ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 5 декабря
карьера психолога
Разбор: как устроен ваш интеллект
Что изучал великий швейцарский психолог Жан Пиаже и что нужно развивать, чтобы быть умным
Большинство психологов-классиков (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Эрик Берн и другие) смотрели на человека примерно с одного ракурса. Бессознательные процессы, сексуальность, сценарии и роли — что бы ни изучалось, в фокусе внимания была личность.

Жан Пиаже, великий швейцарский психолог, подходил к исследованию человека совсем с другой стороны. Для Пиаже самым интересным в человеке — тем, что определяет его устройство, развитие его психики — был интеллект.
Что умеет интеллектуальный человек
Пиаже понимал интеллект гораздо шире, чем обычно принято говорить. Интеллект — это не «размышления об умном», а способность, которая позволяет действовать наиболее эффективно в текущих условиях. Получается, интеллект всегда проверяется на практике.

Интеллект составляют два процесса. Если оба они развиты, то человек может действовать эффективно.
Во-первых, человек должен учитывать окружающие условия и использовать их. Это называется аккомодация — приспособление к среде.
Во-вторых, человек должен подстраивать окружающий мир под свои возможности и цели (в разном возрасте — разные). Это называется ассимиляция — приспособление среды к себе.
Нет ассимиляции — человек всегда будет подстраиваться под среду, принимать все ее условия. Он будет использовать только то, что предлагает мир, отказываясь от всего своего. Однако на самом деле отказаться от своих целей, ценностей и психологических особенностей нельзя, можно только сделать вид. Это спровоцирует внутренний конфликт.
Нет аккомодации — человек будет жить «в своем мире» и исходить только из себя, как будто окружающей реальности не существует. А она есть, поэтому такой вариант чреват вечной борьбой: человек против мира, который мешает ему быть счастливым.
Таким образом, человек с развитым интеллектом в любой области — на учебе, работе, в личной жизни и т.д. — делает три вещи:

учитывает свои особенности;
учитывает особенности внешнего мира;
соотносит их и действует исходя из этого соотношения.

Как развивается интеллект

В разном возрасте эффективность действий означает разное. Если для малыша достижение — найти спрятанную игрушку, то для взрослого интеллектуальным прорывом будут, например, успешные бизнес-переговоры.

На протяжении жизни интеллект человека меняется; развиваются и объединяются разные психические процессы. В каждом возрасте активен определенный тип интеллекта — способ, которым человек общается с окружающим миром и выполняет задачи.

Смотрите, как развивается интеллект согласно классификации Жана Пиаже.
1 стадия — от рождения до 2 лет
В этот период интеллект у ребенка сенсомоторный, то есть связанный с восприятием (сенсорикой) и движениями (моторикой).

На первый взгляд кажется, что эти процессы с интеллектом не связаны. Если я двигаюсь — например бегаю, — я умный человек? Если я хорошо вижу мир, говорит ли это о моей интеллектуальности? В 40 лет — вряд ли, а вот к двум годам — да! Пиаже объясняет, почему умение ребенка ощущать и двигаться свидетельствует об интеллекте.

Если я двигаюсь — например бегаю, — я умный человек? Если я хорошо вижу мир, говорит ли это о моей интеллектуальности? В 40 лет — вряд ли, а вот к двум годам — да!
В первый месяц жизни ребенок обладает только рефлексами. Приставьте к его губам любой предмет, и он будет делать сосательные движения. Рефлекс — это единственная форма психики, которая не развивается, а может только исчезнуть со временем.

Восприятие и движение у младенца до 1 месяца существуют отдельно: он двигает ногами, руками, головой, что-то слышит и видит, но это никак не связано с тем, что он делает. Ни о каком приспособлении себя к среде или среды к себе пока речь не идет.
От 1 до 4 месяцев в психике ребенка появляется нечто новое — исчезают рефлексы и связываются психические процессы. Восприятие начинает влиять на движение. Например, зажглась лампочка — ребенок повернул голову. Казалось бы, что тут такого? Пиаже говорит, что в этом действии видна первая интеллектуальная организация, потому что соединяется средство и цель. Ребенку интересно, что случилось, и он понимает, что нужно повернуть голову и посмотреть. Связка восприятия и движения порождает моторный навык. Это еще не интеллект, потому что навык не помогает приспособиться к меняющимся условиям, но точно первый шаг к нему.

В это же время у малыша появляется еще один интересный процесс — первичная циркулярная (или круговая) реакция. Это движение, которое ребенок повторяет своим телом: например, сжимает и разжимает ручку, дергает ногой. Можно ли считать это действие интеллектуальным? Пиаже говорит, да. С каждым разом ребенок совершает действие все лучше и четче, овладевая своим телом.
От 4 до 8 месяцев интеллект ребенка развивается дальше. Если раньше восприятие влияло на движение (увидел — повернулся), то теперь движение начинает влиять на восприятие. Ребенку приятны какие-то звуки, цвета, образы, и он начинает совершать действия, чтобы их вызвать. Малыш, который гремит погремушкой, понимает: он может сделать что-то во внешнем мире (изменить среду), чтобы внутри себя получить приятный зрительный или слуховой образ. Это еще не совсем интеллект, ведь ребенок не различает средство и цель — не понимает, что звук в погремушке, а не в веревочке, за которую он привык дергать. Но Пиаже отмечает, насколько важен этот шаг для развития интеллекта.

В том же возрасте у ребенка появляется вторичная круговая реакция: повторяющиеся действия, но уже с внешним объектом. Бабушка положила на стол игрушку — ребенок столкнул. Подняла, положила — опять столкнул. И снова, и снова… Малыш не издевается над бабушкой, а развивает свой интеллект: на практике узнает о том, как мир реагирует на его действия.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
От 8 до 12 месяцев у ребенка точно появляется интеллект. Дайте малышу в этом возрасте предмет, которого он раньше не видел, — и он начнет применять к нему все, что умеет: будет кусать, обсасывать, сжимать, пытаться извлечь звук и т. д. Разве умно кусать игрушку или стучать бутылочкой? Пиаже говорит, да. Ребенок изучает свойства предмета: «Можно с бутылкой сделать то же самое, что с резиновой лисичкой? Если укушу, будет пищать?» Для ребенка узнать объект — это понять, что с ним можно сделать.
Забавный факт: у взрослого интеллект часто проявляется так же. Мы говорим, что разбираемся в смартфонах, имея в виду знание, что с их помощью можно сделать: позвонить, написать, выйти в интернет, снять на камеру, нажать на кнопку, чтобы увеличить громкость звука… Значит ли это, что мы понимаем, как устроены микросхемы? Конечно нет! Но мы умеем пользоваться предметом, поэтому считаем, что понимаем его.
В 8−12 месяцев ребенок уже может совершать длительное действие для достижения цели, и это тоже говорит об интеллекте. Пиаже описывает такой пример: на расстоянии вытянутой руки от ребенка находится кукла. Если отгородить куклу занавеской, малыш не догадается протянуть руку, но обползет занавеску и возьмет куклу. Это не значит, что ребенок глупый. Наоборот: он запомнил, где нужный ему объект, двигался от него в противоположном направлении и достиг цели, хотя действие было длинным и сложным. Интеллектуально? Разумеется!
А все ли взрослые способны на такое? Многие ли из нас готовы потратить несколько лет своей жизни, чтобы к чему-то прийти, особенно если этого нет постоянно в поле восприятия? Или, например, многие ли родители понимают, что для того, чтобы «заставить» ребенка учиться, не нужно говорить ему об этом все время, а стоит иногда промолчать — то есть пойти в противоположном от цели направлении? Ребенок до года понимает, как это работает, на уровне важных для него задач. Взрослому есть чему здесь поучиться: не стоит забывать, что развивать интеллект — это не только читать умные книжки, но и выполнять эффективные действия.
И вот ребенку исполняется 1 год, и до 1,5 лет возникает новое достижение — третичная циркулярная реакция. Ребенок начинает экспериментировать с предметами, выполняя уже не одно и то же, а разные действия. Малыш исследует те возможности, о которых еще не знал.

Помните игрушку, которую на предыдущем этапе бабушка поднимала, а ребенок сталкивал опять? В год-полтора ребенок будет кидать ее с другой стороны кроватки, подбрасывать вверх и т. д. Совершая все это, малыш случайно открывает свойства предметов. Например, он ползет к игрушке, тянет покрывало, и игрушка подъезжает к нему. Ого! Такие «случайности» — следствие активных экспериментов.
Последний этап сенсомоторного периода развития интеллекта — от 1,5 до 2 лет. В этот период возникает еще одно достижение: ребенок сам может придумать новое средство достижения цели. Оно возникает не из опыта, а именно придумывается. Например, ребенок, который до этого не взаимодействовал с длинными предметами, догадывается, как с помощью палки вытащить из-под шкафа закатившийся мяч. Интересно, что в экспериментах Пиаже дети не пробовали сначала достать мяч рукой. Они понимали сразу, как нужно использовать предмет.

Об интеллекте в этом возрасте говорят еще два фактора. Первый — отсроченное подражание. Ребенок чмокает губами, хотя бутылочки нет, или мяукает, хотя рядом не видно кошки. Мы понимаем, что ребенок помнит об этих элементах окружающего мира и связывает себя с ними. Второй фактор — появление первых элементов символической игры. Ребенок делает вид, что спит, потом заходит мама, и он вскакивает со смехом. Малыш притворился, что совершает некоторое действие — неправильное с точки зрения реальности (ведь он не хотел спать на самом деле), но развивающее его. Почему это говорит об интеллекте? Ребенок помнит, как и когда совершается действие, и в любой момент может повторить его, сыграть, «как будто бы».
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
Итак, что дает ребенку сенсомоторный интеллект?

Восприятие и движение связываются друг с другом.
Ребенок становится быстрее и активнее взаимодействует с окружающим миром.
Малыш может помнить о том, что было давно, и представляет, что будет дальше. Так он расширяет свои границы, выходит за пределы реальности.
2 стадия — от 2 до 11–12 лет
На этой стадии сенсомоторика больше не влияет на развитие интеллекта: после двух лет нельзя стать умнее от того, что мы научимся есть палочками. Пиаже говорит, что в этом возрасте действует уже другой тип интеллекта: конкретные операции.
От 2 до 4 лет ребенок мыслит символически, то есть умеет замещать один объект другим. Он параллельно осваивает знаки и символы. В чем разница? Знак — это то, о чем люди договорились. «Давай кубик как будто машинка, мам?» Символ — это то, что ребенок придумал сам в своей голове. Вчера кубик был машинкой, а сегодня мама прошла, наступила — малыш плачет. Что случилось? Оказывается, мама раздавила рыцаря.

Первое достижение 2−4 лет — символическая игра. Один предмет становится другим, и ребенку не обязательно об этом со всеми договариваться: он может играть сам. Воображение как функция психики развивается здесь очень активно и расширяет границы ребенка, делая его по-настоящему свободным. Ведь теперь он не привязан к реальности: если всё может стать всем, то играть в пожарных и рыцарей, семью и войну можно с любым набором предметов, а не обязательно с пожарной машиной, замком, куклами и солдатиками. С точки зрения развития интеллекта гораздо более полезной оказывается простая палочка, меняющая свои функции, а не набор тематических игрушек на все случаи жизни. Назначая предмету разные функции, ребенок учится менять реальность, а это и есть интеллект.
Второе достижение возраста — речь. Это самая крупная знаковая система, которая только есть у людей, и ею ребенок активно овладевает. Главная ценность речи для развития интеллекта не в том, что теперь малыш может называть предметы, а в том, что нужные ему знаки оторваны от реальности. Теперь не обязательно видеть бутылочку, чтобы ее попросить. Конечно, в звуках «б-у-т-ы-л-о-ч-к-а» нет никаких ее реальных свойств, но ребенок понимает: этот звуковой ряд обозначает то, чего он хочет. Речь построена на том, что любой предмет можно назвать любым набором звуков, главное — договориться. Именно эту систему договоренностей и осваивает ребенок от 2 до 4 лет.

Правда, в этом возрасте ребенок еще не умеет правильно использовать понятия. В слове «бутылочка» для взрослых заключено обобщение — любая бутылочка в мире, а ребенок может иметь в виду вполне конкретную: со слониками и красной крышкой. Или если взрослый видит на небе луну, он знает, что она точно одна. Ребенок же, зайдя за угол дома, скажет: «Смотри, еще одна луна!» И доказать ему, что эта та же самая луна, а вот бутылочка может быть любая, невозможно.
От 4 до 7−8 лет мышление ребенка становится интуитивным, или наглядным.

Если взять два стаканчика (широкий и узкий) и пересыпать горошины из одного в другой, ребенок скажет, что горошин стало больше в узком стаканчике, ведь там их уровень выше. Если горошины пересыпать в пробирку, он скажет, что теперь горошин меньше, ведь пробирка такая тоненькая.

Ребенок рассуждает, исходя из свойства предмета, которое он видит. Принимая решения «интуитивно», ребенок отталкивается все от того же наглядного опыта, который был в прошлом. Такая зависимость от видимого мира делает его несвободным и говорит о том, что интеллект еще развит не до конца.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
В младшем школьном возрасте — от 7−8 до 11−12 лет — ребенок переходит на стадию конкретных операций. Пиаже говорит, что в этот момент всё встает на свои места. Те задачки на мышление, которые дети не могли решить на предыдущем этапе, становятся простыми, хотя знания остались те же. В предыдущем примере дети видели, что горошин не убавилось и не прибавилось, но все равно говорили, что их стало больше в узком стаканчике. На стадии конкретных операций знание становится аргументом в пользу того, что количество горошин не изменилось. Как же так? Пиаже говорит: ничего нового в интеллекте не появилось, просто ребенок теперь выполняет мыслительные действия одновременно. А это способствует тому, чтобы видеть разные свойства предметов и сочетать их между собой.
Итак, что дает ребенку интеллект на стадии конкретных операций?

Теперь ребенок умеет отталкиваться от реальности при принятии решений и аргументировать свое рассуждение, опираясь на опыт.
Развитие интеллекта происходит за счет объединения уже существующих функций психики.
Ребенок способен удерживать несколько свойств реального объекта одновременно и рассуждать исходя из них всех (правда, пока это применяется не ко всем объектам).
3 стадия — от 11–12 до 14 лет
Единственное, чего ребенок не умел на предыдущей стадии, — это рассуждать об абстрактных понятиях. Все было завязано на его опыте взаимодействия с миром, в основном материальным. На третьей стадии формируется мышление на уровне формальных операций.
Пиаже говорит, что интеллект четырнадцатилетнего подростка ничем не отличается от интеллекта взрослого. Если перед человеком в 14 лет и нами поставить задачу, в которой у нас одинаковое количество знаний, решать мы ее тоже будем одинаково. Например, выстраивать стратегию игры в керлинг, если никогда не играли до этого, мы будем похожим образом.

Суть развития интеллекта на этой стадии — размышление исходит из того, чего нет, то есть из предположений. Если формальные операции сформировались, человек может строить свою жизнь сейчас, исходя из будущего, которое он себе представляет.

К 14 годам физиология человека (центральная нервная система и т.д.) развивается настолько, что может обслуживать сформированный интеллект. Но всегда ли нам в этом возрасте и старше удается решать задачи максимально эффективно, подстраиваясь под реальность и одновременно меняя ее под свои цели? Если нет, развивать интеллект никогда не поздно, даже во взрослом возрасте.
БИЗНЕС-АНГЛИЙСКИЙ
Итак, что дает человеку интеллект на стадии формальных операций?

Способность рассуждать об абстрактных понятиях, целях и ценностях.
Умение анализировать собственные размышления, рефлексировать и применять их в аналогичных ситуациях.
Возможность представлять свое будущее, планировать и подстраивать деятельность сейчас под то, чего хочется достичь потом.
Подведем итог:
Интеллект — это не «размышления об умном». Он всегда проявляется в действии!
Типы интеллекта — это разные способы взаимодействия с миром. Благодаря им человек может сам подстраиваться под реальность и подстраивать ее под себя, чтобы совершать эффективные действия.
Человек проходит три стадии развития интеллекта: сенсомоторную, конкретных операций и формальных операций. На каждой стадии формируются новые навыки, которые продвигают человека вперед.
Развивать интеллект никогда не поздно.

Подготовила Мария Хайт по материалам лекций Е. Крашенинникова специально для «Среды обучения»
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности