Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 2 августа

Главная задача начинающего психолога — научиться справляться с собой

Как выбрать психологическое направление и грамотно начать общение с клиентом? Как на этапе телефонного разговора сделать важные для дальнейшей работы выводы? Как вести себя молодому специалисту, если клиент ведет себя провокационно? На эти вопросы ищем ответы с преподавателем Среды обучения Динарой Гильфантиновой.
Динара Гильфантинова
Психолог, председатель Ассоциации профессиональных психологов и психотерапевтов, руководитель психологического центра «Единство», эксперт Факультета психологии Высшей школы «Среда обучения», эксперт благотворительного фонда «Детский паллиатив».
— Динара, наши студенты при поступлении часто спрашивают, как грамотно выбрать психологическое направление? Так легко растеряться, имея большой выбор!
— Часто, когда мы только начинаем психологическую практику, многие направления работы кажутся привлекательными. Арт-терапия, семейная психология, психосоматика, телесная терапия… Хочется заниматься всем, потому что каждый подход работает! Неужели нужно бесконечно осваивать все? Ведь это требует немалого количества денег и времени… Я рекомендую отталкиваться от своего внутреннего конфликта. Это значит, что если вас всегда интересовал вопрос места человека в мире, предназначения, ценностей, выбирайте экзистенциальное направление. В вашей семье были сложные отношения, конфликты, разводы, отношения на стороне, внебрачные дети? Скорее всего, вам будет интересно работать с семейной системой. В вашем опыте или опыте близких вам людей встречались зависимости — алкогольная или иная, вероятно, ваш выбор будет в сторону изучения данной проблемы. Это тот опыт, который вы будете добирать, то, где вы будете сильны. Тем не менее это совершенно не значит, что выбранное направление станет единственным для вас. Сейчас мы движемся к мультимодальному, интегративному подходу в психотерапии, когда возможно сочетание нескольких подходов. Но не стоит забывать, как важна золотая середина и та основа, опора на которой вы работаете.
— Допустим, мы выбрали направление, прошли обучение, и вот он — наш первый клиент! Как правильно начать выстраивать коммуникацию, какие ошибки важно не допустить в самом начале?
— Клиенты приходят к психологу по нескольким каналам:
  • сарафанное радио,
  • социальные сети,
  • реклама,
  • личное обращение,
  • телефон,
  • электронная почта.
Уже из первого разговора с клиентом можно сделать выводы, которые пригодятся вам в работе с ним. В момент первого контакта вам важно понять, с каким запросом к вам пришел клиент, в сфере ли это вашей компетенции. Возможно, звонящий хочет записать на прием своего ребенка, а вы не работаете с детьми. Или же человека интересует работа с парой, чем вы не занимаетесь.
1
Уточните у клиента его имя, здесь вы сможете сделать некоторые выводы об отношении клиента к себе и личных границах. Почувствуйте разницу: «Светлана», «Светлана Петровна», «Какое это имеет значение?», «Называйте, как вам удобно», «Светик»…
2
Следующий вопрос, который стоит задать, — это: «С какой темой вы хотели бы обратиться?».

От людей, которые обращаются к психологу впервые, вы получите описательный ответ из разряда «у нас с женой конфликты…» или «я не могу устроиться на работу». И тогда вы объясняете, что вопрос был задан только лишь затем, чтобы понять, сможете ли вы работать с этим запросом. Такая форма снижает тревогу у клиента и располагает к дальнейшей встрече.
3
Если запрос, озвученный клиентом, не попадает в область вашей компетенции, скажите, что ваша специализация лежит в другой области, и
а) даете контакты специалиста* (если они у вас есть),
б) подсказываете, какого специалиста человеку следует искать.

Важно поддержать клиента в его желании обратиться к психологу и дать понять, что его звонок не ошибка, а это ваша ответственность грамотно перенаправить его.

* Контакты специалистов, которые важно иметь: психолог-консультант, детский и подростковый психолог, семейный психолог, специалист по работе с зависимостями, клинический психолог или психиатр, сексолог, нарколог, специалист по работе с тяжелым горем, смертью и потерей. Основывайте свой выбор на профессионализме и доверии.
4
Отвечайте на вопросы клиента в сообщении или по электронной почте лаконично, не втягивайтесь в длительный диалог.

Ваш ответ должен содержать следующие пункты:
  • благодарность,
  • в зоне ли вашей компетенции его запрос,
  • стоимость,
  • даты и часы приема,
  • ваше имя и контакты.
— Динара, на что стоит обратить внимание при первой встрече с клиентом?
— Время — это очень важный параметр, который многое подскажет вам на первой консультации. Относительно него мы можем разделить клиентов на несколько групп.


1. Тревожный клиент

а) Тревожный рефлексирующий клиент
Этот человек знает о своей тревожности и никого ей не побеспокоит. Он придет за три часа до назначенного времени, удостоверится, что верно нашел кабинет, и спокойно пойдет пить кофе или по другим делам. Психолог может сделать вывод, что человек осознает некоторые свои особенности и имеет опыт обходиться с ними достаточно комфортно для себя, что может помочь ему в дальнейшей работе.


б) Тревожный клиент, переносящий ответственность
Это тот самый случай, когда под дверью кабинета задолго до назначенного времени начинается шуршание пакетами, топанье и томные вздохи! Своим поведением клиент перекладывает ответственность на психолога за происходящее. Скорее всего, очень скоро вы услышите на приеме: «Я так стараюсь, хожу к вам на терапию, все жду пока вы мне поможете!».

В этом случае психологу нужно быть внимательным и возвращать ответственность клиенту.

в) «Безграничный» тревожный клиент
Человек, который приходит раньше на полчаса, и, не сверяясь со временем, заходит в кабинет. Здесь мы можем обратить внимание на то, как клиент выстраивает свои границы и реагирует на границы других. Тревога у таких «безграничных» клиентов настолько высока, что они действительно не осознают параметр времени. В этом случае мы будем говорить о причинах тревожности и личных границах.


2. Контролирующий клиент


Этот человек будет приходить на сеансы с точностью до минуты. Такое поведение характерно для учителей, военных, для людей дисциплины. Такой клиент особенно в начале работы будет пытаться вас проконтролировать (точно ли вы написали адрес или указали время, произнесли то или иное слово, правильно ли вы работаете). Поэтому, если такой клиент вдруг опоздал или пришел заранее — это знак для психолога, что в процессе работы с ним что-то происходит.


3. Опаздывающий клиент


Скорее всего, это человек, склонный к нарциссизму, самолюбованию. Ему не важно, во сколько начинается прием, «я пришел — радуйтесь!» — как бы говорит он. Вы не найдете тревоги в этом клиенте, он спокойно будет расхаживать по кабинету, наливать себе воду… Тревожиться может тут только психолог о том, что время заканчивается. Работа с таким клиентом возможна только в случае, когда специалист держит ясные границы.
— Динара, спасибо, очень интересно! А что же делать начинающему психологу, когда на первой консультации он сталкивается с одним из этих типов клиентов?
— Первое, что нужно делать психологу в любой ситуации, — это справиться с собой.

Ваш клиент — живой человек, который пользуется определенной моделью поведения всю жизнь! Не стоит сразу возвращать ему увиденное «кажется, что вы сейчас меня контролируете!». Такой ход не поможет вам наладить контакт с клиентом, тем более разрешить его проблему.

В ходе работы вы поймете вместе с клиентом, почему он ведет себя именно так и как эта стратегия помогает ему в жизни. Все формы человеческого поведения — это изначально способы выживания и адаптации к окружающему миру. Тенденции, которые вы видите в клиенте, например, контроль, могут лежать далеко от его непосредственного запроса. Работайте с тем, о чем попросил вас клиент, используйте ваши наблюдения в его пользу. Пусть работа с клиентом не тешит ваше самолюбие, а приведет человека к желаемому результату! Учитесь справляться с собой, и тогда в работе вам не будет мешать злость, раздражение или обида на клиента. Это не просто, но вы станете хорошим психологом, если научитесь принимать клиента безоценочно, во всех его проявлениях.
Статью составила Татьяна Звягинцева по мотивам семинара Динары Гильфантиновой «Основы частной практики психолога-консультанта»
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ