— Мне кажется, это очень важно знать тем, кто собирается поступать. Спасибо! Вы много говорили про собственные кейсы студентов, ситуации на работе, на которые можно будет опираться в процессе обучения. А теперь я попрошу Вас привести пример таких проблемных моментов из практики организационного психолога.
— Сразу вспомнился один случай. Вопрос у сотрудников одной компании был в том, как повысить эффективность продаж. Эту управленческую задачу действительно можно решать по-разному. Можно через материальное стимулирование менеджеров по продажам — начать платить им больше за каждую сделку. Можно, наоборот, начать штрафовать работников. Можно всех уволить и нанять новых — суперзвезд в сфере продаж. Но в каждом таком случае мы работаем уже со следствием, реагируем на уже сделанное, а не смотрим на причины рабочего поведения. Психологический подход к решению управленческих задач предлагает смотреть глубже, исследовать причины и предлагать опережающие решения. Можно задать вопрос: из каких этапов состоит профессиональная деятельность менеджера по продажам? Если мы детально ответим на него, то быстрее увидим, где возникают проблемы, в какой момент что-то идет не так.
В очень упрощенном виде любую продажу можно поделить на три этапа. Вначале приходит аморфный запрос от клиента. Что-то ему понравилось, но конкретное желание еще не оформилось. Очевидно, что следующая задача, за которую ответственен менеджер по продажам, заключается в том, чтобы взять и структурировать входящий запрос, из аморфного выделить важные для клиента моменты. После этого нужно отследить соответствия между ключевыми элементами продукта и ключевыми элементами запроса человека. Если у самого клиента есть какие-то веские моменты против, ограничения, то тут менеджер ничего сделать не может, и наказывать его совершенно несправедливо. И, наконец, последний этап — этап той самой продажи тем клиентам, у кого есть конгруэнтность между составляющими их запроса и составляющими продукта, которую менеджер по продажам и клиент в совместном обсуждении выявили. То есть: вам подходит этот продукт, потому что вы сказали, что вам нужно A, B и C, а этот продукт как раз содержит в себе эти A, B и C.
То, что я сейчас рассказала, в русскоязычном варианте относится к психологии труда. Мы анализируем профессиональную деятельность человека, ее содержание и структуру, и через этот анализ пытаемся найти ответ на вопрос о повышении эффективности работы. Такой подход скорее проактивный, ведь лучше понимая специфику задач и требований к специалистам, мы можем заранее предсказывать возможные конфликтные ситуации или факторы, влияющие на успешность работы. В приведенном мной примере такой анализ позволяет нам заранее подумать о структуре необходимого обучения для менеджеров по продажам: на каком этапе какие действия необходимо совершить и на какие целевые показатели ориентироваться.
Приведу еще один пример из моей практики, связанный с анализом профессиональной деятельности. Сейчас, мне кажется, профессия SMM-менеджера уже не нуждается в пояснениях, но каких-нибудь шесть лет назад она была если не новой, то еще полностью не сформировавшейся. И вот помню, в результате анализа профессиональной деятельности такого специалиста в одном рекламном агентстве вдруг выяснилась очень интересная вещь, которая вроде бы лежит на поверхности, но про нее почему-то никто до этого не подумал. Оказалось, что на самом деле профессия SMM-менеджера полностью стирает границы между профессиональной и личной жизнью. Что это значит? У меня в руке телефон, и я, как SMM-менеджер, до условных 18:00 вечера отвечаю на негативные комментарии на странице какого-то бренда в соцсети. А в 18.01 опубликуют следующий комментарий — и что делать? Раз рабочий день подошел к концу, перестать отвечать подписчикам и разгребать все утром? Но оно же так не работает. Любой человек, увлеченный своей работой, конечно, перестанет расставаться с телефоном, начнет с ним есть, спать, гулять с семьей и прочее.
Эта та вещь, которая должна быть вскрыта. После того, как мы называем вещи своими именами, мы можем думать, как с ними справиться. В данном случае думать, как оптимизировать деятельность SMM-менеджеров. Разделить рабочий телефон и личный? Нанять второго сотрудника и сделать работу посменной? Если бренд требует круглосуточной мониторинга, это решение напрашивается.
И еще один пример из моей практики. Изначально компания-клиент была маленькая и семейная, все сотрудники, включая основателей, работали плотно и вместе, хорошо знали друг друга. Все у них шло хорошо, компания развивалась, что неизбежно сопровождается расширением штата. Новых людей подбирали под решение новых бизнесовых задач, ориентируясь, в первую очередь, на эффективность достижения конкретных целевых показателей. Логичное решение: бизнес рос, и было решено набирать тех людей, которые будут помогать решать соответствующие задачи. Но клиенты не учли, что в любой компании есть своя организационная культура, которая неизбежно начнет меняться с приходом новых сотрудников. И возможна (необязательно, но возможна!) ситуация, в которой разные группы сотрудников будут говорить на разных языках, и появится вопрос, что важнее — достижение целевых показателей или сохранение хороших взаимоотношений в команде. Вопрос неприятный, хотя организационной психологии он очень хорошо знаком, скажем, по темам циклов развития организации или управленческих ориентаций руководителя.
Основную проблему, впрочем, я здесь вижу в другом: это пример ситуации, когда в погоне за достижением одной цели можно упустить из виду психологическую составляющую и последствия принятого решения. И есть риск своими собственными руками создать конфликт, с которым дальше придется что-то делать. Альтернативное решение мне видится такое: заранее продумать систему найма новых сотрудников таким образом, чтобы в критерии отбора входили и рабочие умения, и соответствие организационной культуре. На английском языке последнее называется organizational fit — насколько человек и компания подходят друг другу с точки зрения профессиональных ценностей, подходов, установок и так далее. Все это — вотчина организационной психологии.