Вариант 1: хвалить?
В книге По Бронсона и Эшли Мерримен «Мифы воспитания» подробно описываются исследования, которые показали, что похвала работает не так, как мы привыкли думать: на короткой дистанции она дает видимый эффект, но вдолгую, к сожалению, не помогает ребенку научиться ценить свои успехи самостоятельно, недостаточно развивает его самоуважение. Вот с какими рисками похвалы можно столкнуться.
Во-первых, ребенок, которого регулярно хвалят, теряет самостоятельность и перестает идти на риск. «Ты все равно молодец», — говорят взрослые, и ребенок расслабляется, привыкая к высокой оценке. Тем страшнее рискнуть и проиграть: а вдруг все-таки окажешься «не молодцом»?
Во-вторых, похвала вызывает привыкание. Ребенок, которого много хвалят, становится зависим от одобрения окружающих, постоянно ищет его и подстраивается под чужие ожидания.
В-третьих, похвала не учит ребенка видеть и ценить мелкие достижения. Взрослые обычно ругают за конкретную неудачу: тут криво, здесь забыл, там не так. А хвалим мы все очень похоже: «Молодец, красиво, умничка». Как ребенку понять, почему он все-таки молодец? Ответ предложила мама и блогер Татьяна Иванко. Когда она готовила дочку к школе, вместо того чтобы красным подчеркивать ошибки в прописях, она выделяла зеленой ручкой те палочки и крючки, которые получились у ребенка лучше всего. Так, вместо привычной фиксации на ошибках делался акцент на достижения. Кстати, «метод зеленой ручки» можно использовать не только для оценки академических успехов (и, скажем по секрету, он подходит для взрослых настолько же, насколько для детей).