Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 12 декабря

Как клиенты выбирают психолога

Если психолог профессионален, то все остальные критерии не так уж важны. Однако у человека, который ищет себе психолога, всегда есть подсознательные ожидания. Обратите внимание на несколько важных моментов, которые выделила практикующий психотерапевт Динара Гильфантинова.
Пол. Первый критерий, по которому клиент выбирает психолога, — это пол. Не всегда клиент может четко сформулировать, но «почему-то» обращается именно к женщине или именно к мужчине.

По исследованиям, к женщине-психологу идут чаще, поскольку убеждены: она поймет эмоционально, не осудит, поддержит. Кто знаком с архетипами Карла Густава Юнга, может разглядеть в этом ожидании архетип матери. Такого отношения многие клиенты подсознательно ждут от психолога. Впрочем, кто-то ждет этого и от мужчины, а для кого-то пол вообще не является решающим фактором.
На заметку клиенту: пол ничего не говорит о профессионализме, однако для решения некоторых вопросов вам может быть комфортнее обращаться именно к мужчине или именно к женщине. Слушайте себя.
Возраст. Подавляющее большинство людей ждет, что их психологу будет 30−40 лет: не из советского периода, но и не очень юный. Все дело в социальных нормах: считается, что к этому возрасту человек заводит семью, заканчивает основное обучение, реализуется в профессии.

Есть люди, которые пойдут к молодому специалисту, потому что с ним будет не страшно или он сможет посмотреть на ситуацию свежим взглядом. А еще молодые специалисты, которые только пробуют свои силы, как правило, ведут прием дешевле. Правда, однозначной зависимости здесь нет. Человек в довольно молодом возрасте может быть хорошим профессионалом и устанавливать соответствующую цену на свои услуги.

Есть и такие клиенты, которые делают ставку на специалиста старше 50 лет, потому что он точно подскажет, «как жить». Это ожидание, которое может трансформироваться в процессе работы с психологом, ведь хороший специалист не дает советов, а помогает найти свое решение.
На заметку клиенту: профессионализм связан с психологическим возрастом и количеством практики, а не с цифрами в паспорте. Выбирать психолога по возрасту имеет смысл только в том случае, если вам действительно комфортно общаться с ровесником / более младшим / более старшим специалистом.
Самопрезентация: внешний вид и социальный статус. Сейчас многие психологи ведут странички в социальных сетях или делают индивидуальные сайты. Клиенты ожидают увидеть там фотографию, желательно профессиональную — с хорошим фоном, светом, где видно лицо. Вообще прекрасно, если там же будет и видеопрезентация — небольшой ролик об этом психологе. Клиенту важно видеть человека, к которому он пойдет решать свои проблемы.

Психолог должен хорошо выглядеть и в живом общении. Общая ухоженность, стиль одежды, поведение — у всех они разные, но должны производить приятное впечатление.

Чем успешнее клиент, тем более успешного (по своим внутренним критериям) психолога он будет выбирать. Если у клиента не очень высокий уровень притязаний, он выберет более «простого» психолога, который, как кажется, лучше его поймет. Все это клиент «считывает» со странички психолога или в личном общении с ним.

В целом психолог любого статуса должен выглядеть уверенно и спокойно — это внушает доверие. Такого психолога ищут все клиенты.
На заметку клиенту: для разных клиентов важно разное, в том числе и во внешности. Но ни в коем случае психолог не должен сам вызывать желания ему помочь! Если вы почувствовали такое — не стоит обращаться к этому специалисту. Возможно, ему самому нужна сейчас помощь психолога.
Образование. Для многих в нашей культуре важно, чтобы психолог был кандидатом наук, имел много разных сертификатов, был автором публикаций, состоял в какой-либо профессиональной лиге или ассоциации, а лучше в нескольких. Особо продвинутые клиенты могут спросить, у кого конкретно психолог проводил повышение квалификации. Чем больше регалий, тем больше кредит доверия специалисту.
На заметку клиенту: образование и подготовка психолога говорят о многом, но не обо всем. Хороший теоретик не всегда равен хорошему практику, а сертификаты дают только общее представление о том, что специалист может знать. И даже самый классный специалист может подойти или не подойти чисто по-человечески. Так что спрашивайте об образовании и бэкграунде, но оценивайте свои ощущения от общения: может ли этот человек вам помочь?
Профессиональная ориентация. Часто психологи с порога говорят сложно, используют профессиональные термины. В их визитках написаны «умные слова» про психоанализ / гештальт-терапию / когнитивно-поведенческую терапию и т.д. Это важно понимать клиентам, которые сами по образованию психологи, но остальных скорее путает.

Здесь как никогда работает правило социальной психологии: нам нравится то, что уже знакомо. Если клиент слышал слово «гештальт», он будет подсознательно ждать от метода чего-то хорошего. Если клиент никогда не слышал слов «нарративные практики», например, ожиданий у него не будет. Ну, а если клиент уже столкнулся с каким-либо методом и тот не подошел (или психолог оказался непрофессиональным), то ожидания будут негативные.

Когда клиент не разбирается в подходах психологии, но все равно спрашивает, к какому направлению принадлежит специалист, это делается для снижения тревожности и иногда для проверки научности подхода.
На заметку клиенту: чтобы психолог помог, надо, чтобы не только он вас понимал, но и вы его. Так что обращайте внимание на то, как специалист «переводит» с профессионального на человеческий. И, конечно, он должен уметь объяснить, что делает, — так, чтобы вы его поняли. Что касается профессиональной ориентации, то более эффективен тот психолог, который может работать в нескольких модальностях. Если вам не подойдет техника, он попробует что-нибудь еще.
Отзывы и рекомендации. «Если другу помогло, то и мне поможет», — этой логике доверяет большинство клиентов. Личная рекомендация в нашей культуре до сих пор значит больше, чем профиль на сайте. Правда, если человек пришел по рекомендации другого клиента, то у него уже сформировались определенные ожидания от работы с психологом.
На заметку клиенту: по рекомендации вы можете узнать, что психолог «хороший» с точки зрения того, кто вам его порекомендовал, так что спрашивайте у тех, кому вы в принципе доверяете. Но имейте в виду: работа с каждым клиентом индивидуальна и не похожа на другую, так что у вас с психологом сложится своя уникальная история.
Задачи, которые клиент приходит решать. Есть несколько закономерностей в выборе психолога, которые работают, даже когда клиенты их не осознают. Например:
Если к психологу приходит клиент-ровесник (плюс-минус 5−7 лет), то он будет решать проблемы с самим собой.
Если к психологу-женщине приходит клиент-мужчина, то он будет решать проблемы с женщинами.
Клиент любого пола, которые идет на терапию к мужчине, как правило, будет решать проблемы с мужчинами: от отношений с отцом до межличностных отношений и даже деловых партнерств.
Если клиент намного старше психолога, то будут решаться проблемы детско-родительских отношений, и т.д.
На заметку клиенту: в какой-то момент психолог станет для вас «зеркалом». Он на самом деле с вами не спорит, не ссорится и не реагирует, как ваша мама, партнер или ребенок, но вам может казаться, что происходит именно так. Вы можете злиться, обижаться и испытывать другие эмоции по отношению к психологу. Пожалуйста, не забывайте ему об этом говорить! Хороший специалист умеет с этим работать. Он четко проведет границу между собой и тем, какой образ у вас на него наложился, и поможет вам его увидеть.
И, наконец, самое важное для клиентов и психологов. Вы должны подходить друг другу! Прислушайтесь к своим ощущениям: вы хотите работать с этим человеком? Хотите заниматься совместным исследованием, искать путь к решению проблемы? Если да, то у вас может что-то получиться.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт по материалам лекций практикующего психолога и преподавателя «Среды обучения» Динары Гильфантиновой
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ