Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 23 Декабря

Три инструмента постановки цели

В коучинге особое внимание уделяется методам постановки цели.

Все люди и их ситуации отличаются друг от друга. Чтобы помочь человеку сформулировать ту цель, которая будет наиболее соответствовать его внутренним ценностям и вдохновлять на изменения, важно знать и использовать разные подходы и техники.

В этой статье мы рассмотрим три метода постановки цели.
1
Метод целеполагания SMART +
Впервые этот метод описал Пол Дж. Мейер в 1965 году, почти за 60 лет SMART обрел много последователей и сегодня является одним из популярнейших подходов к постановке целей.

SMART — это аббревиатура, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Здесь каждое слово означает критерий эффективности поставленных целей.

В коучинге аббревиатура SMART превращается в серию вопросов, задав которые, можно получить максимальную конкретику относительно своей цели. А конкретная, измеримая, достижимая, согласованная и определенная во времени цель создает определенность в вопросе приложения усилия. Посмотрим, как это работает по схеме «буква, критерий эффективности цели и вопрос»:

S — Specific — определен конкретный результат — Чего ты хочешь?

M — Measurable — результат измерим — Как ты поймешь, что результат достигнут? (Здесь важно сделать внешнюю измеримость: цифры, проценты, объемы, предметы)

A — Achievable — поставленная цель достижима и находится в зоне контроля — Насколько реально достигнуть обозначенного результата в рамках одной сессии? Насколько данный вопрос в зоне вашего контроля и влияния?

R — Relevant — цель согласована с внутренними ценностями — Почему это важно? / Что для тебя в этом важного?

T — Time-bound — цель определена во времени — Когда?

Важно, чтобы формулировка целей была:
  • Позитивной. Все, что касается «не», забирает энергию и программирует на повторение текущей ситуации. В целях мы описываем только то, что хотим иметь в своей жизни. Если в формулировке присутствует отрицание, задайте клиенту вопросы: «Что ты хочешь вместо этого? Что ты хочешь получить в результате? И что тогда?»
  • Экологичной. То есть не должно быть противоречий между обсуждаемой темой и ценностями клиента, его семьи и работы. Чтобы проверить цель на экологичность, спросите у человека: «Как это повлияет на твою жизнь в целом?»
Рассмотрим пример работы с клиентом по SMART+

Было:
Изначально цель была сформулирована так: «Я хочу выплатить ипотеку»

Стало:
Сам фокус на выплате является нарушением принципа позитивной формулировки, так как ипотека это не то, чего клиент хочет в своей жизни. Исходя из этого, нужно задать человеку вопрос: «Чего ты хочешь вместо ипотеки?»

S — Specific — определен конкретный результат — Чего ты хочешь вместо ипотеки? — Я хочу финансовой свободы.

M — Measurable — результат измерим — Как ты поймешь, что результат достигнут? — Выплачены все кредиты.

A — Achievable — поставленная цель достижима и находится в зоне контроля — Насколько реально достигнуть обозначенного результата в рамках одной сессии? Насколько данный вопрос в зоне вашего контроля и влияния? — На 8 из 10.

R — Relevant — цель согласована с внутренними ценностями — Почему это важно? / Что для тебя в этом важного? — Финансовая свобода позволяет мне видеть себя мужчиной в семье и обрести комфорт в жизни.

T — Time-bound — цель определена во времени — Когда? — За 3 года.

Обратите внимание, что после «смартирования» в цели появилась связь с внутренними ценностями и ясность. Дальше можно приступать к планированию.

SMART очень полезен тем, кто хочет больше конкретики, ясности и уверенности в достижимости цели сразу на старте. Данный инструмент создает мишень, в которую хочется попасть.

Для тех, кому нужно больше творчества в целеполагании, подойдут следующие инструменты.
2
Метод целеполагания HARD
О методе HARD мир узнал в 2009 году из книги «100 процентов» учредителя и исполнительного директора американской консалтинговой компании Leadership IQ Марка Мерфи, где он впервые рассказал о своей технологии постановки целей.

HARD используется во время диалогов роста, составления индивидуальных планов развития и создания стратегической цели для команды/компании.

Если в SMART — цель — это мишень, в которую ты должен попасть. То в HARD — цель — это скорее намерение, путеводная звезда, следуя за которой ты меняешься сам и меняешь свою жизнь.

SMART хорошо подойдет для целей, которые связаны с внешними атрибутами: счет в банке, квартира, жим от груди, обороты финансов. HARD — это про цель состояния, в котором ты видишь себя другой личностью, а не просто человеком с новым телефоном.

Аббревиатура HARD означает:

H — heartfelt — истинная цель — Чего на самом деле ты хочешь?

A — animated — визуализированная — Представь, что цель достигнута. Как изменилась твоя жизнь? Опиши этот образ.

R — required — действительно необходимая — Почему для тебя важны эти изменения?

D — difficult — сложная — Кем тебе предстоит стать уже сегодня, для достижения цели?

Идея постановки именно этих вопросов в HARD проста. Цель должна вызывать в человеке эмоциональный отклик, отзываться в сердце и отражаться в теле расслаблением или расширением. Это и будет критерием истинности.

Формулировка цели усиливается через визуализацию желаемого будущего. Таким образом цель становится частью жизни. Важно представлять будущее как можно чаще и ярче. Чтобы убедиться в том, действительно ли цель необходима, отвечать на вопросы: «Как достижение цели повлияет на вашу жизнь в целом? Что в ней изменится? Насколько вам важны эти изменения?» И, конечно, важно ставить сложные, амбициозные цели, которые побуждают к преображению. Иногда в этом пункте речь идет про новые способности, а иногда про смену идентичности.

Метод HARD может так и остаться инструментом на бумаге, если к целеполаганию подойти с наскока. Нужен подходящий настрой и достаточное количество времени, чтобы услышать свои цели и выразить их словами. Для этого важно найти уединенное место, где лучше всего мечтается, или встретиться с тем, кто помогает мечтать, с кем это делать приятно.

Рассмотрим пример работы с клиентом по методу HARD:

Было:
Цель сформулирована так: «Я хочу чувствовать себя уверенно в завтрашнем дне»

Стало:
Сам фокус клиента направлен на внутреннее состояние, а не внешние атрибуты, поэтому метод HARD здесь подходит лучше других.

Heartfelt — истинная цель — Чего на самом деле ты хочешь? — Просыпаться каждое утро уверенной в себе.

Animated — визуализированная цель — Представь, что цель достигнута. Как изменилась твоя жизнь? Опиши этот образ. — Я просыпаюсь в своей новой квартире в лучах солнца, мои первые мысли: «Как я люблю жизнь». После я делаю утренние ритуалы и, планируя свой день, чувствую, что во мне есть силы справиться со всеми задачами на день.

Required — цель действительно необходимая — Почему для тебя важны эти изменения? — В этой образе я чувствую, что ЖИВА, что мой потенциал реализован на 99%.

Difficult — сложная — Кем тебе предстоит стать уже сегодня для достижения цели? — Мне предстоит стать более благодарной тому, что есть сейчас, и смелой по отношению к тому, что предлагает мне жизнь.

В завершении такого разговора уместно спросить «что будет первым шагом?». Это позволит развернуться в сторону цели и начать движение.
3
Метод «Эпитафия»
Впервые метод «Эпитафия» предложил Стивен Кови в своей книге «7 навыков высокоэффективных людей». Этот подход отличается от двух предыдущих тем, что побуждает человека прожить экзистенциальный опыт. В моменте это проживание может быть не очень приятным, но благодаря такому честному разговору с собой, у человека просыпается энергия движения.

Этот метод лучше всего подойдет тем, кто много фантазирует, но ничего не делает; кто прокрастинирует и откладывает свою жизнь; кому, чтобы увидеть «куда», сначала надо коснуться «дна» своей жизни.

Важно отметить, что «Эпитафия» относится к провокативным методам коучинга. Применять его с клиентами можно только аккуратно, сохраняя бережное и уважительное отношение к человеку и придерживаясь базовых принципов коучинга, иначе положительного результата не будет.

О сути метода «Эпитафия»:

Взгляд на свою жизнь с «предельно достижимой точки» — высоты «птичьего полета» — формирует ясное представление о том, насколько верной жизнью ты живешь, а «переживание последнего момента» и его осмысление помогает прикоснуться к истинным целям и ценностям.

Для кардинальной переоценки своих ценностей, приоритетов и миссии Стивен Кови предлагает использовать своеобразный метод предельного переживания в форме эпитафии, составленной в честь самого себя. Такой подход, на первый взгляд, может показаться несколько неожиданным и шокирующим, но именно этот фактор и становится залогом его эффективности.

Важный момент техники — полная концентрация на своих мыслях и переживаниях. С этой целью общаться с самим собой следует наедине, выбрав момент, когда посторонние и прочие отвлекающие факторы отсутствуют.

Вот что предлагает сделать Стивен Кови:

Представьте себе, что вы отправляетесь на похороны близкого человека. В назначенное время проходите в зал церемонии, где уже собрались присутствующие. Торжественность обстановки подчеркивают строгие букеты цветов и негромкая органная музыка Генделя. Вы проникаетесь общим настроением утраты, чувством величия и горечи момента. Похоже, то же, что и вы, испытывают и остальные присутствующие — друзья и родственники покойного.

Вы подходите ближе к гробу, заглядывайте в него и с изумлением узнаете в покойном самого себя. Вы попали на свои собственные похороны, которые состоятся на много лет позже. Вы понимаете, что все собравшиеся пришли почтить вас и выразить свою благодарность за то доброе и хорошее, что вы успели сделать для них в своей жизни. Понимаете, что для вас это — момент истины, та самая предельно достижимая точка, которая подводит окончательную черту под тем, что было вашей жизнью.

Вы присаживайтесь в уголке на свободную скамью и пролистываете программу церемонии.

Выступающих четверо, в порядке очередности:

— Члены семьи, ближайшие и сумевшие приехать дальние родственники.

— Один из ваших друзей, который сможет рассказать, каким человеком вы были.

— Сослуживец — ваш коллега по работе.

— Представитель церкви.

Внимательно посмотрите на людей, которые пришли проводить вас в последний путь. Прочувствуйте их эмоции. Подумайте, какой след вам бы хотелось оставить в их жизни? Каким бы вы хотели, чтобы они запомнили вас? Если бы было дано, какие слова в этот момент вы хотели бы услышать? Какую оценку получить, как муж, отец, сын, брат или сестра, коллега по работе, как друг или единомышленник? Какие дела и достижения хотели бы запечатлеть в их памяти? О каких своих чертах характера вам, как случайному свидетелю своих похорон, было бы приятно услышать?

Ответьте на каждый из заданных себе вопросов и запишите ответ. Обратите внимание на то, какие мысли и эмоции вы пережили в ходе выполнения этой техники.

Как может быть сформулирована «речь-эпитафия» в ваш адрес? Например, так: «Некто N (вы) родился ... умер ... Он сумел достичь выдающихся высот в ... . Мы особенно любили его за ... И он, как никто другой показал нам, на что может быть способен человек ... , каким замечательным другом, мужем и ... он был. Помнится, коллеги любили его — он никогда не ..., но всегда ..., etc».

Если серьезно подойти к этому воображаемому эксперименту, можно вплотную приблизиться к фундаментальным ценностям своего истинного Я, установить кратковременный контакт с системой внутренних целей, являющихся центром вашей жизни. Однако если данный метод для человека слишком провокативный, лучше воспользоваться двумя предыдущими.

Помните, какой бы метод вы ни выбрали, движение в новую жизнь начинается с ответа на вопрос — «а какая она, эта новая жизнь, именно для меня?». Двигаться к своим мечтам, представляя конечную цель, гораздо легче.
Каждый метод, приведенный в этой статье, а также еще около 50 инструментов коучинга вы сможете освоить на программах Дополнительного образования по коучингу в Среде обучения, чтобы после обучения применять их в жизни, в управлении, в бизнесе.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ