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их.

За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы.

— Правильно я понимаю, что практика тоже будет грамотно вплетена в него?
— Да. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Помимо того, каждая дисциплина на 75% представлена семинарскими занятиями. Это тоже практика. Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика.
— Давайте поговорим про плюсы дистанционного формата.

— Первое преимущество дистанционного обучения — мобильность. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая.

Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна?

Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно. Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно.

Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства.

Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же.
— Кстати, о телесных ощущениях. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия. Расскажите немного о том, как она работает?
— Продолжая разговор о дистанте, скажу, что в основном использую тот аспект телесной терапии, который возможно разместить в онлайн-формате.
Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются. Слышали такое понятие, как телесная память? Человек может забыть, что с ним что-то происходило. Травматичное событие могло произойти в его младенчестве, когда в силу недостаточно развитого мозга и психики он мог просто не осознавать, что случилось. Но тело все помнит.

Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна. Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься.

В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение.

В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом. Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле. Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия. Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям.

Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом. Все это — сигналы. Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело. И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента.
— Очень интересная информация! Хочется у увлеченного своим делом человека спросить: что кроме психологии во всех ее проявлениях Вас наполняет?
— У меня два основных хобби. Я люблю шить одежду, и когда у меня выдается свободное время, занимаюсь этим. Создаю простые и комфортные вещи. Могу по итогу их даже не носить, но сам процесс меня вдохновляет. Шитье для меня — медитация. Погружаясь в этот процесс, я отключаюсь от всего, и тоскую, когда не хватает времени сесть за машинку. Второе хобби — декупаж. Люблю украшать вещи.

Недавно появилось новое увлечение: роспись по ткани. Мне нравится придумывать какие-то образы, использовать подручные средства, штампы, трафареты. Сначала рисуешь основу и потом с этим играешь: что-то дорисовываешь, где-то дополняешь цвета.

Что еще дает мне мощный ресурс? Встреча с группами. Будучи преподавателем в университете, я получала огромное удовольствие от работы со студентами. Это был настоящий взаимный обмен, после которого хотелось творить, становиться лучше, читать, узнавать новое.

Семья — это априори. Здесь я черпаю много энергии, общаясь с детьми, мужем, родителями, сестрами.

Очень вдохновляют встречи с друзьями. После них хочется творить. Удивительно, но здесь в Саудовской Аравии я нашла замечательную подругу — очень близкого по духу и уникального человека.

Если честно, в моей жизни очень много людей, про которых я могу сказать: потрясающий, уникальный, талантливый, необыкновенный. Не знаю, моя ли это индивидуальная особенность или приобретение, появившееся благодаря гештальт-терапии, — замечать прекрасное в других.
— Мне кажется, это как раз результат осознанности, ответственности, целостности, потому что, когда мы «собираем» себя, мы и других можем воспринимать как целое. Бережно и внимательно.
— Вы ухватили самую суть!
— Наверное, жизнь в Саудовской Аравии — тоже очень необычный и наполняющий опыт?
— Безусловно. Мы живем здесь почти пять лет по причине работы мужа. Он — ученый, математик — был приглашен в один из крупнейших вузов Саудовской Аравии King Abdullah University of Science and Technology. Для меня жизнь в другой стране — что-то совершенно новое и вдохновляющее. Особенно удивительно то, что я, автор диссертации, тема которой связана с межкультурным взаимодействием, оказалась в университетском городке, где живут представители более чем 140 стран.

Детям здесь тоже прекрасно. Обучение проходит в школе с международной программой. Атмосфера очень дружественная. Здесь нет даже мысли о том, что может произойти какой-то буллинг, насилие, обесценивание. Система построена на поддержке ребенка со всех сторон. Детям не указывают бесконечно на их ошибки, а хвалят за все, что они делают, мягко указывая на моменты, которые можно доработать, улучшить.
— Юлия, завершая наш разговор, хочу попросить Вас назвать несколько любимых или просто хороших книг с Вашей книжной полки. Вдруг кому-то они смогут открыть дорогу в интересную тему.
— С радостью!

Ирвин Ялом. Все книги

Это то, что написано понятным, легким языком, но про глубокие вещи. Ялом, конечно, не гештальт-терапевт, а экзистенциальный терапевт, но я знаю, что его книги — это экземпляры с полки подавляющего большинства гештальт-терапевтов. К тому же, в гештальт-терапии заложен достаточно приличный кусок экзистенциальных идей.

Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд
«Освобождение от созависимости»

Эта книга тоже написана достаточно понятным языком и будет полезна не только психологам, но и любому человеку. Вы узнаете, что созависимость — это побочный эффект нашего патриархального уклада жизни, на многие вещи откроются глаза... После прочтения жизнь не может не измениться. Книга ценна еще и тем, что в ней есть описание шагов и упражнений. Конечно, поддержка терапевта, группы, близких, важна, но даже проделывая их самостоятельно, можно значительно продвинуться и существенно поменять свою жизнь.

Клу Маданес и Клаудио Маданес
«Тайное значение денег»

Очень люблю эту книгу. И уверена, что она будет полезна каждому. Деньги — это то, что беспокоит всех. Как говорил мой учитель Саша Рязанцев, деньги — это бледная тень человеческих отношений. И вот в этой книге, написанной, на мой взгляд, тоже очень простым языком, авторы через вопросы финансов в отношениях показывают, какие проблемы в этих отношениях есть и какая связь между такими проблемами и финансовым состоянием человека существует. Поэтому если у вас нет денег или если вы их неправильно тратите, то с помощью этой книги можно понять, какие модели отношений запускают те или иные денежные ограничения и трудности.
— Замечательная подборка! И в конце мне бы хотелось попросить Вас пожелать что-нибудь нашим абитуриентам.
— Мне хочется пожелать им в любом случае выбирать себя, видеть себя и замечать себя, потому что именно через это появляется возможность заметить и принять других людей.
Путь к другим лежит через нас самих. Неслучайно говорится: начни с себя. И, на мой взгляд, наша программа — возможность сделать это интересным и эффективным способом.
Обучение, может быть, и не сделает вас намного счастливее (в привычном смысле слова), но точно позволит стать свободнее. Жизнь изменится, потому что откроются новые горизонты.
— Спасибо большое!
Беседовала Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ