Известная истина: не бывает теории без практики и практики без теории. Об этом всегда стоит помнить. Но сегодня большая удача — встретить в институтах специалистов, которые действительно являются практиками. Обычно студенты априори предполагают, что, если этот человек преподает, у него есть часы личной терапии, супервизия, опыт реальной работы, но не всегда это так. Поэтому студенты часто оказываются перегружены теоретической информацией либо делают классные проекты, но добирают практическую часть на стороне, не соответствуя той специальности, с которой они выходят.
Если вы выбираете, у кого учиться, то, помимо регалий, образования, опыта и внешней картинки, эмпатии и всего остального, у вас не должно возникнуть желания этому человеку помочь. Шутка шуткой, но в жизни такое встречается довольно часто.
Также среди практиков встречается огромное количество специалистов, которые работают со всеми проблемами. В резюме психолог пишет, что он и транзактный аналитик, и экзистенциальный аналитик, и семейный терапевт; работает и с детьми, и со взрослыми, и с клиническими случаями; помогает при панических атаках, депрессии и всем на свете. Студенты на это клюют, думают, какой классный товарищ. На самом деле это показатель, что человек, как и все психологи, часто и много учится, получает три тысячи сертификатов, но не имеет своего ядра.
Хороший преподаватель:
—в деле достаточно долго;
— имеет свою организацию либо устойчивую частную практику;
— является членом профессионального сообщества, соблюдающего этику.
Такой специалист сможет стать для вас проводником в практическую психологию.