Top.Mail.Ru
Дистанционное обучение психологии
ПСИХОЛОГИЯ / 17 апреля

Как стать лидером сегодня?

«Индивидуальное лидерство в первую очередь строится на доверии к себе», — уверен Леонид Кроль, коуч, тренер, бизнес-консультант, профессор и директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. В этой статье — главные тезисы его мастер-класса на конференции «Психология: вызовы современности».
Лидер — понятие многозначное. Каждый может оказаться лидером в определенной ситуации. Насколько именно вы способны стать лидером и что это будет значить? Давайте выясним.

Лидер и группа

Для начала важный факт: лидер невозможен в вакууме, то есть без группы. Есть три вида отношений лидера с группами, в которых он функционирует.
Группа первого типа

Группа первого типа — традиционная. Она, как правило, монологична и построена по понятным рациональным правилам. В зависимости от власти, которую имеет тот или иной участник, у него есть описанная норма, как и сколько он может говорить. Диалог в группе присутствует, но он второстепенен по отношению к определению, кто здесь главный. Для членов группы эмоции находятся на втором, третьем или четвертом плане, они не приветствуются.

Лидерство довольно четко определяется ролью в подобной группе. Более того, в зависимости от лидера обычно распределяются и другие роли: следующий за лидером, ведомый, диссидент, помощник лидера, побочный авторитет и прочие.

Лидер в группе первого типа — это, как правило, человек, который не просто является первым, но и обладает властью. Он стремится ее правильно распределить и приумножить, манипулирует во благо отдельных людей или всей группы. Обычно он оказывается лидером во всем: главный велосипедист, главный семьянин, главный любовник, главный коллекционер и вообще авторитет в целом ряде параметров.
В группе первого типа лидер — это обычно непререкаемый, во всяком случае внешне, авторитет. Если группа начинает разбалтываться и «Акела промахнулся», он чаще всего перестает быть лидером.
Группа второго типа

В группе второго типа люди больше внимания уделяют тому, что им нравится. Здесь ярко видно деление на подгруппы: одни «старенькие», другие «новенькие»; одни «по блату», другие специалисты; одни консерваторы, другие за все новое. Люди эмоционально начинают приписывать членам группы какие-то свойства и делить их на своих и чужих.

В такой группе способность вести за собой уже не перекрывается главным лидером. Группа стремится к тому, чтобы распасться на две подгруппы, потом на четыре, и так далее. Мнений всегда больше одного, и лидеру приходится договариваться с разными частями группы. Тот, кто хочет быть авторитетом, вынужден опираться на сдержки и противовесы. Чаще всего у него нет абсолютной власти, как у лидера первого типа.

В группе второго типа вместо монолога возникает диалог. Люди учатся говорить короче, могут позволить себе выражать больше чувства. Поэтому лидером здесь скорее станет не тот, кто опирается на волю и разумные правила, а тот, кто умеет понимать и выражать чувства сам и заряжать ими других. При этом правила остаются прописанными, просто они не подкрепляются жесткостью авторитета. Основное свойство лидера второго типа — умение мотивировать. Он вызывает желание что-то выполнять, приглашает на свою сторону и хочет, чтобы люди за него фактически или формально/неформально голосовали.
Чтобы быть лидером в группе второго типа, нужно ехать не на танке, а на велосипеде: держать равновесие, быть более незащищенным, более уязвимым и более ситуативным.
Группа третьего типа

Третий тип группы возникает нечасто. Его можно условно назвать «мозговым штурмом». В такой группе люди говорят очень коротко, много шутят, придерживаются свободных правил поведения (кто-то лежит, кто-то сидит, кто-то перемещается с места на место). В их общении большое количество метафор, язык может быть сколь угодно неформален.

Члены группы третьего типа мотивируют друг друга двигаться к цели, не закрепляя этапы продвижения жестко. Они готовы находиться в ситуации принципиально большей неопределенности.

В группе третьего типа лидера в привычном нам понимании вообще нет. Каждый бывает лидером ненадолго. Если ему есть что сказать, он привлекает к себе внимание. Это называется пульсирующим лидерством.

Внимание группы — не назначенное свойство лидера, как в первой группе, и не возможность апеллировать одновременно и к разуму, и к чувству, как в группе второго типа. Это гибкость, возведенная в степень. Любой человек в группе третьего типа умеет управлять вниманием, легко берет на себя роль лидера и так же легко ее отдает. Когда в группе возникают легкие паузы, никто не стремится их занять, ведь в этот момент происходит размышление и принятие решений.

Третий тип лидерства часто используется в современных организациях, которые оперируют такими понятиями, как эджайл, горизонтальные отношения, мозговой штурм. Лидер в них — это в первую очередь модератор. Он старается лишь направить происходящее и умеет вовремя задавать вопросы.
Лидер рассматриваемого третьего типа — это человек, который принципиально в большей степени находится в условиях неопределенности. Он может отойти в сторону, слушать, шутить, модерировать происходящее и не стремится быть жестким ведущим в том, что происходит.

Свойства лидера

В каждом из типов лидерства может быть своя отчетливо закрепленная тенденция, умение или навык. Один человек лучше манипулирует и на этом строит свои понятия лидерства и силы, другой хорошо мотивирует и тем самым продвигает группу вперед, ну, а третий лучше всего модерирует и использует этот навык для себя и группы.

Свойства вашего лидерства проявляются в обычной жизни каждую минуту. Например, у вас дома есть кошка — вы для нее явный лидер. Когда муж/жена или дети слушают вас, вы становитесь лидером. Утром вы надеваете ботинки: правый — на правую ногу, левый — на левую, и выходите из дома. В этот момент вы хозяин своего времени, лидер для самого себя.

Как вы уже понимаете, быть лидером не всегда значит оказываться в положении, когда все вас беспрекословно слушаются. Все зависит от личных склонностей: может быть, мотивация или модерация других вам гораздо ближе. Однако лидерство любого типа, как правило, сопровождается ощущением позитива. Вы чувствуете себя уместным, главным, желанным, четким, управляющим тем или иным процессом: как специалист на работе, как человек в семье, как родитель и так далее. Вспомните несколько бытовых ситуаций и прислушайтесь к своим ощущениям. Где проявляется ваше лидерство и какое оно?

Ниже мы рассмотрим несколько умений лидера, которые вы можете заметить в общении (у себя или у других).
Проводимость. Что нужно делать, чтобы вам охотнее отвечали и чтобы вы точнее спрашивали? В первую очередь установить контакт. Если вы смотрите на человека, улыбаетесь ему, знаете (или спрашиваете), как его зовут, задаете вопрос, на который ему просто и приятно ответить, этот человек уже будет к вам расположен. Вы, ничуть не с позиции превосходства, создаете некую проводимость для того, чтобы с вами хотели разговаривать. Так поступает лидер (особенно второго и третьего типов). Он дает другому сигнал: «Я тебя вижу, ты мне интересен».
Конкретность. Когда вы задаете другим людям конкретные вопросы о ситуации, вы настраиваете значимый контакт. Говорить о ситуациях, которые на каждого из нас наложили отпечаток, не всегда просто, но это гораздо эффективнее, потому что тем самым вы делитесь чувствами, и это вызывает в других людях желание поделиться с вами. В некомфортной ситуации лидер не защищается абстракцией и уточнением четкого задания, а использует повод уточнить (в том числе для себя самого), что он думает о происходящем.
Новые образы. Во время взаимодействия членов группы происходит выбор стратегии общения: будет ли это обмен длинными монологами или короткими репликами, в которых есть смысл. Часто качество вашего лидерства определяется тем, вводите ли вы новые образы, предлагаете ли другим новые метафоры для обсуждения. Этим приемом пользуются лидеры третьего типа: так они создают благоприятную коммуникацию.
«Да»-вопросы. Часто лидеру, вопреки мифам, стоит задать несколько вопросов или сделать несколько шагов, которые вызывают заведомые «да»-реакции.

 — Вы сюда приехали на машине?
 — Да.
 — Вчера, кажется, был снег?
 — Да.

Когда вы в качестве человека, который хочет хорошего контакта, задаете несколько вопросов, а люди отвечают «да», вы создаете пространство взаимного сообщения и резонанса.
Как видите, все эти свойства относятся к включению в коммуникацию. Позже лидер может выбрать любую стратегию, быть сколь угодно жестким, авторитарным и декларативным, но он в принципе не станет лидером, если с самого начала так или иначе, особенно на невербальном уровне, не включит другого в свою коммуникацию. Если смотреть куда-то вверх, искать абстрактные определения, обращаться к высшему знанию, к науке или правилам, лидером вы не станете, поскольку для вас не будут существовать люди.

Как быть лидером

  • клиническая психология
    Нас не всегда украшает внутреннее желание быть первыми. Оно часто нереалистично. Может быть, каждому из нас гораздо комфортнее быть, например, третьим, и мы не будем себя насиловать в допущении, что нужно быть первым. Свойство лидера заключается не в том, чтобы следовать декларациям, которые он сам себе навязывает, а в том, чтобы больше чувствовать себя. Мы вообще вступаем во время, когда гораздо большее значение имеет рефлексивность, чувственность. Это есть и в мужчинах, и в женщинах. Поэтому назначать себя обязательным лидером в гонке, в общем, не обязательно.
  • клиническая психология
    Мы все — дети травматичной культуры. Каждому из нас не мешает отрефлексировать, когда и кто нас «насиловал», навязывая нам нечто, чего мы не очень хотели, — например, обязательство быть старостой в школе или любым другим лидером. У Бисмарка есть известное высказывание, что ни у одного диктатора нет столько власти, как у учителя младших классов. Вы так или иначе сталкивались с навязанным лидерством, находились под влиянием чужих деклараций. Прежде чем ставить цель стать лидером, нужно отследить в себе эту невольную жертву — стать наблюдателем для самого себя, подключить рефлексию. Чужая майка лидера — это то, что нуждается в вашей проверке. Хорошо, когда у вас есть майка, но иногда вы имеете право ее снять — хотя бы для того, чтобы постирать.
  • клиническая психология
    Разные исследования про лидерство и успешных людей показывают, что лидер, как правило, не опасается, а, наоборот, сам выводит и культивирует в себе особенности, привычки и странности. Это дает вам внутренний сигнал. Чтобы быть лидером, нужно себе больше разрешать, больше себя поощрять и лучше следить за ограничениями к тому, чтобы быть свободными. Лидеры — это люди, которые обладают большей свободой, большей субъективностью и правом на свои поступки и решения. Они умеют доносить до окружающих свою субъективность.
  • клиническая психология
    Вопреки мифам, современный лидер — это не человек, который ставит себя выше, хмурится, оценивает, иногда унижает и обесценивает. С такими людьми никому, как правило, не уютно, поэтому нарциссическое лидерство выходит из моды.
  • клиническая психология
    Современный лидер — это человек, который может преодолеть тенденцию к главенствованию, выпустить из себя лишний воздух, убрать пафос и вступить в равновесное, равнодействующее, резонансное общение. Поэтому, как ни смешно это звучит, каждый из вас как человек, который в единицу времени осмысленно может больше раз улыбнуться, больше посмотреть на другого человека, попасть в такт его дыханию, двинуться навстречу и спросить то, что ему интересно, имеет в сегодняшнем мире гораздо больше оснований стать реальным лидером.
Каждый из вас как человек, который в единицу времени осмысленно может больше раз улыбнуться, больше посмотреть на другого человека, попасть в такт его дыханию, двинуться навстречу и спросить то, что ему интересно, имеет в сегодняшнем мире гораздо больше оснований стать реальным лидером.
  • клиническая психология
    Тот, кто много ведет переговоры, знает, что люди принимают решения в паузах. Неопытный, тревожный переговорщик заполняет все время какой-то речью и часто в коммуникации боится что-то упустить, не делает пауз. Если вы хотите стать лучшим лидером, делайте паузы и учитесь не проседать в состоянии молчания.
  • клиническая психология
    Когда вы общаетесь с типами групп, для которых все-таки актуален диалог или полилог и где у каждого есть место для высказывания, улыбайтесь, шутите, вводите метафоры, легко двигайтесь, не принимайте на свой счет чужих проекций, когда вас кто-то пытается в кого-то превратить. В этом состоит ваша свобода, и в этом состоит ваше движение к лидерству.
  • клиническая психология
    Есть ценность в том, чтобы давать презумпцию лидера наблюдателю в себе — человеку, который видит мелочи и которому они интересны. Допускайте в себе модератора, который, независимо от содержания, может создавать поле общения с другими людьми, настраивать проводимость и возможность слышимости.
  • клиническая психология
    Вы довольно много можете получить, наблюдая за собой. Все качества, необходимые для того, чтобы быть лидерами сегодня, у вас уже есть. Осталось только заметить их проявления в мелочах.
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ