ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
На ваш email накануне встречи придет ссылка на трансляцию и инструкция, как к ней подключиться

* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 3 апреля
Как люди адаптируются друг к другу
И психологу-консультанту, и любому специалисту, работающему с людьми, важно понимать личностные стили клиентов, коллег и руководителей, чтобы успешно строить контакт. Какие социальные адаптации влияют на наш способ общаться? Разбираемся вместе с транзактным аналитиком и преподавателем Среды обучения Людмилой Шёхолм.
Наша цель в общении — увидеть другого и построить контакт. Мы выбираем не только язык и тему, но и способ коммуникации: как подстроиться к собеседнику так, чтобы мы поняли друг друга? В большинстве случаев выбор происходит интуитивно — мы адаптируемся, как привыкли, наша личность взаимодействует с социальной средой по определенным правилам. По мнению современного транзактного аналитика Пола Вара, социальные адаптации формируются в детстве и преследуют две глобальные цели: выживание и одобрение. Адаптации универсальны, каждый владеет ими, но одна или две адаптации, как правило, свойственны нам в значительно большей мере, чем другие.

Еще один транзактный аналитик, Тайби Калер, говорит о том, что в адаптациях формируются драйверы энергии: как человек ведет себя в контакте с другими, какую цель начинает преследовать в любом общении. Давайте разберемся подробнее, как возникают адаптации, с какими драйверами они сопряжены, а также через какие «двери контакта» можно подходить к людям с определенным типом адаптации.
Для удобства мы собрали все типы в одной картинке, а ниже дали некоторые пояснения.
дизайн интерьера высшее образование
Вот так обозначены драйверы — основные посылы, которые заставляют человека действовать.
научиться дизайну интерьера
Первой идет всегда открытая дверь, через которую возможно установить контакт с человеком.
Второй идет дверь-цель — та, куда вам следует привести человека, чтобы построить более глубокую коммуникацию.
второе высшее образование
Третьей идет дверь-табу — она закрыта. Это еще и дверь-ловушка. Здесь у личности самая сильная защита, поэтому собеседник с наибольшей вероятностью «застрянет» на ней и потеряет контакт.
Дверей может быть всего три:
Ч
Чувства
М
Мышление
П
Поведение
Последовательность дверей в каждой адаптации очень важна.
Если вы психотерапевт или консультант, перед вами стоит сложная задача: наладить отношения через дверь контакта, привести человека к двери-цели и помочь ему самому заглянуть за дверь-табу. После того как устанавливается контакт через открытую дверь, личность готова продвигаться ко второй области контакта, двери-цели. Это область, которую надо интегрировать, чтобы произвести изменения. Однако самую существенную трансформацию вы заметите за последней дверью.

Имейте в виду: с точки зрения транзактного анализа, только открыв все двери, человек становится Интегрирующим Взрослым и может войти в реальность.
03 года: адаптации для выживания
1. Пассивно-отстраненные («фантазеры», «мечтатели»). У людей, которые «живут» в этом квадрате, все происходит в голове. Они довольно мало общаются, любят молчать и, как правило, пассивны в контакте — и с другими, и с собой. В детстве родители давали им понять, что потребности других людей важнее их собственных, и в итоге они перестали чувствовать, в чем нуждаются сами.

Пассивно-отстраненные склонны самостоятельно решать проблемы и отвечают на социальный контакт, если его инициируют другие. Они отвечают, только если вы их спрашиваете. Предпочитают взаимоотношения с одним надежным человеком. Уединение для них тождественно удовольствию. Им трудно просить о чем-либо. Они мечтают внутри, он никогда вам не расскажут.

Драйвер пассивно-отстраненных: БУДЬ СИЛЬНЫМ. «Мальчикам нельзя плакать, ты мужчина», «Еще раз придешь пожаловаться — сам побью. Сама виновата!» — примерно это они могли слышать от родителей в детстве. Чтобы выжить, им было необходимо стать «сильными».

Дверь контакта: поведение. Пассивно-отстраненные всегда начинают рассказывать о себе со слов «я делал (а)». Эта дверь коммуникаций открыта по умолчанию. Дверь-цель, к которой можно привести подобного человека, — это мышление. Спросите: «Когда ты так делаешь, что ты об этом думаешь?» — и, если у вас налаживается контакт, вы сможете построить более глубокую коммуникацию. Но есть еще одна дверь, которую человек с пассивно-отстраненным типом адаптации практически никому не открывает. Эта дверь — чувства. Спросите его с порога: «Что ты чувствуешь?» — и вы увидите его в последний раз. Чтобы понять пассивно-отстраненного человека, необходимо прислушаться, что он говорит.

Если вы работаете как психотерапевт, то привести «мечтателя» к контакту с чувствами — ваша большая задача. Делать это стоит не напрямую, а через дверь-цель: сделать так, чтобы человек начал думать, тогда он постепенно начнет и чувствовать.

2. Манипуляторы. Как видно по рисунку, они находятся на перекрестке и могут подключать любые адаптации для своих целей. Через манипуляцию они сами способны установить контакт с человеком любого типа и получить (или продать) то, что им нужно.

Их основной драйвер: СПЕШИ. В детстве им говорили, собираясь в садик: «Давай быстро, быстро, быстро, опоздаешь». Эту модель поведения они усвоили хорошо. Манипуляторы всегда спешат и постоянно опаздывают. Они столько запланируют за 24 часа, что мы не успеваем сделать и за год. Половина дел у них всегда остается, а потом они обвиняют в этом других. С детства манипуляторов научили не доверять.

Дверь контакта у манипуляторов — поведение, а дверь-цель — чувства. Как и вовлеченно-пассивных, манипуляторов нельзя приглашать к мышлению.

И просто в контакте, и в коучинге/консультировании/терапии таких людей нужно привести к чувствам, чтобы они начали думать, а затем делать.

3. Скептики.
Это еще один тип, который находится на границе. Скептики транслируют и словами, и поведением: никому не верь; доверяй, но проверяй. Им нужно, чтобы одновременно все было хорошо и никто ничего не чувствовал.

Этот тип относится к адаптации для выживания, но мы рекомендуем сначала познакомиться с активно-отстраненным типом (п. 6 в адаптациях для одобрения), а потом посмотреть на скептиков еще раз.

Драйверов у них сразу два: БУДЬ СИЛЬНЫМ (как у пассивно-отстраненных) и БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ (как у активно-отстраненных). В детстве их научили не доверять. Например, строго запретили засовывать пальцы в розетку, но не смогли убедительно объяснить почему, ведь палец в розетку и так не входит (в отличие от шпильки для волос).

Дверь контакта скептиков — мышление, а дверь-цель — чувства. Поведение — закрытая дверь, о нем говорить не стоит. Здесь скептики устроены точно так же, как активно-отстраненные личности.
36 лет: адаптации для одобрения
4. Пассивно-вовлеченные («бунтари»). Эти люди либо вовлечены в себя и пассивны для других, либо наоборот. Если в аудитории все молчат, и тут студент, А спросил что-то у преподавателя, пассивно-вовлеченный студент Б начнет либо отвечать на вопрос сам, либо станет пояснять преподавателю вопрос студента А. В противном случае он не начнет участвовать в беседе.

Эти люди ждут, чтобы другие решали проблемы, и инициируют контакт. Они любят быть в большой группе людей. Для них типично: если кто-либо из группы начинает открыто действовать, то они препятствуют этому, провокационно и неожиданно пресекают коммуникацию другого человека. Их цель — быть втянутыми или втянуться в группу, оставаясь пассивными. Активный будет высмеян, ошибка будет найдена. Они играют, могут брать других «на слабо». В любом случае они входят в группы на чужих ногах. Их личность борется со всеми вокруг и внутри себя, застревая во внутренней борьбе. Пассивно-вовлеченные могут преследовать, только когда кто-то активен. Они склонны отбирать чужие достижения, становиться неформальными лидерами, «нападать» на других, когда у них все становится хорошо. Часто «бунтари» саботируют командную работу.

У пассивно-вовлеченных в словах есть стиль «или — или»: или я хорошо учусь, или не учусь вообще; или я выхожу замуж раз и навсегда по большой любви, или не выйду никогда; или я рожаю трех, или ни одного; или я буду на двухдневной конференции от начала до конца, или вообще никуда не пойду. От других они ожидают того же, не дают им выбора: «Или делай, или не делай».

Их драйвер: СТАРАЙСЯ. Люди с этим драйвером всегда будут что-то делать, но редко доводить до конца. Они не доделают проект, но обязательно вам что-то пообещают. Даже, возможно, прямым текстом: «Я постараюсь».

Дверь контакта — поведение, дверь-цель — чувства, а закрытая дверь — мышление. Пассивно-вовлеченных людей можно привести к тому, чтобы они чувствовали, когда что-то делают. А вот добиться от них мышления и правильных действий будет довольно сложно.

Пассивно-вовлеченных людей стоит ориентировать на то, что вместо «или» может быть «и». Ваша задача — донести до них, что можно отыскать варианты: пойти только на ту часть конференции, на которую они хотят; выбрать партнеров по бизнесу; выйти замуж и развестись, если ничего не получится.

5. Активно-вовлеченные («эмотивные»). Эти люди — заводилы, они всегда все организуют, любят вовлекать и крутить все вокруг себя. Обычно они импозантны, красиво одеваются. Активно-вовлеченные хорошо ориентируются в больших группах людей и собирают их вокруг себя. Женщины — классические хозяйки вечеринок, мужчины — душа общества. Им неуютно наедине с собой. Они всегда с кем-то, одни никуда не пойдут. Если захотят на байдарках, они поднимут полгорода.

Их драйвер: РАДУЙ ДРУГИХ. Когда они были маленькими, они собирались на футбол, а мама говорила: «Так, делу время — потехе час. Сначала сходишь за хлебом, вынесешь мусор, а потом на футбол». Для того чтобы получить одобрение, они выполняли эту инструкцию в точности. Постепенно такие люди привыкли радовать других за счет себя. Работая на предприятии или в бизнесе, они становятся спасателями: стремятся помочь клиентам, провести их по всему пути, причем часто бесплатно. Главное для них — чтобы все было хорошо.

Дверь контакта активно-вовлеченных — чувства. Они эмоциональны и эмпатичны, часто ведут себя импульсивно. Дверь-цель для них — мышление, а закрытая дверь — поведение. Представим ситуацию: такой человек постоянно опаздывает. Если вы скажете ему, пусть даже очень мягко: «Ну почему ты все время опаздываешь?» — ваш контакт будет нарушен. Поэтому стоит заходить с другой стороны, через дверь контакта к двери-цели: «Я тебе сочувствую, ты тяжело добирался. У меня тоже долгая дорога, я обычно так расстраиваюсь, когда опаздываю! Давай вместе подумаем, что можно сделать, чтобы я не опаздывал?» Никаких разговоров о поведении, но в следующий раз с высокой вероятностью активно-вовлеченный сам его поменяет.

6. Активно-отстраненные («перфекционисты»).
Они решают проблемы, не инициируют социальные контакты. Они предпочитают делать это с одним человеком или несколькими, но один раз. Работают на малом поле, выбирают наиболее важных людей, уютно чувствуют себя на их месте. Людям с этой адаптацией кажется, что они недостаточно хороши. Даже заканчивая восьмой вуз, посетив все конференции и прочтя все книги по теме, они боятся начать свою практику.

Их драйвер: БУДЬ СОВЕРШЕНЕН. С детства их ориентировали на перфекционизм, и модель поведения прижилась: чтобы получить одобрение окружающих, нужно сделать все идеально.

Дверь контакта активно-отстраненных — мышление. Дверь-цель — чувства. С ними нужно говорить о том, что они чувствуют, когда идут совершенствовать себя и других. Закрытая дверь — поведение. Чем больше вы будете хвалить их за то, что они сделали, тем больше они будут пытаться соответствовать идеалу. В этих условиях контакт невозможен. А вот когда он уже состоялся, вы можете транслировать посыл: «Ты достаточно хорош».
Как определить свои ведущие драйверы?
Для этого Мэри Кокс (M.Ed., TSTA (Cambrai Services, Calderbridge, Cumbria, UK)) разработала специальный вопросник. Проходя его, стоит помнить, что каждый из нас может руководствоваться всеми драйверами, однако некоторые, тесно связанные с нашей ведущей адаптацией, будут активироваться чаще других. Приводим его целиком.
Цель данного опросника — помочь вам определить, в какой тип драйверного поведения вы часто вовлекаетесь, и, следовательно, какие драйверы наиболее сильны у вас. Вопросы сформулированы на основе повседневного опыта и предназначены, чтобы стимулировать самоосознавание. Они не представляют собой личностный тест.

Ответьте на вопросы «да», «нет» или «в некоторой степени».

1) Скрываете ли вы или контролируете свои чувства?
2) Неохотно ли вы просите о помощи?
3) Устанавливаете ли вы себе высокие стандарты, а потом критикуете себя, что не смогли им следовать?
4) Делаете ли вы что-нибудь для других, что на самом деле не хотели бы делать?
5) Есть ли у вас тенденция делать много дел одновременно?
6) Верно ли, что вы не любите сдаваться, всегда надеясь, что справитесь на этот раз?
7) Важно ли для вас, чтобы вы были правы?
8) Важно ли для вас, чтобы вы нравились другим?
9) Есть ли у вас тенденция начинать и не заканчивать дела?
10) Устанавливаете ли вы нереалистичные сроки (слишком короткие)?
11) Легко ли вас убедить?
12) Верно ли, что вы не любите отличаться от других?
13) Есть ли у вас тенденция занимать такое положение в обществе, когда от вас зависят другие?
14) Чувствуете ли вы дискомфорт, раздражение от мелких непорядков, таких как пятно на мебели или обоях, вещь не на месте, неаккуратная работа?
15) Можете ли вы назвать себя человеком неторопливым и нетерпеливым к другим?
16) Верно ли, что вы терпеть не можете, когда вас прерывают?
17) Есть ли у вас тенденция сравнивать себя или свою работу с другими и чувствовать по этому поводу свое превосходство или ущербность?
18) Бывает ли, что вы ходите по кругу не в состоянии ни решить проблему, ни бросить ее?
19) Есть ли у вас тенденция не чувствовать, насколько вы устали, голодны или больны, и продолжать что-либо делать?
20) Есть ли у вас тенденция говорить вместе с другими или заканчивать фразы за них?
21) Любите ли вы объяснять что-либо точно и в деталях?
22) Любите ли вы сразу ринуться в работу вместо того, чтобы говорить о ней?
23) Предпочитаете ли вы делать что-нибудь в одиночку?
24) Верно ли, что вы не любите конфликты?
25) Есть ли у вас тенденция бунтовать или чем-либо выделяться из группы?

ОЦЕНКА
Оцените свои ответы:
«Да» — 1 балл
«В некоторой степени» — 0,5 балла
«Нет» — 0 баллов

Затем подсчитайте суммы баллов по пяти шкалам по следующим вопросам:
1 шкала — БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ — вопросы 3, 7, 14, 16, 21
2 шкала — РАДУЙ ДРУГИХ — вопросы 4, 8, 11, 12, 24
3 шкала — СПЕШИ — вопросы 5, 10, 15, 20, 22
4 шкала — БУДЬ СИЛЬНЫМ — вопросы 1, 2, 13, 19, 23
5 шкала — СТАРАЙСЯ — вопросы 6, 9, 17, 18, 25

По каждой шкале может быть максимум пять баллов. Если у вас три балла и выше, это может быть сильной поведенческой тенденцией. Каждая шкала соответствует одному из пяти драйверов.

Теоретически и из наблюдений следует, что большинство людей время от времени ведет себя в соответствии со всеми пятью драйверами, но имеют «предпочитаемые». Обычно таких два или три, и они придают особенные черты личности человека. Важно помнить, что есть сотни способов «проигрывать» каждый драйвер, и эти вариации придают каждому из нас уникальность.


Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности