ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
Отправьте свой вопрос или укажите номер телефона и мы вам перезвоним:
Хочу получать полезные материалы от «Среды обучения»
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
ПСИХОЛОГИЯ / 20 февраля
«Ты ж психолог!» Как начинающему специалисту реагировать на запросы о психологической помощи
Как сохранить свои профессиональные и личные границы, куда направлять друзей и как не выгореть еще до начала работы консультантом или психотерапевтом — разбирается Факультет психологии.
Человек, начавший изучать психологию, сначала думает, что наконец нашел ответы на все вопросы о жизни и взаимоотношениях. Однако довольно быстро он начинает подозревать, что видит только вершину айсберга. А вот его друзья без психологического образования кажутся сплошными «Титаниками», которые обязательно разобьются о ту или иную угрозу. И, разумеется, они приходят с вопросами, ведь «ты же психолог»! Факультет психологии рассказывает, как действовать в начале профессионального пути, если количество дружеских запросов превышает вашу компетентность и силы.
«Вот скажи мне как психолог…»
Сейчас в интернете довольно много информации о психологии: проверенной и не очень, простой и сложной, настойчиво-рекомендательной и оставляющей в размышлениях. Статьи пишут все, кому есть чем поделиться, а психологи-консультанты еще и выстраивают личный бренд с помощью своих знаний.

Обилие информации приводит к тому, что неподготовленные люди начинают находить у себя признаки дисфункциональных отношений, симптомы неврозов, самостоятельно обнаруживают депрессию — в общем, ставят себе «диагноз по юзерпику». (Иногда умозаключение может подтвердиться, но во многих случаях получается как в повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Если не помните, перечитайте этот смешной и показательный эпизод из самого начала повести.)

Когда люди пытаются найти специалиста, который объяснит наверняка, что происходит в жизни и как это исправить, приходит мысль обратиться к психологу. Как правило, к незнакомому человеку идти тревожно, и начинается поиск по контактам: кажется, у меня кто-то был, кто разбирается в психологии.

Этим кем-то часто оказывается студент или начинающий специалист — ведь именно к нему проще всего подойти с вопросом, а не записываться на консультацию. Часто он сам еще не прошел период «поиска симптомов», не выбрал подход для работы или, наоборот, очарован одним направлением практической психологии настолько, что пытается ко всему его применить.

Если вы оказались тем самым человеком, к которому пришли с дружеским вопросом «как жить?», стоит помнить три главных правила.
1
В психологии, как и в медицине, действует принцип «не навреди». Первое, что нужно сделать, — это оценить свою компетентность и понять, есть ли возможность чем-то помочь. Начинающие психологи часто бросаются открывать другим глаза на жизнь, рекомендовать читать какие-то книги, прогонять по батарее тестов… Если вы поймали себя на желании «спасти» человека от его проблем, скажите стоп. Если вы возьмете на себя слишком много ответственности, с которой пока не готовы справиться, то проблему, скорее всего, не решите, а хуже сделать можете.
Буквально недавно у моего начинающего коллеги был случай, связанный с приступом панических атак, — рассказывает преподаватель и психолог Динара Гильфантинова. — Специалист только-только погружается в психологию, и вот с его знакомым происходит такая ситуация. Конечно, он включается, очень хочет помочь и под соусом «я очень за тебя переживаю, и сейчас мы тебя вылечим» не отслеживает, как много своей личной тревоги передает человеку, которому и так нехорошо.
Именно поэтому этика запрещает психологам терапевтировать родственников и друзей. Отношения между специалистом и клиентом не должны строиться на уже существующем контексте, наполненном эмоциональными переживаниями.
2
Не знаете, что делать, — сориентируйте. Иногда лучшая помощь — это не бросаться решать проблему, а подсказать, кто поможет решить ее лучше. Даже начинающий психолог знает конкретных специалистов (как минимум тех, с кем вместе учился, или практикующих преподавателей) или может понять, какое направление человеку нужно с его запросом: семейная психология, детская, клиническая и т.д.

Также можно рекомендовать сервисы по подбору психотерапевтов. На них человек вкратце описывает свою проблему и психолога, к которому хотел бы обратиться. Ему предлагается несколько специалистов на выбор, он связывается с тем, кто кажется ему подходящим, и начинает работать. Если вы дадите наводку на один из таких сервисов, вы уже окажете человеку большую помощь.
3
Объясните в меру своих знаний и опыта, что такое психологическая помощь, что психолог делает, а чего не делает, чтобы человек не надеялся на «волшебную таблетку» и мог оценить качество психологических услуг. Можете поделиться следующими пунктами:
Важно чувствовать, что вас понимают и слышат; вопросы, которые задает психолог, находятся в сфере той темы, которую вы обсуждаете. Профессиональный специалист не будет с порога рассказывать вам о себе или, игнорируя то, с чем вы пришли, интересоваться, как проходило ваше детство.
Первые встречи с психологом носят достаточно официальный характер и направлены на установление границ. Есть психолог, есть клиент, есть определенная область, которую они анализируют и исследуют, не более того. Очень важно, чтобы ваши границы были в порядке. Психолог не должен задерживаться с вами, звонить в неурочное время, брать за консультацию больше денег, чем вы договорились, и так далее.
В психотерапии работают оба: и психолог, и клиент. Однако профессиональный специалист не будет убеждать вас выдержать что-то, противоречащее вашим ценностям, и пройти путь до конца. Психолог не давит, не манипулирует, не заставляет. Он уважает ваше право помогать или не помогать себе.
Не стоит выбирать специалиста, к которому вы испытываете жалость и желание помочь.
«Я тебе сейчас все расскажу, а ты мне поставишь диагноз»
Часто люди приходят с высказыванием: «Мне, наверное, пора к психологу». Если пришли к вам, важно до того, как броситься помогать в рамках собственной компетентности, отличить запрос на дружескую поддержку или юмор от реальной просьбы о помощи.
Многие приходят с самодиагнозами: «Вы знаете, у меня панические атаки, депрессия, я третий день не хочу итальянские сапоги, все, жизнь закончена». Либо встречается более женский вариант: «Я столько плачу — наверное, я сошла с ума». Это классическая история для практикующих специалистов. Моя рекомендация — если пришли не к профессиональному психологу, а просто к человеку, который интересуется, можно сказать: «Если тебя правда озадачила эта ситуация, если ты хочешь ее улучшить, можно прийти к специалисту на краткосрочную консультацию, там несколько встреч. Ты можешь обсудить свои переживания, и это будет эффективно для тебя».
Вы, конечно, помните, что психолог отличается от психиатра и не ставит диагнозы. Клинический психолог может работать с отклонениями, но не пропишет медикаментозное лечение. А вот люди без психологического образования не всегда в курсе этих тонкостей, поэтому не стоит верить на слово и бросаться рекомендовать психиатра. Как правило, за формулировками вроде «ой, да я вообще схожу с ума» прячется неловкость или желание, чтобы посочувствовали. Если же человек действительно рассказывает что-то вроде: «Я перестала спать, у меня постоянно бессонница, не могу есть. Скажи мне, что делать, посоветуй», — это запрос о помощи. В этом случае уже можно рекомендовать обратиться к психологу, ведь нарушения сна, аппетита, повышенная утомляемость и раздражительность — явные признаки того, что с человеком что-то не так.

Совсем другая ситуация — это реакция окружающих. Если они наблюдают поведение человека со стороны и воспринимают его как странное или неадекватное, можно услышать: «С тобой что-то не так, не пора тебе к психологу / психиатру?» Если человек доверяет советчикам и при этом у него развито критическое мышление, он запишется к специалисту и вряд ли будет с кем-то это обсуждать. В противном случае — либо обидится, либо пропустит все мимо ушей и разве что в шутку будет говорить: «Меня считают сумасшедшим». Это вряд ли можно считать запросом о психологической помощи.

Бывает и третий случай: кто-то из близких уверен, что человеку нужно к психологу, а сам он убежден, что все хорошо. Даже если близкий — это вы, и вы немного разбираетесь в психологии, уговаривать бесполезно. Работа с психологом (и консультантом, и психотерапевтом) может быть только добровольной. Запрос должен исходить от того человека, который обращается за помощью.

Если вы наблюдаете подобную ситуацию со стороны, возможно, перед вами созависимые отношения: один человек не понимает и не ощущает, что ему нужна помощь, и ему она не нужна, а второй человек говорит: «Нет, она тебе нужна».
Классический пример алкоголиков: «Ты пьешь, я не могу с тобой больше жить, иди что-то делай, я понимаю, что жизнь катится куда-то». Это классика жанра. Он говорит: «А мне не надо, у меня все хорошо». Либо еще пример, часто встречается в практике. Жена приходит и говорит: «Мой муж лежит целый день на диване. Я — носки, трусы, борщи, работа, дети и все остальное, а он лежит на диване, и все. Что мне делать, что ему сказать, чтобы он поднялся?!»
Так часто выглядит запрос человека: как изменить другого. И здесь вступает в силу золотой принцип всей консультативной или психотерапевтической практики: мы можем работать только с тем, кто есть; если человека здесь нет, мы работать не можем. Поэтому, если к вам приходят с таким вопросом, а вы готовы уделить ресурс и подсказать, спрашивайте в первую очередь: «Почему тебя волнует эта история? Что такого для тебя в том, что он лежит на диване / не ищет новую работу / играет с детьми в стрелялки?»
«Запишись на консультацию»
У бытности психологом есть и обратная сторона. Часто окружающие думают: если вы занимаетесь психологией, значит, вы 24/7 готовы копаться в чужих проблемах и всегда точно знаете, что с ними делать. С тем же сталкиваются медики, когда знакомые или родственники говорят: «Ой, ты врач? У меня тут сердце что-то пошаливает, как думаешь, что это может быть?» Даже если вы психолог, вы имеете право чего-то не знать, не разбираться в предмете или не иметь сил и желания помогать.

В интернете встречается такой анекдот:

— Слушай, можешь мне подсказать…
— Подожди, тебе совет или консультацию?
— А в чем разница?
— Консультация платная, совет бесплатный.
— Тогда совет!
— Мой тебе совет: запишись на консультацию.

В каждой шутке есть доля правды. Помните: даже если вы начинающий специалист и еще не ведете свою практику, помощь другому человеку требует определенного ресурса. Обычно работа психолога стоит денег — так он компенсирует ресурс.

Одно из профессиональных свойств психолога-консультанта и психотерапевта — устойчивые границы, которые включают умение говорить «нет». Вы не должны помогать, если не можете и не хотите! Многие начинающие специалисты ощущают себя виноватыми из-за этого. Если тема для вас «больная» (вы не умеете отказывать, вкладываетесь в помощь больше, чем хотели бы, и вините себя за то, что кому-то не помогли улучшить жизнь) — это отличный запрос для работы со своим психологом.
Итак, когда к вам как к начинающему специалисту обращаются за психологической помощью, важно:
1
Оценивать свою компетентность, время, силы и возможности; не бросаться спасать.
2
Не навредить, проецируя на человека свою тревогу за его состояние.
3
Отличать запрос на психологическую помощь от желания дружеской поддержки или специфического проявления юмора.
4
Если вы сами не беретесь работать, подсказывать, к какому психологу обратиться или где его искать.
5
Рассказывать, что делает психолог и как убедиться в качестве психологической помощи.
6
Объяснять, что работать можно только с тем, кто обращается, а изменить другого человека нельзя.
7
Сохранять свои границы и браться за помощь (включая рекомендации и перенаправление), если вы действительно готовы это делать.

Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт, эксперт-консультант — Динара Гильфантинова
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
* Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение email-сообщений от Высшей школы «Среда обучения»
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Хотите регулярно получать образовательные материалы «Среды обучения»? Подпишитесь на нашу рассылку! Отправляя свои контактные данные, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности