Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 2 августа

«Слушайте свое сердце, не думайте о том, что перспективно, а что нет, учиться вам, работать с этим тоже вам, важно, чтобы вам нравилось»

Анна Марусина

Специалист Приемной комиссии
Факультета психологии Среды обучения
Большой разговор про работу Приемной комиссии, эмпатию, решимость, про удивительных людей и удивительных собак
— Анна, очень приятно познакомиться! Поделись, пожалуйста, чем именно ты занимаешься в Среде обучения и сколько ты работаешь здесь?
— Взаимно! Я работаю в Среде около полутора лет, занимаюсь приемом документов, профориентацией и зачислением на наши прекрасные программы по психологии.
— Профориентацией? Расскажи чуть подробнее про этот момент.
— В большинстве случаев у людей, которые оставляют заявку на сайте, есть понимание, что они хотят быть психологами. Но так как у самой профессии есть много важных нюансов, а наш Факультет предлагает разные уровни образования со своими особенностями, нам, специалистам Приемной комиссии, важно понять, какая у человека цель, пусть даже абстрактная, и, исходя из этого, сузить выбор до определенного коридора образовательных программ. Это и есть своего рода профориентация.
— Раз уж мы говорим о выборе профессии, расскажи, кем ты работала до Среды обучения?
— На протяжении пяти лет я была банковским сотрудником, работала с юридическими лицами: ИП, ООО и прочими. В разное время занималась обслуживанием, ведением клиентов и поиском новых компаний для обслуживания. Но это всегда было общение с людьми. Мне повезло — я сразу начала с ними общаться и не перестаю!
— И тебе это приносит радость, правильно я понимаю?
— Да! И Среда обучения в этом смысле идеальное место работы, потому что в каждом банке есть своя довольно жесткая система (но даже там мое общение с клиентами складывалось на дружеской волне), а здесь — намного больше возможностей для реализации потенциала. Тут я чувствую, что действительно приношу людям пользу, ведь многие по большому счету приходят к нам исполнять свою мечту.

Причем наши абитуриенты — в основном люди, уже имеющие какое-то образование и накопившие жизненный опыт, и их решение в таком осознанном возрасте поменять сферу деятельности вызывает во мне огромное уважение (даже сейчас мурашки по коже)...! Мало кто вообще решается позвонить и поверить в себя, сказать себе — да, я могу, сегодня я бухгалтер, а завтра буду психологом. И когда люди начинают маленькими шагами двигаться к своей цели, я очень радуюсь за них и чувствую себя поспособствовавшей этому.
— Скажи, а эта любовь к общению и умение общаться с разными людьми у тебя с детства?
—Мне кажется, все происходило постепенно. Когда-то я была очень скромной, мне было сложно общаться. Но потом, во время обучения в университете, я поняла важную вещь — нужно уметь выстраивать общение, очень многое зависит от твоей способности налаживать контакт с тем же преподавателем. Для меня это было актуально, потому что я занималась спортом, приходилось пропускать занятия и уметь договариваться.

Второй момент: сразу после вуза я устроилась работать администратором, думаю, здесь нужно искать основную причину моих коммуникативных навыков. На этой работе ты учишься быть приветливым к человеку всегда, в моем случае это просто вошло в привычку. И сейчас в моей речи даже не заложено что-то грубое, я никогда не обращаюсь к человеку без улыбки. Помимо всего, я в принципе люблю людей, у меня к ним хорошее отношение (улыбается — прим. автора).
— Не возникало ли у тебя самой желания пойти учиться на психолога?
—Прямо сейчас я догоняю мартовскую группу нашей программы Дополнительного образования «Психологическое консультирование и диагностика личности». И теперь еще с большей уверенностью могу сказать, насколько классно у нас дается образование.

Первый семестр на этой программе —в основном лекции. Но совсем не такие, как можно подумать. Студенты дискутируют, постоянно высказывают свое мнение по поводу тех или иных психологических подходов. Такой формат настолько интересен! Мне разбор в диалоге очень помогает освоить материал.

Я не ставлю себе глобальную цель (у меня есть проблемы с достижением цели), и после того, как перестала ее себе ставить, мне стало интересно учиться, я забила на порядки, правила и просто спокойно иду в своем темпе, погружаясь в то, что мне интересно.
— С какими целями чаще всего люди приходят в психологию: хотят быть профессиональными психологами или в первую очередь стремятся разобраться в себе?
—Часть (но небольшая) абитуриентов приходит к обучению на психолога из личной терапии с понимаем, что эта сфера им подходит. Для большинства же цель разобраться с собой идет априори, а дальше вариативно: кто-то, кто посмелее, видит конкретные карьерные перспективы, а кто-то говорит «там посмотрим», что значит тоже видит себя в профессии.
Мало у кого есть очень четкие цели. И важная часть нашей работы —задавать правильные наводящие вопросы, чтобы помогать эти цели определять.
Коллектив Приемной комиссии Факультета психологии Среды обучения
— А могла бы ты рассказать про какой-нибудь запомнившийся разговор с абитуриентом или историю, связанную с поступлением на Факультет психологии?
— Чаще всего запоминаются разговоры, во время которых вы были с человеком на хорошем контакте, выяснили, например, что обе работали в банке или играли в баскетбол. В памяти остаются люди, с которыми ты можешь поговорить открыто.

Что касается классных историй, то вот одна из них: к нам на программу переподготовки «Практическая психология родительства и детства» поступила семья, муж и жена, причем параллельно с этой программой они будут также проходить обучение в колледже. Это так здорово, что они оба интересуются одной темой, а если у них есть или будут дети, то как же круто, что их родители будут разбираться в теме родительства и детства профессионально.
— Расскажи, пожалуйста, про колледж — что это за возможность и для чего она нужна?
— Если у человека закончено только одиннадцать классов, то для получения диплома в дальнейшем ему нужно сдавать ЕГЭ. Но этот вариант небыстрый, нужно заранее записываться, готовиться… В таких случаях я всегда прошу человека подумать о том, что ему важно в данный момент. Если диплом, то тогда нужно идти сдавать ЕГЭ. Но чаще важнее всего как можно скорее начать консультировать. И именно для того, чтобы иметь законное право начать практику, у нас есть вариант обучения в колледже параллельно с обучением на программе переподготовки. В таком случае студент не теряет драгоценное время, получает среднее специальное образование, обучается на психолога, начинает практиковать, срабатывает сарафанное радио и он получает удовлетворение от нахождения в профессии.

Хотите потом получить высшее образование? Можете в любое время на базе колледжа без ЕГЭ поступить и учиться параллельно с вашей психологической практикой. Считаете, что вам не нужен диплом и важнее сами знания? Тоже классно. Это современный подход.
— А сколько проходит времени от заявки до поступления?
—Самый короткий период — час.Человек сразу собирает все документы и тут же зачисляется. Такие люди у меня лично вызывают большое уважение, ведь умение принимать решения — очень классное качество. Я сама стараюсь в себе его развить, потому что все эти копания в себе к хорошему не приводят, наше подсознание все давно выяснило, и долгими раздумьями можно что-то наоборот отпугнуть.

В среднем период от заявки и первого разговора до поступления длится до недели. Мы высылаем абитуриенту программу, он взвешивает, оценивает свою нагрузку, обстоятельства и сравнивает с другими предложениями.

Самый долгий период — год. Ты прощаешься с человеком на год, звонишь по прошествию этого времени, и в очень редких случаях он зачисляется.
По моим наблюдениям, если не решился сразу, то потом будешь каждый год возвращаться к этому вопросу, находя причины, которые, как бы это грубо ни звучало, являются отговорками для самого себя. Но по факту они очень легко отсеиваются. Я сама тоже через это прохожу. У меня были отговорки, пока я не выяснила, что это шелуха, которая прикрывается занятостью.
Как сказал мой терапевт, у нас внутри есть кладбище наших желаний. Непохороненные до конца, они рвутся наружу.
— Но бывают же и навязанные желания? Как понять, что твое желание точно должно найти воплощение?
—Иногда тем, кто размышляет о психологии, но очень сомневается в целесообразности поступления, важно сходить на терапию. Порой даже одного сеанса достаточно для того, чтобы лучше понять свою цель.
Мой совет такой: если желание есть, надо пробовать, потому что пока не попробуешь, не узнаешь. Если человек из года в год возвращается к одному и тому же вопросу, можно посвятить этому месяц или семестр и уже точно понять: да или нет.
— Были ли в ходе твоей работы в Приемной комиссии случаи, когда тебе было трудно?
— Мне очень сложно общаться с людьми, которые находятся в деликатных ситуациях, например, занимаются уходом за тяжело больными, умирающими. Сложно потому, что в такой тонкой сфере важно подобрать для человека максимально подходящую программу образования. Это очень ответственно. В случае сомнений я советуюсь с коллегами и преподавателями.
— Каковы самые частые вопросы абитуриентов, их так называемые «боли»?
— Чаще всего абитуриенты переживают за диплом, смогут ли они с ним практиковать, устроиться на работу. Спрашивают также о том, как и когда они будут начинать консультировать. То есть в основном все вопросы направлены на будущее.

— Представлю, что я абитуриент, и спрошу: «Скажи, пожалуйста, после каждой ли нашей программы обучения я смогу консультировать»?
— Если мы говорим не о курсах, а о программах высшего и дополнительного образования, то диплом, дающий право на консультирование, выдается после успешного окончания каждой из них. Но здесь очень важно делать акцент на том, что ты получишь в ходе самого образования, кроме диплома. Бакалавриат — это все-таки в своей основе теоретическая подготовка, которая в идеале подразумевает дополнительное получение практических навыков.

Соответственно, однозначно на твой вопрос ответить нельзя. С дипломом консультировать можно, но очень важно получить достаточное количество практики, чтобы понимать, как помочь клиенту не в теории, а здесь и сейчас. В этом смысле наши программы Дополнительного образования как раз нацелены именно на подготовку психологов-практиков.
— Кстати, о практике. Наверняка, в связи с дистанционным форматом, многие вопросы поступающих связаны с формой проведения практических занятий?
— Такие вопросы задают очень часто.
  • 1
    Общепринятый формат получения практики по психологии — это интервизия. Преподаватель делит студентов на небольшие группы. Задача — применяя тот или иной метод, провести друг с другом сессию. Один человек выступает в роли психолога, второй — в роли клиента, то есть присутствует и элемент личной терапии, и отработка навыков психолога, а третий человек становится супервизором, наблюдателем, оценивающим эту ситуацию, потому что важное качество психолога — это еще и уметь оценивать работу со стороны. Преподаватель в свою очередь наблюдает за студентами и дает обратную связь.
  • 2
    Еще один вариант практического занятия — формат так называемого «аквариума», когда преподаватель приглашает клиента-добровольца, с которым сам проводит несколько сессий, а группа наблюдает за ними как за стеклом. Несколько сессий необходимо, чтобы была видна динамика работы. Такой формат, естественно, предполагает подписанное всеми участниками соглашение о неразглашении.
— Спасибо большое за развернутые ответы! Скажи, а как вы помогаете абитуриенту, когда ему очень сложно выбрать между разными программами обучения?
—В программах есть четкое деление на детскую и взрослую психологию, поэтому, если человек не определился с направлением, мы обязательно задаем вопрос, с кем он хочет работать: с детьми или со взрослыми. Если есть четкое понимание, то хорошо, если определиться не получается, то моя задача — обо всем рассказать, ответить на страхи и опасения, но ничего не навязывать. Главное, и это не мои слова, а слова наших замечательных кураторов, чтобы человеку откликнулось в душе то, чему он будет учиться.
Он сможет консультировать с любыми дипломами, но очень важно, чтобы был интересен сам процесс. Поэтому я всегда говорю — слушайте свое сердце, не думайте о том, что перспективно, а что нет, учиться вам, работать с этим тоже вам, важно, чтобы вам нравилось. Финальное решение должно быть только ваше.
— Чувствовать человека и говорить слаженно, грамотно, чтобы тебя поняли — не так просто. Что тебе помогает?
— Мне кажется, врожденное чувство эмпатии (или вроде того) и логическая подстройка под человека. Я очень хорошо улавливаю настроение собеседника и его эмоции. Если чувствую, что человек говорит быстро, то сама не буду растягивать речь, так как никому не будет комфортно обратное. А иногда нужно остановить говорящего и сказать: «Подождите, давайте по порядку». Тогда и у человека этот порядок сложится.

Но без врожденной эмпатии точно было бы сложно, потому что, если тебе неинтересно с человеком, то ты будешь говорить однобоко или так, как тебя научили, и это будет неискренне.
— В твоей жизни был пример эмпатии, чуткого отношения к тебе?

— Я собачница всю жизнь, вот что, наверное, важно. Собаки научили меня любви и очень большой сострадательности. Говорю это — и даже от слов у меня слезы наворачиваются. Ты видишь, сколько доброты дают тебе животные, и потом видишь, сколько добра дают тебе люди... А сколько всего несправедливого происходит! Понимаешь это и учишься сострадать любой ситуации в жизни.

— Как хорошо, что ты это рассказала. А как ты стала именно собачницей?
— Неужели пришла пора рассказать мою любимую историю?

Вообще, я родилась, и у меня уже была собака. И вот недавно я завела собаку. Все говорят «ребеночка пора», но никто не знает, что собаки со мной были всегда, и пока у меня несколько лет не было пса, мне было некомфортно. Это как часть меня, мне просто хорошо, когда дома есть какое-то животное.

А история была такая. В 2014 году в Челябинске, где я жила, упал метеорит. На меня, видимо, слишком эмоциональную и восприимчивую ко всему, это очень серьезно повлияло. Развилось посттравматическое расстройство, появился страх, я боялась спать… Пугал любой звук. Настолько, что когда ночью слышала, как закрывается дверь домофона, у меня было ощущение, что идет бомбежка с воздуха, и я пребывала в полной уверенности, что нас пришли убивать. Днем я была нормальным человеком, а вечером человеком, который считает, что началась война. В то время психологии в моей жизни не было совсем, непонятно было, куда идти со своей проблемой, а встреча с бесплатным специалистом состоялась некачественная.

Этот ужасный период длился больше месяца. Как я уже сказала, собаки были в моей жизни всегда, я регулярно ездила на ближайшее кладбище подкармливать бездомных псов, но из-за случившегося на какой-то период выпала. Приезжаю — а там девять только что родившихся щенков. Сначала я очень расстроилась, а потом собралась с силами, стала созваниваться с благотворительными организациями, решать, всех пристроила и в итоге несколько лет отдала помощи именно щенкам. Но самое интересное — в тот же день, а точнее в тот же миг, когда я увидела эти девять хвостиков, больше к проблеме с метеоритом я не возвращалась. Это они мне спасли жизнь, а не я им.

Позже из одной передачи я узнала, что есть специальная терапия, когда люди с посттравматическим синдромом ухаживают за собаками в питомниках. Это помогает им справляться со своими психологическими проблемами. В моем же случае такая терапия сработала моментально.

Я думаю, что любовь к животным и огромная благодарность им — одна из важных причин моей доброты к миру.
— Я не задену тебя, если спрошу о том самом моменте с метеоритом?
— Нет, все в порядке. Когда это произошло, мне было 19-20 лет, я была студенткой и жила с молодым человеком. Утром сквозь сон мы услышали очень громкие, но глухие удаляющиеся звуки, подобные звукам взрыва. Мне тогда показалось, что по городу идет железный великан и направляется в дом к моей маме. Началась паника, мы проснулись, молодой человек сказал мне лечь на пол... Сначала думали, что у соседей взорвался газ, вышли на улицу, но теория не подтвердилась, а на небе мы увидели след, как от самолета, только настолько огромный, что было понятно, что это не самолет. Начали звонить близким, но связи не было. И в моей голове возникла мысль, что все это какая-то атака, нас начали бомбить, даже оборвали связь, чтобы мы не могли друг с другом связаться, и скоро будет следующий взрыв. Через какое-то время связь постепенно восстановилась, появились версии, что где-то неподалеку упал самолет, а потом, наконец, кто-то написал, что причина всему — метеорит.

По факту в течение получаса мы жили в незнании, что происходит, с мыслями о том, что, возможно, скоро умрем. И именно испуг, который я все это время испытывала, так повлиял на меня. Из всех моих знакомых только на мне случившееся отразилось так сильно.
— Я правильно понимаю, что благодаря тому, что произошло с собаками, тебе ни разу не пришлось прорабатывать эту тему с психологом?
—Ни разу.
— Удивительно! И еще один вопрос про то, что наверняка дает тебе силы. В одном из ответов ты упомянула баскетбол. Расскажи про спорт в твоей жизни?
—Да, баскетболом я занималась на протяжении десяти лет. Меня брали за счет роста, но при этом, признаюсь, я была очень плохим игроком (смеется — прим. автора). Мы с командой проехали всю Россию, но я никогда не умела играть, у меня не было азарта, борьба за мяч отсутствовала напрочь, мне просто нравилась сама движуха, тренировки два раза в день, форма, кроссовки, спортивный класс, мальчишки на соревнованиях. Когда начала тренироваться, меня быстро перевели в хорошую спортивную школу. И было так: не тренируешься — не учишься там. Баскетбол стал образом жизни. А подруги из команды — это основной костяк моих подруг до сих пор.

Сейчас я увлекаюсь экстремальными видами спорта, например, сноубордом. Пару лет назад освоила кайтбординг или, как его еще называют, кайтсерфинг. Но это все заряжает редко, только в отпуске. В Москве же я регулярно хожу в качалку, что дает мне большой заряд энергии. В общем, без спорта никуда, баскетбол свое дело сделал.
— Завершая наше интервью, я попрошу тебя в это предосеннее время, когда так и хочется открыть новую главу в жизни, что-нибудь сказать нашим абитуриентам?
—Мне очень хочется сказать всем, кто выбирает для себя первое образование — пожалуйста, смело идите к нам, оставляйте заявки на сайте Факультета психологии Среды обучения, и мы с радостью поможем вам и все расскажем.

Но чуть длиннее будет мое обращение к тем, кто выбирает для себя второе образование и собирается полностью сменить сферу деятельности.

Прежде всего хочу сказать, что благодаря нашим абитуриентам я сама начала заниматься поиском дополнительного образования, не потому что не люблю свою работу, а потому что хочу научиться чему-то еще.
Люди, у которых уже есть образование, работа, семья и которые приходят к нам с целью попробовать что-то совершенно новое, безумно воодушевляют меня.

Если вы когда-то хоть чуть-чуть думали про психологию, то знайте —в наших мыслях никогда ничего не происходит просто так. Даже если это было навеяно инстаграмом, кто знает, может это именно ваше. Ведь у всех есть инстаграм, но не все реагируют на посты на тему психологии.
Чтобы внутри не было кладбища желаний, я бы хотела пожелать вам услышать эту тоненькую мысль внутри, оставить заявку и поговорить с любым специалистом Приемной комиссии. Как бы это высокопарно ни звучало, мы действительно со всей душой относимся к абитуриентам. После разговора с нами у вас будет больше понимания о возможностях, и образовательных, и карьерных.

И еще мне очень хочется, чтобы вы знали, что вы не одни. Мне повезло, что у меня есть так много абитуриентов, которые делятся тем, как и к чему они пришли. И зная их истории, я понимаю, что все реально. Страхи и опасения у всех схожи, и так здорово, что у многих получается воплотить свои мечты.
Это очень круто услышать себя и пойти туда, куда тебе хочется. Такие решения делают нас счастливее и увереннее в себе.
Материал подготовила Марина Буткевич
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ