► Последний этап сенсомоторного периода развития интеллекта — от 1,5 до 2 лет. В этот период возникает еще одно достижение: ребенок сам может придумать новое средство достижения цели. Оно возникает не из опыта, а именно придумывается. Например, ребенок, который до этого не взаимодействовал с длинными предметами, догадывается, как с помощью палки вытащить из-под шкафа закатившийся мяч. Интересно, что в экспериментах Пиаже дети не пробовали сначала достать мяч рукой. Они понимали сразу, как нужно использовать предмет.
Об интеллекте в этом возрасте говорят еще два фактора. Первый — отсроченное подражание. Ребенок чмокает губами, хотя бутылочки нет, или мяукает, хотя рядом не видно кошки. Мы понимаем, что ребенок помнит об этих элементах окружающего мира и связывает себя с ними. Второй фактор — появление первых элементов символической игры. Ребенок делает вид, что спит, потом заходит мама, и он вскакивает со смехом. Малыш притворился, что совершает некоторое действие — неправильное с точки зрения реальности (ведь он не хотел спать на самом деле), но развивающее его. Почему это говорит об интеллекте? Ребенок помнит, как и когда совершается действие, и в любой момент может повторить его, сыграть, «как будто бы».