Дистанционное обучение психологии

ПСИХОЛОГИЯ / 19 апреля

«Найдя метод, который помог мне, я понял, как будет здорово поделиться им с кем-то еще»

Выпускник нашего факультета Владимир Денисенко рассказывает, как поиск себя привел его в психологию, а выбранное направление психотерапии зарядило желанием помогать другим.
— Владимир, добрый день! Благодарю Вас за то, что согласились поговорить о роли обучения психологии в вашей жизни. Для начала расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом и чем занимаетесь?
— Добрый день! С радостью отвечу на ваши вопросы. Я родился за полярным кругом в городе Мурманск 150, но большую часть жизни провел в Обнинске, где отучился на факультете кибернетики Обнинского института атомной энергетики. Мне были очень интересны компьютеры, сети, программирование, и до того, как меня осенило пойти в психологию, я занимался всем этим на протяжении где-то восьми-девяти лет.
— Владимир, а Вы можете вспомнить и описать тот самый момент, когда Вас «осенило пойти в психологию»?
— Да, помню его как сейчас. Но сначала расскажу небольшую предысторию. Начался мой путь в психологию, думаю, во многом типично. В какой-то момент жизни я, осознавая наличие у себя некоторых психологических проблем и сложностей, решил обратиться к психологу и заняться личной терапией. Занимался не один год, работал с разными специалистами, но спустя время понял, что качественно в моей жизни ничего не меняется. И это не значит, что психологи были плохими… Нет. Просто то, что было предложено, мне не подошло.
— То есть подходы, в которых они работали, были, так скажем, не «Вашими» или не идеальными?
— Этично полагать, что идеального подхода нет, все они хороши и кому-то подходит одно, кому-то другое. Но я считаю, и тут моя точка зрения, наверное, не слишком этична, что рано или поздно найдется такой метод, который будет подходить всем. Как в науке — не может быть двух законов, описывающих падение яблока, один из которых удовлетворяет одну половину населения, а второй другую. Всегда есть один закон, который наиболее полно описывает реальность и человека. И тут точно так же. Ведь, условно, все подходы — они говорят про одно и то же, но чуть-чуть с разных сторон. Чуть разные взгляды на человека, на его судьбу, на его будущее, на техники самой терапии…

И, отвечая на ваш вопрос, да, можно сказать, методы, через которые я прошел, были для меня немного бесполезны. Я перепробовал много всего и каждый раз задавался вопросом: «Как же так? Я же читал миллиард отзывов о том, что человек сделал "а,б,в", и ему стало лучше. Почему же мне не помогает? Если мне не становится лучше, то значит, еще очень многим людям тоже не становится лучше, и они, наверняка, думают, что им нельзя помочь, и закрываются…»

В итоге я на какое-то время прекратил терапию, и мне стало интересно самому начать читать всякую психологическую литературу. Естественно, я начал со столпов: Фрейда, Адлера, Юнга... И вот как сейчас помню… Есть такая книга «Архетип счастья: всё, что вам нужно знать об архетипах и их влиянии на вашу жизнь» — это работа двух русских психологов Дениса Анурова и Юлии Масловой про Юнга и его учение, в которой они выжали самую суть его многотомных трудов и преподнесли в очень классном и понятном формате. И вот — зима, январь, я иду и слушаю (это была аудиокнига) концовку, где рассказывалось про архетип самости, про то, что Юнг считал, что самоопределение, самоактуализация — это когда человек полностью осознает все, что есть у него внутри, все свои теневые, бессознательные части, и может всецело использовать их с пользой для себя. То есть человек становится человеком, только когда он полностью узнает себя...

Иду, слушаю и понимаю — какой еще способ есть для того, чтобы работать над собой и узнавать себя? Обучение на психолога.
Нужно изучать разные подходы самому, смотреть, искать, пробовать одно, второе, третье, чтобы в итоге сказать: «Да, вот тут написаны правильные вещи, которым стоит следовать».
— То есть мысли о том, чтобы получить профессию психолога для помощи людям в дальнейшем, изначально совсем не было?
— Нет, для меня это было в первую очередь исследование и поиск себя. Мысли, что сейчас я выучусь и пойду работать, заниматься терапией, начну помогать людям, не было. Я целенаправленно шел учиться, чтобы что-то для себя открыть. Потому что понимал, что можно перечитать кучу литературы, но этого недостаточно. Во многом потому, что общение с живыми людьми всегда более благостно влияет на погружение в интересующую нас область.
Ведь когда ты читаешь книгу, изучаешь что-то самостоятельно, то ты видишь только свою точку зрения, а когда сто человек делится с тобой своим мнением, то в одних и тех же прочитанных словах ты находишь гораздо больше новых смыслов. И это очень круто.
— Очень точно сказано! Расскажите, пожалуйста, какую Вы выбрали для себя программу обучения и почему остановили выбор на нашем факультете?
— Я сразу понял, что я хочу идти в онлайн, потому что это удобно. Никогда не знаешь, во сколько ты закончишь работу или когда тебя отправят в командировку. В Среде обучения, в отличие от других мест, куда я звонил, мне все четко объяснили и подробно рассказали. И я подумал: раз меня здесь ждут — значит надо идти сюда. Программа, которую я выбрал, называется «Психологическое консультирование и диагностика личности».
— Может быть, кто-то из наших преподавателей особенно запомнился?
— Такой человек есть — это Евгений Крашенинников. Многие мои одногруппники, думаю, ответили бы так же.

Сказать, что этот человек гений — это ничего не сказать. Мало того, что он гений психологии, так он еще и гений педагогики. Он умеет задать такой вопрос, что ты не просто начинаешь думать над ним, а тебе становится интересно думать над ним.

Евгений Крашенинников
Этот преподаватель сумел во многих разжечь пламя. Он сумел показать, насколько важно, если ты хочешь развиваться в профессии, докапываться, исследовать. Да, человек может научиться, приобрести навыки, но без этого копания, без этого горения не будет развития. Ведь здорово, если психологи будут толкать свою область знаний вперед в будущее, делая лучше всем людям на планете.
— Это очень приятно слышать! Сразу хочется спросить у Вас, пришло ли к Вам во время обучения желание реализовывать себя как психолога и, если да, то когда это произошло?
— Да! Тогда, когда я нашел направление, которое помогло мне. А еще был такой момент: я не помню по какой причине, но мне захотелось поделиться с людьми тем, что у меня внутри, тем, что меня беспокоит, тревожит, пугает, и я написал текст-автобиографию на огромное количество страниц, выложил в интернете, отправил всем своим друзьям, родственникам и сказал: «Читайте и давайте мне обратную связь!»

И очень многие написали мне, что чувствуют что-то очень похожее, понимают меня, что им тоже бывает тяжело и они с этим борются, у кого-то получается, у кого-то не получается. И тогда я понял, как много вокруг людей, которые из-за психологических проблем чувствуют себя как будто в какой-то клетке. Их жизнь вроде бы идет, но получать удовольствие и испытывать счастье у них не получается, потому что внутри все постоянно крутится вокруг сложностей, которые не дают освободиться.
Найдя метод, который помог мне, я понял, как будет здорово поделиться им с кем-то еще.
Ведь если в этой области проблем я что-то смог для себя понять и исправить, то, скорее всего, я смогу помочь в этом кому-то еще. И это здорово. Это даже не помогательство, а своего рода буддийский взгляд на жизнь — чем больше в мире будет людей, испытывающих положительные эмоции, тем во всем мире будет лучше, тем меньше будет войн и страданий. Меня эта идея очень сильно заряжает и вдохновляет.
— Не могу не спросить, что же это за направление, которое так помогло Вам и вдохновило?
— Это КПТ — Когнитивно-Поведенческая терапия.

Я считаю, и это, наверное, во многом объективная точка зрения, что от других направлений, и прежде всего от психоанализа, КПТ отличает следующий постулат — абсолютно не важно, что было у тебя в прошлом, главное то, какой ты здесь и сейчас. Что бы ни происходило в прошлом, какие бы травмы и сложности у тебя ни возникали, в любой момент жизни можно от этого избавиться. И сделать это гораздо проще, чем кажется.

КПТ дает, и это тоже огромный плюс этого направления, четкую основу того, как быстро понять, что происходит с клиентом, как объяснить это ему и, главное, что нужно сделать по шагам, чтобы человеку стало лучше.

Очень важно и то, что все это не становится тайной для клиента. В КПТ есть три участника терапии — клиент, терапевт и проблема клиента, которая отделена от него и над которой клиент и терапевт вместе работают.
Когда я впервые услышал основные постулаты КПТ, я не просто понял, что это мое, а осознал, что то, что слышу, было предметом моих собственных догадок и рассуждений.
Я подозревал, что есть некие автоматические мысли, из-за которых мы неправильно воспринимаем реальность, и в этом причина наших проблем. Дисфункциональное мышление — вот в чем дело. Когда я понял, что сам приходил к таким же выводам, я взял и нырнул в это направление.
— Есть ли в Вашей жизни еще какое-нибудь хобби, занятие, которое дает вдохновение?
— Думаю, да... Я бегаю. Можно так сказать, а можно сказать точнее — я ультрамарафонец. На частый вопрос «а это как?», я отвечаю, например, что максимум пробегал 57 километров за раз. И меня всегда очень смешит реакция людей, потому что очень многие очень удивляются и спрашивают: «Что? Но как это возможно?» А я отвечаю: «Вообще-то, если бы вы знали, это очень даже возможно». В беге, как и в любом деле, надо найти то, зачем ты это делаешь. Ведь программирую я не просто потому, что мне нравится программировать, а потому, что в этом я нахожу что-то гораздо более глубокое, чем просто писать алгоритмы. С бегом так же. Физически это просто. Гораздо тяжелее психологически.

Когда я начинал бегать, мне казалось, что пять километров — это что-то нереальное. Но потом ты совершаешь забег на эти пять километров и думаешь: «Странно! Чего я боялся?» Вскоре кто-то предлагает тебе пробежать пятнадцать. И ты опять думаешь: «Но как же? Пятнадцать это же в три раза больше моей максимальной дистанции?» Пробегаешь и опять понимаешь: «Чего я боялся-то?»
И каждый раз, когда ты преодолеваешь все большее и большее расстояние, ты чувствуешь, что мог бы пробежать еще. Потому что понимаешь — ты этого боялся, но ты это сделал, значит можешь.
Конечно, надо отличать здоровый интерес от самоистязания, но если действительно найти в беге что-то свое, то это становится очень важной частью жизни. Мне очень нравится заряжать своих друзей на этот спорт, потому что философия, которая есть в беге, шикарная и полезная. И прежде всего для нашей психики, как мне кажется.
— Очень интересно узнать про Ваши планы на будущее в профессиональной сфере.
— В данный момент все, что занимает мои мысли помимо продолжения обучения — это то, как совместить то, что я уже умею (программирование, что-то инженерное) с тем, что я узнаю (психология). Это очень сложный вопрос, на который я до сих пор не нашел вразумительного ответа, но верю, что однажды все-таки найду, потому что мне одинаково не хочется ни уходить из одной области в другую (ведь программирование — безумно интересная профессия), ни отдавать себя чуть-чуть одному, чуть-чуть другому.

Только что я закончил свое обучение на двухгодичной программе Дополнительного образования Среды обучения, в данный момент учусь в Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии. Этот этап в моей жизни можно назвать этапом получения навыков и опыта, а что будет дальше, мы узнаем, когда я придумаю, как совмещать две области своих интересов.
— И итоговый вопрос. Скажите, пожалуйста, зачем человеку изучать психологию, если он не хочет работать психологом?
— Как писал Ирвин Ялом, «жизнь — это вспышка между двумя абсолютно идентичными пустотами, темнотой до рождения и темнотой после смерти» («Когда Ницше плакал»). Мы никогда не знаем, в какой момент все, что с нами происходит, закончится. Это не означает, что нужно бросить все и изо всех сил пытаться стать счастливым, но это повод задуматься о том, хочу ли я жить так, как я живу сейчас, всю оставшуюся жизнь, или же я хочу как минимум свою жизнь сделать лучше и испытать, что такое настоящее счастье и настоящая любовь к другому и к себе. И я говорю даже не о смысле жизни, а просто о получении чего-то максимально приближенного к истинному удовольствию.

Нужно стремиться увидеть все таким, какое оно есть на самом деле — настоящим, потому что иллюзии, в которых мы живем каждый день, часто прекрасны, но все равно остаются иллюзиями, отвращающими и отдаляющими нас от истинного счастья.

Ради этого, мне кажется, стоит учиться, стремиться к познанию себя.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ