ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 17 апреля
Как стать лидером сегодня?
«Индивидуальное лидерство в первую очередь строится на доверии к себе», — уверен Леонид Кроль, коуч, тренер, бизнес-консультант, профессор и директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. В этой статье — главные тезисы его мастер-класса на конференции «Психология: вызовы современности».
Лидер — понятие многозначное. Каждый может оказаться лидером в определенной ситуации. Насколько именно вы способны стать лидером и что это будет значить? Давайте выясним.
Лидер и группа
Для начала важный факт: лидер невозможен в вакууме, то есть без группы. Есть три вида отношений лидера с группами, в которых он функционирует.
Группа первого типа

Группа первого типа — традиционная. Она, как правило, монологична и построена по понятным рациональным правилам. В зависимости от власти, которую имеет тот или иной участник, у него есть описанная норма, как и сколько он может говорить. Диалог в группе присутствует, но он второстепенен по отношению к определению, кто здесь главный. Для членов группы эмоции находятся на втором, третьем или четвертом плане, они не приветствуются.

Лидерство довольно четко определяется ролью в подобной группе. Более того, в зависимости от лидера обычно распределяются и другие роли: следующий за лидером, ведомый, диссидент, помощник лидера, побочный авторитет и прочие.

Лидер в группе первого типа — это, как правило, человек, который не просто является первым, но и обладает властью. Он стремится ее правильно распределить и приумножить, манипулирует во благо отдельных людей или всей группы. Обычно он оказывается лидером во всем: главный велосипедист, главный семьянин, главный любовник, главный коллекционер и вообще авторитет в целом ряде параметров.
В группе первого типа лидер — это обычно непререкаемый, во всяком случае внешне, авторитет. Если группа начинает разбалтываться и «Акела промахнулся», он чаще всего перестает быть лидером.
Группа второго типа

В группе второго типа люди больше внимания уделяют тому, что им нравится. Здесь ярко видно деление на подгруппы: одни «старенькие», другие «новенькие»; одни «по блату», другие специалисты; одни консерваторы, другие за все новое. Люди эмоционально начинают приписывать членам группы какие-то свойства и делить их на своих и чужих.

В такой группе способность вести за собой уже не перекрывается главным лидером. Группа стремится к тому, чтобы распасться на две подгруппы, потом на четыре, и так далее. Мнений всегда больше одного, и лидеру приходится договариваться с разными частями группы. Тот, кто хочет быть авторитетом, вынужден опираться на сдержки и противовесы. Чаще всего у него нет абсолютной власти, как у лидера первого типа.

В группе второго типа вместо монолога возникает диалог. Люди учатся говорить короче, могут позволить себе выражать больше чувства. Поэтому лидером здесь скорее станет не тот, кто опирается на волю и разумные правила, а тот, кто умеет понимать и выражать чувства сам и заряжать ими других. При этом правила остаются прописанными, просто они не подкрепляются жесткостью авторитета. Основное свойство лидера второго типа — умение мотивировать. Он вызывает желание что-то выполнять, приглашает на свою сторону и хочет, чтобы люди за него фактически или формально/неформально голосовали.
Чтобы быть лидером в группе второго типа, нужно ехать не на танке, а на велосипеде: держать равновесие, быть более незащищенным, более уязвимым и более ситуативным.
Группа третьего типа

Третий тип группы возникает нечасто. Его можно условно назвать «мозговым штурмом». В такой группе люди говорят очень коротко, много шутят, придерживаются свободных правил поведения (кто-то лежит, кто-то сидит, кто-то перемещается с места на место). В их общении большое количество метафор, язык может быть сколь угодно неформален.

Члены группы третьего типа мотивируют друг друга двигаться к цели, не закрепляя этапы продвижения жестко. Они готовы находиться в ситуации принципиально большей неопределенности.

В группе третьего типа лидера в привычном нам понимании вообще нет. Каждый бывает лидером ненадолго. Если ему есть что сказать, он привлекает к себе внимание. Это называется пульсирующим лидерством.

Внимание группы — не назначенное свойство лидера, как в первой группе, и не возможность апеллировать одновременно и к разуму, и к чувству, как в группе второго типа. Это гибкость, возведенная в степень. Любой человек в группе третьего типа умеет управлять вниманием, легко берет на себя роль лидера и так же легко ее отдает. Когда в группе возникают легкие паузы, никто не стремится их занять, ведь в этот момент происходит размышление и принятие решений.

Третий тип лидерства часто используется в современных организациях, которые оперируют такими понятиями, как эджайл, горизонтальные отношения, мозговой штурм. Лидер в них — это в первую очередь модератор. Он старается лишь направить происходящее и умеет вовремя задавать вопросы.
Лидер рассматриваемого третьего типа — это человек, который принципиально в большей степени находится в условиях неопределенности. Он может отойти в сторону, слушать, шутить, модерировать происходящее и не стремится быть жестким ведущим в том, что происходит.
Свойства лидера
В каждом из типов лидерства может быть своя отчетливо закрепленная тенденция, умение или навык. Один человек лучше манипулирует и на этом строит свои понятия лидерства и силы, другой хорошо мотивирует и тем самым продвигает группу вперед, ну, а третий лучше всего модерирует и использует этот навык для себя и группы.

Свойства вашего лидерства проявляются в обычной жизни каждую минуту. Например, у вас дома есть кошка — вы для нее явный лидер. Когда муж/жена или дети слушают вас, вы становитесь лидером. Утром вы надеваете ботинки: правый — на правую ногу, левый — на левую, и выходите из дома. В этот момент вы хозяин своего времени, лидер для самого себя.

Как вы уже понимаете, быть лидером не всегда значит оказываться в положении, когда все вас беспрекословно слушаются. Все зависит от личных склонностей: может быть, мотивация или модерация других вам гораздо ближе. Однако лидерство любого типа, как правило, сопровождается ощущением позитива. Вы чувствуете себя уместным, главным, желанным, четким, управляющим тем или иным процессом: как специалист на работе, как человек в семье, как родитель и так далее. Вспомните несколько бытовых ситуаций и прислушайтесь к своим ощущениям. Где проявляется ваше лидерство и какое оно?

Ниже мы рассмотрим несколько умений лидера, которые вы можете заметить в общении (у себя или у других).
Проводимость. Что нужно делать, чтобы вам охотнее отвечали и чтобы вы точнее спрашивали? В первую очередь установить контакт. Если вы смотрите на человека, улыбаетесь ему, знаете (или спрашиваете), как его зовут, задаете вопрос, на который ему просто и приятно ответить, этот человек уже будет к вам расположен. Вы, ничуть не с позиции превосходства, создаете некую проводимость для того, чтобы с вами хотели разговаривать. Так поступает лидер (особенно второго и третьего типов). Он дает другому сигнал: «Я тебя вижу, ты мне интересен».
Конкретность. Когда вы задаете другим людям конкретные вопросы о ситуации, вы настраиваете значимый контакт. Говорить о ситуациях, которые на каждого из нас наложили отпечаток, не всегда просто, но это гораздо эффективнее, потому что тем самым вы делитесь чувствами, и это вызывает в других людях желание поделиться с вами. В некомфортной ситуации лидер не защищается абстракцией и уточнением четкого задания, а использует повод уточнить (в том числе для себя самого), что он думает о происходящем.
Новые образы. Во время взаимодействия членов группы происходит выбор стратегии общения: будет ли это обмен длинными монологами или короткими репликами, в которых есть смысл. Часто качество вашего лидерства определяется тем, вводите ли вы новые образы, предлагаете ли другим новые метафоры для обсуждения. Этим приемом пользуются лидеры третьего типа: так они создают благоприятную коммуникацию.
«Да»-вопросы. Часто лидеру, вопреки мифам, стоит задать несколько вопросов или сделать несколько шагов, которые вызывают заведомые «да»-реакции.

 — Вы сюда приехали на машине?
 — Да.
 — Вчера, кажется, был снег?
 — Да.

Когда вы в качестве человека, который хочет хорошего контакта, задаете несколько вопросов, а люди отвечают «да», вы создаете пространство взаимного сообщения и резонанса.
Как видите, все эти свойства относятся к включению в коммуникацию. Позже лидер может выбрать любую стратегию, быть сколь угодно жестким, авторитарным и декларативным, но он в принципе не станет лидером, если с самого начала так или иначе, особенно на невербальном уровне, не включит другого в свою коммуникацию. Если смотреть куда-то вверх, искать абстрактные определения, обращаться к высшему знанию, к науке или правилам, лидером вы не станете, поскольку для вас не будут существовать люди.
Как быть лидером
клиническая психология
Нас не всегда украшает внутреннее желание быть первыми. Оно часто нереалистично. Может быть, каждому из нас гораздо комфортнее быть, например, третьим, и мы не будем себя насиловать в допущении, что нужно быть первым. Свойство лидера заключается не в том, чтобы следовать декларациям, которые он сам себе навязывает, а в том, чтобы больше чувствовать себя. Мы вообще вступаем во время, когда гораздо большее значение имеет рефлексивность, чувственность. Это есть и в мужчинах, и в женщинах. Поэтому назначать себя обязательным лидером в гонке, в общем, не обязательно.
клиническая психология
Мы все — дети травматичной культуры. Каждому из нас не мешает отрефлексировать, когда и кто нас «насиловал», навязывая нам нечто, чего мы не очень хотели, — например, обязательство быть старостой в школе или любым другим лидером. У Бисмарка есть известное высказывание, что ни у одного диктатора нет столько власти, как у учителя младших классов. Вы так или иначе сталкивались с навязанным лидерством, находились под влиянием чужих деклараций. Прежде чем ставить цель стать лидером, нужно отследить в себе эту невольную жертву — стать наблюдателем для самого себя, подключить рефлексию. Чужая майка лидера — это то, что нуждается в вашей проверке. Хорошо, когда у вас есть майка, но иногда вы имеете право ее снять — хотя бы для того, чтобы постирать.
клиническая психология
Разные исследования про лидерство и успешных людей показывают, что лидер, как правило, не опасается, а, наоборот, сам выводит и культивирует в себе особенности, привычки и странности. Это дает вам внутренний сигнал. Чтобы быть лидером, нужно себе больше разрешать, больше себя поощрять и лучше следить за ограничениями к тому, чтобы быть свободными. Лидеры — это люди, которые обладают большей свободой, большей субъективностью и правом на свои поступки и решения. Они умеют доносить до окружающих свою субъективность.
клиническая психология
Вопреки мифам, современный лидер — это не человек, который ставит себя выше, хмурится, оценивает, иногда унижает и обесценивает. С такими людьми никому, как правило, не уютно, поэтому нарциссическое лидерство выходит из моды.
клиническая психология
Современный лидер — это человек, который может преодолеть тенденцию к главенствованию, выпустить из себя лишний воздух, убрать пафос и вступить в равновесное, равнодействующее, резонансное общение. Поэтому, как ни смешно это звучит, каждый из вас как человек, который в единицу времени осмысленно может больше раз улыбнуться, больше посмотреть на другого человека, попасть в такт его дыханию, двинуться навстречу и спросить то, что ему интересно, имеет в сегодняшнем мире гораздо больше оснований стать реальным лидером.
Каждый из вас как человек, который в единицу времени осмысленно может больше раз улыбнуться, больше посмотреть на другого человека, попасть в такт его дыханию, двинуться навстречу и спросить то, что ему интересно, имеет в сегодняшнем мире гораздо больше оснований стать реальным лидером.
клиническая психология
Тот, кто много ведет переговоры, знает, что люди принимают решения в паузах. Неопытный, тревожный переговорщик заполняет все время какой-то речью и часто в коммуникации боится что-то упустить, не делает пауз. Если вы хотите стать лучшим лидером, делайте паузы и учитесь не проседать в состоянии молчания.
клиническая психология
Когда вы общаетесь с типами групп, для которых все-таки актуален диалог или полилог и где у каждого есть место для высказывания, улыбайтесь, шутите, вводите метафоры, легко двигайтесь, не принимайте на свой счет чужих проекций, когда вас кто-то пытается в кого-то превратить. В этом состоит ваша свобода, и в этом состоит ваше движение к лидерству.
клиническая психология
Есть ценность в том, чтобы давать презумпцию лидера наблюдателю в себе — человеку, который видит мелочи и которому они интересны. Допускайте в себе модератора, который, независимо от содержания, может создавать поле общения с другими людьми, настраивать проводимость и возможность слышимости.
клиническая психология
Вы довольно много можете получить, наблюдая за собой. Все качества, необходимые для того, чтобы быть лидерами сегодня, у вас уже есть. Осталось только заметить их проявления в мелочах.
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности